Культура

Очень серьёзное кино

Кинокомедия «Курьер из «Рая» получилась не в меру глубокомысленной

  
2042

С давних времён род людской живёт мечтой о внезапном, ошеломляющем успехе. В нужный момент протянуть руку да сцапать за хвост синюю птицу удачи, и одним махом приобрести всё, о чём другие не смеют и мечтать — богатство, славу, красоту неописанную, жену-королевичну (вариант для девиц — супруга-королевича) и полцарства впридачу. Со временем волшебство выветрилось из легенды, но мечты о сказочной удаче всегда будут будоражить умы.

И с одной стороны, фильм «Курьер из „Рая“» — это всё та же старая сказочка, рассказанная на новый лад. Артём, заглавный герой (его играет Евгений Ткачук), курьер из турфирмы «Рай» — обычный молодой разгильдяй, в котором тысячи зрителей должны узнавать себя. Юноша не обременён ни богатством, ни талантами, ни суперменскими задатками: он плывёт по течению, надеясь, что однажды ему повезёт.

И надо же было такому случиться, что именно над ним раскрылся рог изобилия!

Раз — выехав по «горящей» путёвке на южные моря, знакомится с кинозвездой Вероникой (Елизавета Боярская).

Два — получает от благодарного клиента турфирмы джип-«мерседес». Не в подарок, конечно, а всего лишь на тест-драйв. Но, когда ты сидишь за рулём крутой тачки, у тебя же не написано на лбу, что тебе её дали покататься!

Три — Веронике для подготовки очередного шоу потребовались кадры, которые Артём наснимал во время путешествия, и это стало завязкой романа.

Четыре — топ-менеджер госкорпорации «Росресурс», с которым Артём свёл знакомство в том же путешествии, сообщает, что у них открылась вакансия, и предлагает ему принять участие в освоении бюджета.

Пять… «мерин» угнали!

А это уже попахивает крушением всех жизненных надежд, потому что в качестве залога за машину наш Артём-удалец оставил не полцарства, а весь майорат — единый и неделимый дачный участок. Но тут на помощь терпящему бедствие герою, как полагается, приходит Сивка-Бурка в лице друга семьи — майора полиции Егора Глазунова (Гоша Куценко). Он «пробивает по своим каналам» местонахождение беглого «мерина». Пропажа обнаруживается в городке с уютным названием Суходольск. А в Суходольске живёт и служит в полиции Вадим Горохов (Дмитрий Дюжев): «учились вместе; парень — во!». Он выступит в роли Серого Волка.

…Кстати, город Суходольск действительно существует — правда, не в России, а в Луганской области Украины. «Убыль населения — одна из самых высоких на Украине», уведомляет русская Википедия. А код региона на номерных знаках киношно-суходольских авто соответствует Пермского края. Получается этакое синкретическое тридевятое царство.

…Однако уже на месте выясняются неприятные подробности. Оказывается, пропавшей машиной завладел местный авторитет (Олег Тактаров), с которым даже высокопоставленные силовики разговаривают на «вы» и шёпотом. Но для Артёма и его волшебных помощников непреодолимых препятствий не бывает. Без оружия, без волшебных «корочек», на голых понтах (плюс неформальные связи господ полицейских) они лихо переигрывают невенчанного князя суходольского, шантажируют злодеев несуществующим компроматом. Злые бармалеи, разумеется, колются, что твои орешки, и готовы отдать неправедно нажитое — только отпусти душу на покаяние…

Если вы, любезный читатель, зануда по складу характера, и если вы любите ловить авторов на преступлениях против правдоподобия, то «Курьер из „Рая“» гарантировано доставит вам ни с чем не сравнимое наслаждение. Количество роялей в кустах зашкаливает. Что ж, никто и не обещал показать «правду жизни»; кокетливое примечание, что, дескать, фильм основан на реальных событиях, не следует принимать всерьёз. Кино делалось как добрая сказка — вот и воспринимайте его соответственно. Сказка про то, что кинозвезда непременно полюбит небогатого и ничем не примечательного паренька за его необыкновенные душевные качества. Что этого прекрасного юношу, невзирая на его скромное образование, позовут на солидную должность в госкорпорацию. Что справедливость торжествует, что хорошие парни побеждают плохих — и при этом сами не превращаются в драконов, вопреки тоскливой китайской поговорке. Ну, а мелкие пакостники и серьёзные преступники испивают чашу позора.

Сказка ложь, да в ней намёк. Другое дело, что одну и ту же сказку можно рассказать по-разному.

Можно рассказать так, что солидные взрослые дядьки поверят в жар-птицу и царь-девицу, да отправятся на поиски меча-кладенца.

А можно так, что пятилетние карапузы заскучают уже при первых словах — в некотором царстве, в некотором государстве было у царя три сына… Ну откуда у царя три сына, когда всем известно, что у нашего царя две дочки, которых никто не видел? Лучше посмотреть «Смешариков» — там больше жизни…

Сказочники из «Дирекции кино», ранее осчастливившие страну сиквелом «Иронии судьбы», «Адмиралом» и спасибо-что-живым Высоцким, предприняли при создании «Курьера» нестандартный ход. Судя по всему, они поняли, что российский зритель подустал от лощёного и неискреннего путинского гламура, от духовных терзаний сытеньких манагеров и их расфуфыренных подруг на фоне стеклобетонных небоскрёбов. И в «Курьере из „Рая“» воскресает бесшабашная эстетика девяностых. Правда, для этого пришлось вытряхнуть героев из Moscow, которая never sleeps, и зашвырнуть их в депрессивное Замкадье.

Бытие Суходольска напоминает трагикомические частушки «Нынче времечко такое», лет двадцать назад печатавшихся в «Советской России», или постперестроечные комедии про страшноватую новую реальность. Врачи «Скорой помощи» ездят на попутках («в прошлом году эпидемия гриппа была, так они все талоны на бензин израсходовали»). Бывший инженер с разваленного завода переквалифицировался в колоритного велорикшу («трубы катал — теперь людей катаю»). Лучшим противоугонным средством является снятый руль… Впрочем, фильм не превращается в гимн той самой «коренной» России, которую в среде хипстеров принято называть «хтонической». И даже хорошие парни по факту не готовы взвалить на свои плечи дело её обустройства — и без того проблем выше крыши. Разговор Артёма с главой «Росресурса» Ореховым (Игорь Скляр), когда юный герой просит спасти обречённый город, кончается ничем.

«Может, ты и прав… но не я всё решаю», — отвечает умудрённый директор.

«А кто?» — спрашивают зрители вслед за Артёмом.

Риторический вопрос. Все знают, кто в нашей стране всё решает. И он очень не любит, когда его пытаются теребить и поторапливать!

Однако социальный пафос в «Курьере из „Рая“» явно преобладает над собственно комической составляющей. Приходится отметить, что зрелищной новую комедию не назовёшь. Тут не помогает даже присутствие Дэнни Трехо, мелькающего в проходном эпизоде. Автомобильно-криминальная комедия подразумевает головокружительные трюки — вспомните хотя бы «Такси» Люка Бессонна! Но в нашем случае постановщики трюков явно не перетрудились. Пожалуй, самый яркий момент — эпизод, где злой ротвейлер кушает солёные огурцы.

Американская кинокомедия испокон веков стоит на банановой кожуре, а лицо французской комедии — усатая физиономия под дамской шляпкой и маячащие в отдалении супружеские рога. А вот отечественные кинодеятели испытывают органическое отвращение к разным низкопробным приёмчикам. Наши кино-комедианты поражены злокачественным глубокомыслием. Думая о Родине и о продвижении проплаченных брендов, они упускают из виду, что зритель пришёл в кинозал повеселиться. Простите, тупо поржать. А над душераздирающим социальным памфлетом ржать как-то не хочется. Увы, российская земля не спешит рождать новых Леонидов Гайдаев. Одна надежда — на нового россиянина товарища Депардьевского.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня