Культура

Поминки в «Августе»

На экраны вышел фильм «August: Osage County»

  
2578

Если вы когда-нибудь были на поминках… да что я говорю, все люди сознательного возраста когда-нибудь бывали на поминках, — то вы вспомните то странное состояние, которое снисходит на людей, стоит им только опустить в землю гроб. Кажется, черный дресс-код и ритуал специально выдуманы для того, чтобы хоть как-то загнать эту траурную вакханалию в рамки, но, как правило, это не очень получается. Столько откровений, сколько выплескивается за поминальным столом или около, не бывает даже на свадьбах. Оно и понятно — там еще людям жить, а тут все, последние счеты. «Август», собственно, картина на поминках: история одной семьи, которая предстает перед зрителем в концентрированном виде, в нескольких днях — более полусотни лет.

Основой для фильма послужила довольно свежая, но уже хорошо известная (Пулитцер 2008-го года) пьеса Трейси Леттса, драматурга родом из актеров — что не такое уж частое явление. Кстати, поклонники сериала «Родина» могут помнить Леттса в роли сенатора Локхарта, впоследствии — директора ЦРУ. Американская театральная премьера пьесы состоялась в 2007-м в Чикаго, позже был Бродвей, да и в России у «Августа» уже есть своя история — свои версии ставили в Омске, Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге. Что объяснимо — материал уж больно человеческий, тоже редкость на нынешнем поле драматургических экспериментов: здесь и конкретика отдельной американской семьи Среднего Запада, и классические (вплоть до родного нам Чехова) реминисценции, и разноплановые и разновозрастные герои, тесно и достоверно связанные между собой, и замечательные диалоги. Все это прельщает режиссера, но и (при недостаточном его классе) создает предпосылки к абсолютно актерскому кино, которое оказалось бы провальным, если бы не замечательный кастинг. Собственно, обе номинации «Августа» на «Оскар» — актерские, Мерил Стрип за главную женскую роль и Джулия Робертс за роль второго плана.

Героиня Мерил Стрип (Вайолет) — мать семейства, суперфемина с яйцами (бывает и такое). Она больна раком, она медикаментозная наркоманка, и ей неожиданно приходится хоронить мужа, крепкого семидесятилетнего старика, когда-то — подающего надежды поэта, последние полсотни лет — провинциального учителя и стабильного пьяницу. Муж уходит из дома, пару дней спустя шериф обнаруживает его утонувшее тело. На весть о пропаже в семейное гнездо в Оклахоме, округ Осейдж, слетаются родственники — сестра с мужем, комическая толстушка, бесподобно воплощенная характерной актрисой Маргарет Мартиндейл, их сын «малыш Чарли» (новая британская звезда Бенедикт Камбербатч), и три сестры, три дочери Вайолет и покойного Беверли — эту небольшую, но важную роль исполнил Сэм Шепард, в принципе не нуждающийся в представлениях — но мало ли — драматург, актер и сценарист в том числе «Забриски-пойнт». Застарелый конфликт, замешанный на супружеской измене, а также любви и родстве душ между матерью и старшей из дочерей, Барбарой в исполнении Джулии Робертс, — основная, пожалуй, струна фильма.

Уже отмечали, что Робертс в «Августе» невероятно хороша — образ вечной смешной девчонки, красотки-лягушонка с улыбкой до ушей порван вдрызг. Женщина за сорок, цельная натура, талантливая, но поставившая на семью и мужа, который уходит от нее к молоденькой любовнице, человек, который здесь и сейчас желает одного — чтобы оставили в покое, но как раз это и невозможно. Ты милая, добрая, красивая, страстная, но закрытая и жесткая — иными словами, ты — заноза в заднице, — так или примерно так характеризует ее непутевый муженек Билл (Эван Макгрегор). В доме предков именно Барбара противостоит безумию такой же крутой, но уходящей в эксцентричность матери, дает всем чертей, но в итоге все равно не выдерживает — фильм заканчивается кадром Барбары на шоссе за рулем пикапа. С точки зрения режиссуры правильнее было бы завершить его полуминутой раньше, когда героиня смотрит на выжженные в августе поля Оклахомы с убранной соломой, напоминающие нам какую-нибудь Орловскую область или Татарстан, потом садится в машину и уезжает. Оставляя свою любимую и безумную мать в белом доме-парнике с занавешенными (и даже заклеенными) окнами, иными словами — в аду, где темно и жарко, в обществе наемной индианки, которую мать упорно называет индианкой, а не native american, как учила ее правильная старшая дочь.

Интересно, что на этих поминках вскрывается несколько гораздо более взрывоопасных сюжетов, просто перечислю: измена (ы), педофилия, инцест, но стержнем конфликта все равно остаются отношения между матерью и дочерью, обе требовательны и обе не оправдали надежд друг друга. Твой отец с 4-х до 10 лет жил с родителями в автомобиле, мы были первыми в наших семьях, кто окончил школу, а вы восприняли университетское образование как должное! Да если бы вы вкалывали как мы при ваших возможностях, каждая из вас была бы президентом! — так говорит Вайолет своим дочерям, она человек еще околовоенного поколения, годов рождения до американского экономического бума 1950-х. В Барбаре тоже есть этот напор; так, она кидает в рожу терапевту материны таблетки в ответ на предложение сдать Вайолет в сумасшедший дом: на каждую упаковку есть ваш рецепт, заикнетесь еще про дурку — засужу!

Феномен «бабьего царства», оказывается, вовсе не является прерогативой Отчизны. Весь «Август» бьются два титана — Барбара с выражением лица крестоносца, не достигшего Святой земли, и Вайолет, которой, в свою очередь, ее мать на Рождество подарила вместо новых ковбойских сапожек — заляпанные навозом рабочие сапоги. А козла, который приставал к четырнадцатилетней дочке Барбары, в итоге тоже урезонивает баба — native American, шайенка Джоан, ударом лопаты промеж ушей.

Двое положительных героев-мужчин — муж сестры Чарльз (Крис Купер) и его (хотя и тут все сложно) сын «Малыш Чарльз» (Камбербатч). Оба так или иначе в пассивном залоге — пассионарная толстушка Метти Фей без зазрения совести вертит простаком-мужем и третирует сына, вымещая на нем собственную вину. Эти роли больше всего пострадали в русской дублированной версии; герой Купера превратился в мистера Очевидность, а малыш Чарльз и вовсе ненатурален, актер озвучки попросту не справился с интонациями Камбербатча, придав начитанному увальню Чарли оттенок имбецильности. Впрочем, обе главные героини смотрятся замечательно вне зависимости от языка, а Стрип еще и являет чудо перевоплощения сразу в нескольких Вайолет: то в угнетенную старуху с клочьями седых волос на голове после химиотерапии, то в эксцентричную мадам-правдорубку (черный парик, тонкий макияж, траурная брошь), то просто в женщину, которая бежит по выжженному полю, заранее зная, что бежать ей, собственно, и некуда.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня