18+
вторник, 17 октября
Культура

Михаэль Ханеке взял Канны с девятой попытки

«Золотую пальмовую ветвь» получил фильм «Белая повязка» легендарного австрийца

  
15

«Белая повязка» — это уже его девятая лента, демонстрируемая на Каннском фестивале, и шестая, включенная в основную конкурсную программу кинофорума. Однако хотя Ханеке и признан как один из наиболее крупных режиссеров современности как по глубине своих работ, так и их виртуозному исполнению, он еще никогда не получал «Золотой пальмовой ветви». Вечером 24 мая этот досадный пробел был устранен.

На рассмотрение жюри во главе со звездой французского кино Изабель Юппер предстали 20 фильмов. Еще до начала церемонии негласно было выделено пять картин, которые, по мнению критиков, и разыграли главную кинонаграду мира. Весьма одобрительно критики реагировали на показах картин «Пророк» французского режиссера Жака Одьяра, «Белая повязка» австрийца Михаэля Ханеке, «Разомкнутые объятья» испанца Педро Альмодовара, «В поисках Эрика» англичанина Кена Лоуча и «Время, которое остается» израильского режиссера Элия Сулеймана.

Кинокритик Кирилл Разлогов, с первого дня находившийся на кинофоруме, рассказал «Свободной прессе» о фестивале фильмов.

«СП»: — Кирилл Эмильевич, можете поделиться впечатлениями о конкурсе? Что понравилось, что разочаровало?

— Можно сказать, что для города фестиваль уже закончился еще вчера, все разъехались, сегодня остались только номинанты, журналисты, приглашенные на официальную церемонию. Общее впечатление от конкурса — разочарование от больших мастеров. Больше досады, чем радости. Мало молодых имен. Все имена были выдающиеся, фильмы разные. Встречали их тоже по — разному. Кого-то освистывали, кому-то аплодировали. Причем иногда это касалось одного фильма. Так здесь часто бывает. Есть картины скандально шумные, есть тихие.

«СП»: — Вы имеете в виду «Антихрист»?

— Не только. У Гаспара Ноэ картина «Вход в пустоту» тоже была на показе освистана. Нет ни одно картины, по которой было бы единство мнений. А картина «Пророк» французского режиссера Жака Одьяра, стала фаворитом, но все же приз ей не достался. Мое мнение, что «Бесславным ублюдкам» Тарантино ничего не светило изначально.

«СП»: — Что можно сказать о картине, которая получила главный приз в конкурсе «Особый взгляд»?

— Очень многих удивило решение жюри вручить главный приз картине греческого режиссера Йоргоса Лантимоса «Собачий зуб». Вообще греки редкие гости на этом фестивале. Картина достаточно своеобразная. Занятная. Хотя в фаворитах ходили совсем другие фильмы. Решение присудить ей победу было очень неожиданным. Всегда трудно сказать, каков будет расклад. Изабель Юппер, женщина достаточно своеобразная. Она иногда принимает совершенно радикальные решения.

«СП»: — Вы говорили, что отклики на российскую ленту «Царь», которая участвовала в «Особом взгляде» были хорошими, а нам опять ничего не досталось.

— Да, это действительно так. Пресса была хорошая, но это совсем не значит, что жюри отдаст фильму предпочтение. Там ведь 16 картин, которые ничего не получили. И только 4 как-то были отмечены. Так что вот так. Честно говоря, я не особо ожидал, что картина что-то получит.

«СП»: — А Павел Лунгин, режиссер «Царя», он как к этому отнесся?

— Он очень хорошо понимает, что быть отобранным в основную программу Каннского фестиваля, куда не попал, к примеру, Вуди Ален, это само по себе почетно. Лунгин — профессионал. Может быть, он и надеялся что-то получить. Но, думаю, не очень травмирован, что вышло так, как вышло. Он востребован присутствующими журналистами, интерес к его творчеству велик.

«СП»: — Кирилл Эмильевич, все с нетерпением ждали премьеры Тарантино. Какое же все-таки он произвел впечатление на критиков, публику?

— Очень разное. С одной стороны говорили, что он опорочил великую тему второй мировой войны, сделав ее в духе комикса, с другой стороны это блестяще технически сделанный комикс, который, естественно вызовет восторг у почитателей этого режиссера.


Фильм — победитель

Картина «Белая повязка» выполнена в черно-белом цвете, ее снял известный австрийский режиссер Михаэль Ханеке. Она сразу же была названа «кинематографическим шедевром». Фильм посвящен событиям, которые происходили в изолированной от внешнего мира северонемецкой протестантской деревне накануне Первой мировой войны. Спокойное течение жизни ее жителей неожиданно нарушил ряд загадочных и трагических событий. Возникшее с начальных эпизодов картины психологическое напряжение не отпускает зрителя до самого конца. Режиссер дает картину застывшего во времени общества, когда между старшими и молодыми поколениями образовалась огромная пропасть. В результате возникает авторитарное общество, которое, с одной стороны, не дает детям не только реализовать свой потенциал, но и нормально развиваться, а с другой — ведет к вырождению старших поколений. Название картины происходит от традиции в ряде районов Германии повязывать подросткам на предплечья белые повязки в знак их обязательств строго придерживаться христианских норм поведения.


Награды Канн-2009

Главный приз — картина австрийского режиссера Михаэля Ханеке «Белая лента»

Гран при фестиваля — криминальный фильм «Пророк» французского режиссера Жака Одиара.

Специальный приз фестиваля — французский режиссер Ален Рене за фильм «Сорняки».

Лучшая женская роль — французская актриса Шарлотта Гензбур за главную роль в картине Ларса фон Триера «Антихрист».

Лучшая мужская роль — австриец Кристоф Вальтц за роль в фильме «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино.

Приз жюри — к/ф «Аквариум» британки Андреа Арнолд и «Жажда» корейского режиссера Парка Чан-Вука.

Лучший сценарий — «Весенняя лихорадка» китайского режиссера Лу Е.

Конкурс короткометражных фильмов выиграла картина португальского режиссера Жоао Салавизы «Арена».

Приз «Золотая камера» за лучший дебют достался австралийскому режиссеру Уорвику Торнтону за картину «Самсон и Далила».

Приз за лучшую постановку получил филиппинец Брийанте Мендоса за фильму «Кинатай» («Убой»).


Провалы фестиваля

Скандал по поводу провалившегося в Канне фильма датского режиссера Ларса фон Триера «Антихрист» завершился в субботу вечером вручением картине «антиприза» Экуменического жюри. Председатель этого жюри румынский режиссер Раду Михайляну сделал специальное заявление, в котором говорится, что самозваный «лучший режиссер мира», как охарактеризовал себя сам Ларс фон Триер, сделал в высшей степени женоненавистническую картину, из которой следует, что всех женщин во имя спасения человечества хорошо бы сжечь на костре, как средневековых ведьм. В ответ Ларс фон Триер пытался заверить публику, что этот фильм совсем не против женщин, он просто ему приснился во время одного из ночных кошмаров.


Происшествия фестиваля

Как стало известно в день закрытия фестиваля, на знаменитой набережной Круазетт, машина сбила президента фестиваля 79-летнего Жиля Жакоба. Инцидент произошел еще накануне, однако известно стало о нем только сегодня. Официальный представитель кинофорума сообщил, что травма не представляет опасности для жизни. Автомобиль, сбивший президента фестиваля, ехал медленно, и Жакоб только повредил руку.

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня