Культура

Змея подколодная

Игорь Бондарь-Терещенко о романе «Уроборос» Этери Чаландзия

  
2575
Змея подколодная

…Роман «Уроборос» необычен уже хотя бы по той причине, что ситуация, описанная в нем, до неприличия обыденна. Супружеская измена и прочие трудные периоды длиною в жизнь. Но вот комментарии — они-то и делают из него, в принципе, довольно антифеминистскую книжку, и даже удивительно, как издатели решились ее выпустить. Заклюют ведь!

А ведь, казалось бы, всего лишь внутренние монологи жены с мужем, придуманные известным журналистом и писателем Этери Чаландзия, которые к концу романа увлекают за собой в глухие дебри рефлексии почище любого Иличевского. Автор начинает оттуда, где многие, пардон, кончают от слов «они жили долго и счастливо», тянет постылую ноту мотива «умерли в один день» и завершает ее даже не радостным «зарезав друг друга кухонными ножами», поскольку герои-то романа — не из коммунального прошлого, а из более глубокого колодца народной души. Отсюда неудивительны в житейском, казалось бы, сюжете эпиграфы из Плутарха и Ницше, а также цитаты из Достоевского и Цветаевой с Бродским.

В «техническом» же плане, все это напоминает замечательную Анну Козлову в мужском обличье. Емко и хлестко, остро и въедливо — таковы «вкусовые» ингредиенты этой прозы. Пускай маскулинной, да, а то ведь в последнее время российская словесность не то чтобы совсем в неудобную рифму мескалинна и жеманна, она еще и напрочь отбилась от рук «практической» рефлексии! То есть, не просто чужда рассуждений — то ли о себе любимом, чьи мысли не на всякую ауру налезут, то ли о себе нелюбимом всеми, а избегает упомянутого «практического» анализа ситуаций, в которые каждый из нас не раз и не два попадал. Раз в семь лет, если интересно, уж точно — говорят, именно столько живет брак, основанный на любви. А далее уже случаются гонки по кругу, и роман Этери Чаландзия недаром называется «Уроборос». Это ведь имя змеи, кусающей себя за хвост, символ бесконечного движения по кругу: «На этих змеиных колесиках катится вся человеческая жизнь, и вот уже обручальные кольца, казавшиеся символом вечного счастья, напоминают свернувшуюся в зловещую восьмерку бесконечности змею».

Таким образом «под колесами любви» оказываются герои романа, Егор и Нина, лед и пламень, холодный редактор в издательстве и пылкий театральный деятель. Интеллигентные, казалось бы, люди, как говаривал классик, а не могут. Причем многого. Она — избавиться от розовых очков, желания отредактировать весь мир и привычки называть Гришей цветок в горшке. Он — избежать вечного комплекса плейбоя, мачо и еще этого, ну, когда хочется «обнять, погладить по голове, успокоить, и тут же ударить чем-нибудь по этой самой голове, чтобы вытрясти всю дурь, которой она была набита».

Кстати, знаете, чем, по мнению героя, набиты нынче наши девушки, десять лет прожившие в счастливом браке? «Как подушка пером, они были набиты странностями, — сообщает он. — Раз в месяц страдали, истекая ненужной кровью. Их жизнь сопровождали истерические припадки, ложные беременности, зависть, ревность, фригидность, депрессия. Вечная борьба с весом и возрастом, крашеные волосы, крашеные губы, ногти, кое-кто даже соски себе красил».

Справедливости ради отметим, что самому герою снится другое, более интеллектуальное, что ли: пьяная Мэрилин Монро, гуляющая по квартире голой, стокилограммовая Мария Каллас, глотающая глистов, Фрида Кало, истязающая свое тело ненужными операциями, графиня Батори, плавающая в крови девственниц, Эдит Пиаф с бутылкой, Дженис Джоплин с косяком, Медея с трупами, смерть с косой.

И эти люди, воскликнет при этом любая девушка, запрещают нам красить соски!

Кстати, издательство, выпустившее «Уроборос», специализируется на всяких нужных книжках гуманитарного характера, художественные изыски здесь если и случаются, то слишком уж резко, непрактично, короче, полный outside. Таковы, например, были «Чувство вины» Александра Снегирева и «Книга без фотографий» Сергея Шаргунова. Теперь вот — «Уроборос». Как уже упоминалось, все закольцовывается и жалит само себя в незащищенный тыл «живой» жизни. И исключительно из-за того, что выводов при этом сделать почти никто не успевает, и выходят такие вот «кусачие» книги о любви.

Этери Чаландзия. Уроборос. — М.: Альпина нон-фикшн, 2014. — 310 с.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня