Культура

Актёр всея Украины

Всеволод Непогодин вспоминает Богдана Ступку

  
6709
Актёр всея Украины

22 июля 2012 года не стало Богдана Ступки. Два года с нами нет самого талантливого украинского актёра. Осиротела без него украинская культура. Должно пройти еще много времени, чтобы мы полностью осознали масштаб дарования Богдана Сильвестровича.

Украинская культура нынче сугубо провинциальна и локальна. Мало кому интересен за рубежом ансамбль «Океан Эльзы». Прозу Сергея Жадана читают разве что очкастые профессоры литературы на кафедрах словесности европейских университетов. А вот игра Богдана Ступки соответствовала лучшим мировым образцам, а порой и превосходила их. Сколь пристально я не наблюдал за Джеком Николсоном и Робертом Де Ниро, а так и не заметил чем они мастеровитее Ступки.

Июль 2011 года. В Оперном театре церемония закрытия одесского международного кинофестиваля. Показывают фильм Александра Гордона «Огни притона». Лента совсем никудышная — притянутый за уши одесский говор, скучный сюжет, посредственная игра актёров, плохая операторская работа. Мне хочется уйти с сеанса уже на десятой минуте, но я решаю остаться, вспомнив о том, что видел в фестивальном буклете фамилию Ступки в анонсе этой ерунды. И я не пожалел о своём выборе. Ступка смотрелся в фильме пришельцем с другой планеты. На его фоне сразу был виден непрофессионализм и несуразная игра остальных актёров. Каждое телодвижение Ступки было выверенным и эффектным. Его голос сразу заставлял верить в правдоподобность.

Ступка дебютировал в кино в тридцатилетнем возрасте в фильме Юрия Ильенко «Белая птица с чёрной отметиной». Ему удалось вжиться в роль и явить зрителям сравнительно новый для советского кино типаж украинского националиста. Фильм провокативен и по нашим меркам — в одной из сцен активист бандеровского подполья запрыгивает на плот с автоматом в руках, крича «Слава Украине!». Но советская цензура картину пропустила. Звонарь Орест в исполнении Ступки весьма харизматичен.

Я сожалею о том, что мне не довелось видеть Богдана Сильвестровича на театральной сцене. Он вырос на театральных подмостках. Театр был его естественной средой обитания, а киноплощадки шли во вторую очередь. Зрители запомнят Ступку прежде всего по ролям глыб-стариков, сыгранных им в последнее десятилетие своей жизни: Леонид Брежнев в фильме «Заяц над бездной», сельский авторитет Блинов в фильме «Свои», глава большой семьи Шамановых в фильме «Дом». О главной роли в фильме «Тарас Бульба» и говорить нечего — увидь Гоголь его игру в ленте Владимира Бортко, то аплодировал бы стоя. Ступка сыграл Бульбу выше всяческих похвал. Теперь трудно представить даже, что кто-нибудь еще в ближайшее время решиться экранизировать «Тараса Бульбу» — созданный Ступкой на экране художественный образ совершенен и его уже никому не удастся превзойти.

В сентябре прошлого года я гулял по Львову и удивился, не обнаружив там памятника Ступке. Зато я наткнулся на памятник Степану Бандере неподалеку от железнодорожного вокзала. Ступка — самый известный уроженец Львовщины, и мне непонятно, почему галичане до сих пор не сделали его своей региональной иконой. Персонажи, сыгранные Ступкой, транснациональны и понятны во всём мире. Его образ мог бы многое сделать для популяризации края в мире, но видимо львовяне другого мнения.

Украинская культура нынче в упадке. Как всегда нехватка бюджетного финансирования. Кино практически не снимают. Театр не в моде. Я не уверен в том, что в ближайшие десятилетия на Украине появится актер, обладающий хотя бы десятой частью таланта Ступки. Богдан Сильвестрович — это глыба, колосс, титан украинского искусства. Хочется верить, что молодежь доберется до фильмов с его участием, отложив в сторонку голливудский конвейерный ширпотреб. Ступке не нужен был никакой «Оскар», ведь у него была, есть и будет народная слава в Украине и России.

Наверное, есть высшая справедливость в том, что Всевышний забрал его к себе два года назад. Не заслужил Ступка видеть весь тот кошмар, что творится нынче на Украине.

Больно ему было бы созерцать тот раскол между русскими и украинцами что происходит сегодня. Мало кто стал одновременно достоянием как российского, так и украинского кинематографа как Ступка. Разве что Киру Муратову одинаково считают своей по обе стороны границы.

Ступка не задержался в кресле министра культуры Украины. Чиновничья работа была не для него. Прирожденному актёру не место в просторном кабинете с государственным флагом и фотографией президента на самом видном месте. Ступка не стремился в режиссуру, полностью сосредоточившись на актёрском ремесле. Он прекрасно понимал, что профессионал — это умение делать хорошо что-то одно и сфокусировался на перевоплощениях в разнообразных персонажей. А ведь сейчас полно в кинематографе «универсалов», пытающихся одновременно быть и актёрами и продюсерами и сценаристами и режиссерами.

Украина должна вцепиться мёртвой хваткой в память о Ступке. Пора уже прекратить все время восхвалять Тараса Шевченко и Лесю Украинку, которые малопонятны современникам. Нытьё о крипацтве — позапрошлый век, это сейчас никому не интересно. Государству нужны культурные иконы, чьи образы и достижения известны широким слоям населения. Можно переименовать киевский кинофестиваль «Молодость» в фестиваль имени Богдана Ступки. Да и улицы в свою честь в столице Украины Богдан Сильвестрович явно достоин. Ступка оставил после себя богатое творческое наследие. Все фильмы с его участием не пересмотреть и за год. Лично я всегда буду помнить о том, что в Украине был актёр, чья игра была на уровне самым маститых голливудских звёзд.

Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Синдеев.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня