Культура

Актёр всея Украины

Всеволод Непогодин вспоминает Богдана Ступку

  
6705
Актёр всея Украины

22 июля 2012 года не стало Богдана Ступки. Два года с нами нет самого талантливого украинского актёра. Осиротела без него украинская культура. Должно пройти еще много времени, чтобы мы полностью осознали масштаб дарования Богдана Сильвестровича.

Украинская культура нынче сугубо провинциальна и локальна. Мало кому интересен за рубежом ансамбль «Океан Эльзы». Прозу Сергея Жадана читают разве что очкастые профессоры литературы на кафедрах словесности европейских университетов. А вот игра Богдана Ступки соответствовала лучшим мировым образцам, а порой и превосходила их. Сколь пристально я не наблюдал за Джеком Николсоном и Робертом Де Ниро, а так и не заметил чем они мастеровитее Ступки.

Июль 2011 года. В Оперном театре церемония закрытия одесского международного кинофестиваля. Показывают фильм Александра Гордона «Огни притона». Лента совсем никудышная — притянутый за уши одесский говор, скучный сюжет, посредственная игра актёров, плохая операторская работа. Мне хочется уйти с сеанса уже на десятой минуте, но я решаю остаться, вспомнив о том, что видел в фестивальном буклете фамилию Ступки в анонсе этой ерунды. И я не пожалел о своём выборе. Ступка смотрелся в фильме пришельцем с другой планеты. На его фоне сразу был виден непрофессионализм и несуразная игра остальных актёров. Каждое телодвижение Ступки было выверенным и эффектным. Его голос сразу заставлял верить в правдоподобность.

Ступка дебютировал в кино в тридцатилетнем возрасте в фильме Юрия Ильенко «Белая птица с чёрной отметиной». Ему удалось вжиться в роль и явить зрителям сравнительно новый для советского кино типаж украинского националиста. Фильм провокативен и по нашим меркам — в одной из сцен активист бандеровского подполья запрыгивает на плот с автоматом в руках, крича «Слава Украине!». Но советская цензура картину пропустила. Звонарь Орест в исполнении Ступки весьма харизматичен.

Я сожалею о том, что мне не довелось видеть Богдана Сильвестровича на театральной сцене. Он вырос на театральных подмостках. Театр был его естественной средой обитания, а киноплощадки шли во вторую очередь. Зрители запомнят Ступку прежде всего по ролям глыб-стариков, сыгранных им в последнее десятилетие своей жизни: Леонид Брежнев в фильме «Заяц над бездной», сельский авторитет Блинов в фильме «Свои», глава большой семьи Шамановых в фильме «Дом». О главной роли в фильме «Тарас Бульба» и говорить нечего — увидь Гоголь его игру в ленте Владимира Бортко, то аплодировал бы стоя. Ступка сыграл Бульбу выше всяческих похвал. Теперь трудно представить даже, что кто-нибудь еще в ближайшее время решиться экранизировать «Тараса Бульбу» — созданный Ступкой на экране художественный образ совершенен и его уже никому не удастся превзойти.

В сентябре прошлого года я гулял по Львову и удивился, не обнаружив там памятника Ступке. Зато я наткнулся на памятник Степану Бандере неподалеку от железнодорожного вокзала. Ступка — самый известный уроженец Львовщины, и мне непонятно, почему галичане до сих пор не сделали его своей региональной иконой. Персонажи, сыгранные Ступкой, транснациональны и понятны во всём мире. Его образ мог бы многое сделать для популяризации края в мире, но видимо львовяне другого мнения.

Украинская культура нынче в упадке. Как всегда нехватка бюджетного финансирования. Кино практически не снимают. Театр не в моде. Я не уверен в том, что в ближайшие десятилетия на Украине появится актер, обладающий хотя бы десятой частью таланта Ступки. Богдан Сильвестрович — это глыба, колосс, титан украинского искусства. Хочется верить, что молодежь доберется до фильмов с его участием, отложив в сторонку голливудский конвейерный ширпотреб. Ступке не нужен был никакой «Оскар», ведь у него была, есть и будет народная слава в Украине и России.

Наверное, есть высшая справедливость в том, что Всевышний забрал его к себе два года назад. Не заслужил Ступка видеть весь тот кошмар, что творится нынче на Украине.

Больно ему было бы созерцать тот раскол между русскими и украинцами что происходит сегодня. Мало кто стал одновременно достоянием как российского, так и украинского кинематографа как Ступка. Разве что Киру Муратову одинаково считают своей по обе стороны границы.

Ступка не задержался в кресле министра культуры Украины. Чиновничья работа была не для него. Прирожденному актёру не место в просторном кабинете с государственным флагом и фотографией президента на самом видном месте. Ступка не стремился в режиссуру, полностью сосредоточившись на актёрском ремесле. Он прекрасно понимал, что профессионал — это умение делать хорошо что-то одно и сфокусировался на перевоплощениях в разнообразных персонажей. А ведь сейчас полно в кинематографе «универсалов», пытающихся одновременно быть и актёрами и продюсерами и сценаристами и режиссерами.

Украина должна вцепиться мёртвой хваткой в память о Ступке. Пора уже прекратить все время восхвалять Тараса Шевченко и Лесю Украинку, которые малопонятны современникам. Нытьё о крипацтве — позапрошлый век, это сейчас никому не интересно. Государству нужны культурные иконы, чьи образы и достижения известны широким слоям населения. Можно переименовать киевский кинофестиваль «Молодость» в фестиваль имени Богдана Ступки. Да и улицы в свою честь в столице Украины Богдан Сильвестрович явно достоин. Ступка оставил после себя богатое творческое наследие. Все фильмы с его участием не пересмотреть и за год. Лично я всегда буду помнить о том, что в Украине был актёр, чья игра была на уровне самым маститых голливудских звёзд.

Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Синдеев.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня