Культура

Научные закономерности эстрады

Продюсер Евгений Кобылянский: «Хит становится вечным от таланта, а временным — от унижения»

  
1687
Научные закономерности эстрады

Я давно слышал, что Лепса нашли в сочинском ресторане, но никогда не знал, кто это сделал. А сделал это (и многое другое) продюсер, музыкант, исследователь в области психоакустики Евгений Кобылянский. С ним я и поговорил о Лепсе, шоу-бизнесе, зарубежном продюсерском опыте и гоноре русских поп-звезд.

«СП»: — Евгений, расскажите, как вы встретились с Григорием Лепсом, как сложилось ваше сотрудничество и почему пару лет назад оно прекратилось. Имел ли место драматический разрыв или это вполне деловое завершение отношений?

— Впервые мы встретились с Гришей в Сочи еще в 1991 году — нас познакомил общий товарищ, который и повел меня вечером в ресторан слушать будущую звезду. Я проникся к этому одаренному парню. А складывалось все сложно. Мне очень хотелось что-то сделать вместе, Гриша иногда приезжал в Москву, но до записи в студии дело не доходило в силу каких-то объективных обстоятельств. Позже, в 1995 году, мы все-таки сотворили задуманное — записали наш первый альбом. Мы многое вместе пережили, поэтому моя семья считает Гришу своим полноправным членом. Почему прекратилось сотрудничество? Трудно сказать: и творческий кризис был, и советчиков прибавилось — голоса шавок заглушили трубный рев слона, если образно. Наверное, так должно было произойти в тот момент — не знаю. Во всяком случае, весь наш совместный период жизни — светлая и важная страница для меня. Да и дверь не заперта, если что.

«СП»: — Не считаете ли вы, что с такими вокальными данными Лепс мог бы стать вокалистом какой-нибудь хард-рок-группы? Высокий и хриплый мужской вокал очень ценится в рок-музыке. Иными словами, не кажется ли вам, что Лепс загубил свою карьеру кабацким репертуаром? Да, сейчас он на волне, но попсовая слава очень быстро проходит…

— Гриша — яркая индивидуальность, в группе ему было бы тесно, тем более что до встречи со мной он пел в разных группах. Что до кабацкого репертуара: мы потратили немало сил и труда, чтоб выйти на новый уровень творчества, и сделали это успешно. Кабацкий репертуар — это как детская болезнь: можно один раз переболеть в юности — и точка, а можно возвращаться к нему в силу каких-то обстоятельств — по-разному бывает. Насчет попсовой славы: я не могу комментировать нынешнее творчество Гриши, ибо не знаю его. Но при его даровании, думаю, у него все будет хорошо долгие годы.

«СП»: — В июне этого года исполнилось 20 лет написанной вами песне «Натали». Расскажите, как она родилась и довольны ли вы результатом.

— Как родилась песня? Элементарно. Были у прекрасного поэта Анатолия Долженкова строки в стихотворении «Натали, утоли мои печали, Натали». Пока мы гуляли на Чистых прудах и вслух читали стихи, в голове зазвучала мелодия. Потом «к станку», быстро все сыграл, сделал бридж («я проделал долгий путь…»), к которому Толя уже на готовую музыку дописывал стихи. Так и получилась песня «Натали». Она не была написана для Гриши — исполнителя мы искали под готовую вещь. Потом попробовали с Гришей, и я понял, что это «наше все». Гриша прекрасно ее реализовал.

«СП»: — Расскажите о вашей работе в сфере психоакустики. Это как-то связано с написанием «стопроцентных» хитов?

— Моя работа в этой области не имеет никакого отношения к написанию хитов. В науке я изучаю и применяю закономерности влияния на человеческие эмоции звуков и их сочетаний. Хит же становится вечным от таланта, а временным — от унижения.

«СП»: — Евгений, когда-то вы работали в студиях США, в частности, сотрудничали с Джо Кокером и Роджером Уотерсом. Расскажите, чем подход к шоу-бизнесу и звукозаписи на Западе отличается от того, что происходит у нас в стране.

— Там подход, а здесь приход. Отличается фундаментальными знаниями и идеей во главе этих знаний, плюс, четко организованной системой с ответственностью каждого ее элемента.

«СП»: — Помогло ли вам в России западное продюсерское образование? Оно вообще, применительно к реалиям нашего вечно сотрясаемого музыкального рынка, необходимо? Или у нас больше важно чутье и умение договариваться?

— В России так и не сформировался рынок и институт продюсирования, и даже чутье у многих работает на уровне «пипл схавает». Но! Россия — страна самой чувственной и отзывчивой аудитории. Поэтому я верю, что мои знания и понимание того, как дать развитие и сделать самобытным артиста и его репертуар, в определенный момент будут востребованы.

«СП»: — Евгений, крупные западные звезды тоже хамят журналистам и поклонникам?

— Крупные западные звезды поглощены работой, заняты делом. Они понимают, что за ними стоит команда, на них ответственность. А хамство наших «звезд» — от тщеславия и гордыни. Эго размером с вавилонскую башню. Это связано с низким уровнем образованности и отсутствием культуры. Конечно, это касается не всех, но множество «звезд» на нашей эстраде — профессиональные мертвецы.

«СП»: — В 2011 году вы выступали в Европе вместе с Брайном Мэйем. Что можете сказать о нем? На какой почве вы сблизились с легендарным гитаристом Queen?

— Да, мы прекрасно сотрудничали. На какой почве? Я пел и играл его произведения, ему понравилось, как я это сделал; то есть на творческой почве и сблизились.

«СП»: — Вадим Самойлов в недавнем интервью сказал мне, что радийный формат все больше отдаляет слушателя от радиостанций. И действительно, на радио невозможно услышать сколько-нибудь серьезные композиции потому только, что они-де «длинные» и «сложные». Что скажет большой поклонник Pink Floyd на этот счет?

— Это проблема узости рынка. Со временем, думаю, все сбалансируется. Радиостанции зависят от рекламодателей, поэтому непросто продвигать в эфир концептуальную музыку даже при большом желании.

«СП»: — В 70-е годы в СССР делали замечательную музыку: это и Валерий Ярушин с «Ариэлем», который аж 4 рок-оперы записал, это и ранний «Автограф», и пластинка Тухманова «По волне моей памяти». С вашей точки зрения, почему столь своеобразный и интересный зарождающийся советский арт полностью выродился к концу 80-х в чудовищный попс?

— Надо было сразу и жестко на законодательном уровне пресечь поток мусора на сцену в виде людей без образования и таланта, а мы 20 лет фанеру не могли запретить! Вот и стали «звездами» какие-то смазливые «мальчикодевочки» с мышлением приматов и голосами инопланетян. Невнимание к массовой культуре после перестройки загнало профессиональную эстраду под плинтус пэтэушной самоделки.

«СП»: — 15 августа исполняется 24 года со дня гибели Виктора Цоя. Мой вопрос о нем и Юрии Айзеншписе, с которым Виктор сотрудничал последние два года. Есть две полярные позиции по этому вопросу: одни считают, что Юрий был простым завхозом при группе «Кино», другие полагают, что без его вмешательства в процесс «Кино» никогда не стало бы культовой группой, завоевавшей миллионы сердец. Что вы об этом думаете?

— Я был хорошо знаком с Юрием Айзеншписом. Такие люди не бывают завхозами, и его вклад в культовость «Кино» нельзя недооценивать. Подробнее ничего не могу сказать — эта тема всегда была вне моих интересов.

«СП»: — Ваши прогнозы пути развития русской музыкальной культуры на ближайшие время.

— Наверное, правильнее сказать — развитие массовой культуры. Сейчас очень острый период стагнации. Работаем, а там посмотрим. В моем деле нет прогнозов. Я формирую и подталкиваю к выходу в свет новые проекты, люди их принимают очень тепло. Вот это и есть мой прогноз — создавать для нашей российской публики настоящую хорошую музыку, наполненную содержанием и смыслом.

«СП»: — Пару слов о проектах, над которыми вы сейчас работаете.

— В рамках моего сольного проекта я задействую интересных молодых исполнителей. Пока выпустил два альбома — песенный «Стена голосов» и инструментальный «KobRa I». И, конечно, все время концертирую.

Фото из архива Е. Кобылянского

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Вадим Кумин

Политик, кандидат экономических наук

Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня