Культура

Научные закономерности эстрады

Продюсер Евгений Кобылянский: «Хит становится вечным от таланта, а временным — от унижения»

  
1680
Научные закономерности эстрады

Я давно слышал, что Лепса нашли в сочинском ресторане, но никогда не знал, кто это сделал. А сделал это (и многое другое) продюсер, музыкант, исследователь в области психоакустики Евгений Кобылянский. С ним я и поговорил о Лепсе, шоу-бизнесе, зарубежном продюсерском опыте и гоноре русских поп-звезд.

«СП»: — Евгений, расскажите, как вы встретились с Григорием Лепсом, как сложилось ваше сотрудничество и почему пару лет назад оно прекратилось. Имел ли место драматический разрыв или это вполне деловое завершение отношений?

— Впервые мы встретились с Гришей в Сочи еще в 1991 году — нас познакомил общий товарищ, который и повел меня вечером в ресторан слушать будущую звезду. Я проникся к этому одаренному парню. А складывалось все сложно. Мне очень хотелось что-то сделать вместе, Гриша иногда приезжал в Москву, но до записи в студии дело не доходило в силу каких-то объективных обстоятельств. Позже, в 1995 году, мы все-таки сотворили задуманное — записали наш первый альбом. Мы многое вместе пережили, поэтому моя семья считает Гришу своим полноправным членом. Почему прекратилось сотрудничество? Трудно сказать: и творческий кризис был, и советчиков прибавилось — голоса шавок заглушили трубный рев слона, если образно. Наверное, так должно было произойти в тот момент — не знаю. Во всяком случае, весь наш совместный период жизни — светлая и важная страница для меня. Да и дверь не заперта, если что.

«СП»: — Не считаете ли вы, что с такими вокальными данными Лепс мог бы стать вокалистом какой-нибудь хард-рок-группы? Высокий и хриплый мужской вокал очень ценится в рок-музыке. Иными словами, не кажется ли вам, что Лепс загубил свою карьеру кабацким репертуаром? Да, сейчас он на волне, но попсовая слава очень быстро проходит…

— Гриша — яркая индивидуальность, в группе ему было бы тесно, тем более что до встречи со мной он пел в разных группах. Что до кабацкого репертуара: мы потратили немало сил и труда, чтоб выйти на новый уровень творчества, и сделали это успешно. Кабацкий репертуар — это как детская болезнь: можно один раз переболеть в юности — и точка, а можно возвращаться к нему в силу каких-то обстоятельств — по-разному бывает. Насчет попсовой славы: я не могу комментировать нынешнее творчество Гриши, ибо не знаю его. Но при его даровании, думаю, у него все будет хорошо долгие годы.

«СП»: — В июне этого года исполнилось 20 лет написанной вами песне «Натали». Расскажите, как она родилась и довольны ли вы результатом.

— Как родилась песня? Элементарно. Были у прекрасного поэта Анатолия Долженкова строки в стихотворении «Натали, утоли мои печали, Натали». Пока мы гуляли на Чистых прудах и вслух читали стихи, в голове зазвучала мелодия. Потом «к станку», быстро все сыграл, сделал бридж («я проделал долгий путь…»), к которому Толя уже на готовую музыку дописывал стихи. Так и получилась песня «Натали». Она не была написана для Гриши — исполнителя мы искали под готовую вещь. Потом попробовали с Гришей, и я понял, что это «наше все». Гриша прекрасно ее реализовал.

«СП»: — Расскажите о вашей работе в сфере психоакустики. Это как-то связано с написанием «стопроцентных» хитов?

— Моя работа в этой области не имеет никакого отношения к написанию хитов. В науке я изучаю и применяю закономерности влияния на человеческие эмоции звуков и их сочетаний. Хит же становится вечным от таланта, а временным — от унижения.

«СП»: — Евгений, когда-то вы работали в студиях США, в частности, сотрудничали с Джо Кокером и Роджером Уотерсом. Расскажите, чем подход к шоу-бизнесу и звукозаписи на Западе отличается от того, что происходит у нас в стране.

— Там подход, а здесь приход. Отличается фундаментальными знаниями и идеей во главе этих знаний, плюс, четко организованной системой с ответственностью каждого ее элемента.

«СП»: — Помогло ли вам в России западное продюсерское образование? Оно вообще, применительно к реалиям нашего вечно сотрясаемого музыкального рынка, необходимо? Или у нас больше важно чутье и умение договариваться?

— В России так и не сформировался рынок и институт продюсирования, и даже чутье у многих работает на уровне «пипл схавает». Но! Россия — страна самой чувственной и отзывчивой аудитории. Поэтому я верю, что мои знания и понимание того, как дать развитие и сделать самобытным артиста и его репертуар, в определенный момент будут востребованы.

«СП»: — Евгений, крупные западные звезды тоже хамят журналистам и поклонникам?

— Крупные западные звезды поглощены работой, заняты делом. Они понимают, что за ними стоит команда, на них ответственность. А хамство наших «звезд» — от тщеславия и гордыни. Эго размером с вавилонскую башню. Это связано с низким уровнем образованности и отсутствием культуры. Конечно, это касается не всех, но множество «звезд» на нашей эстраде — профессиональные мертвецы.

«СП»: — В 2011 году вы выступали в Европе вместе с Брайном Мэйем. Что можете сказать о нем? На какой почве вы сблизились с легендарным гитаристом Queen?

— Да, мы прекрасно сотрудничали. На какой почве? Я пел и играл его произведения, ему понравилось, как я это сделал; то есть на творческой почве и сблизились.

«СП»: — Вадим Самойлов в недавнем интервью сказал мне, что радийный формат все больше отдаляет слушателя от радиостанций. И действительно, на радио невозможно услышать сколько-нибудь серьезные композиции потому только, что они-де «длинные» и «сложные». Что скажет большой поклонник Pink Floyd на этот счет?

— Это проблема узости рынка. Со временем, думаю, все сбалансируется. Радиостанции зависят от рекламодателей, поэтому непросто продвигать в эфир концептуальную музыку даже при большом желании.

«СП»: — В 70-е годы в СССР делали замечательную музыку: это и Валерий Ярушин с «Ариэлем», который аж 4 рок-оперы записал, это и ранний «Автограф», и пластинка Тухманова «По волне моей памяти». С вашей точки зрения, почему столь своеобразный и интересный зарождающийся советский арт полностью выродился к концу 80-х в чудовищный попс?

— Надо было сразу и жестко на законодательном уровне пресечь поток мусора на сцену в виде людей без образования и таланта, а мы 20 лет фанеру не могли запретить! Вот и стали «звездами» какие-то смазливые «мальчикодевочки» с мышлением приматов и голосами инопланетян. Невнимание к массовой культуре после перестройки загнало профессиональную эстраду под плинтус пэтэушной самоделки.

«СП»: — 15 августа исполняется 24 года со дня гибели Виктора Цоя. Мой вопрос о нем и Юрии Айзеншписе, с которым Виктор сотрудничал последние два года. Есть две полярные позиции по этому вопросу: одни считают, что Юрий был простым завхозом при группе «Кино», другие полагают, что без его вмешательства в процесс «Кино» никогда не стало бы культовой группой, завоевавшей миллионы сердец. Что вы об этом думаете?

— Я был хорошо знаком с Юрием Айзеншписом. Такие люди не бывают завхозами, и его вклад в культовость «Кино» нельзя недооценивать. Подробнее ничего не могу сказать — эта тема всегда была вне моих интересов.

«СП»: — Ваши прогнозы пути развития русской музыкальной культуры на ближайшие время.

— Наверное, правильнее сказать — развитие массовой культуры. Сейчас очень острый период стагнации. Работаем, а там посмотрим. В моем деле нет прогнозов. Я формирую и подталкиваю к выходу в свет новые проекты, люди их принимают очень тепло. Вот это и есть мой прогноз — создавать для нашей российской публики настоящую хорошую музыку, наполненную содержанием и смыслом.

«СП»: — Пару слов о проектах, над которыми вы сейчас работаете.

— В рамках моего сольного проекта я задействую интересных молодых исполнителей. Пока выпустил два альбома — песенный «Стена голосов» и инструментальный «KobRa I». И, конечно, все время концертирую.

Фото из архива Е. Кобылянского

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня