Культура

Русское кино за кадром: без законов и не «по понятиям»

Московскому кинофесту грозят не только премьеры, но и массовые акции протеста рядового кинолюда

  
47

Очередной Московский кинофестиваль, стартующий 19 июня, грозит запомниться не только премьерами, но и громкими акциями протеста. Как стало известно корреспонденту «Свободной прессы», профсоюз работников киноиндустрии и телерадиовещания готовится в дни фестиваля провести серию акций протеста против продюсерского беспредела и коррупции на съемочных площадках. По словам многих киношников, их достала «закадровая» жизнь российской фабрики грез, которая так же горька и трагична, как и слеза мелодрамы.

Сегодня, как утверждают, участники будущих пикетов, съемка ни одного фильма фильма не обходится без финансовых махинаций и двойной бухгалтерии, что за каждой громкой кинопремьерой и новым телесериалом прячется банальный обман. Деньги и слава достаются одним (их единицы), а многим из тех, кто трудится за пределами объектива киноаппарата по 12−17 часов в сутки, остаются крохи с барского продюссерского стола и перспектива остаться в конце съемок вообще на бобах.

Корреспондент «Свободной прессы» побывал в самом логове заговорщиков.

Они не хотят «по понятиям»

— В истории российского кинобизнеса никогда не кидали с зарплатой только осветителей, потому что в их руках «рубильник», — горько усмехается режиссер Павел Щербатюк. — Весь остальной кинолюд работает на съемочной площадке на свой страх и риск. Более того, все фестивальные фильмы, получившие позже разнообразные награды, были сняты с нарушением российских законов. Вот мы и хотим, чтобы съемочные площадки работали в соответствии с российскими законами и Трудовым кодексом, а не по «понятиям» продюсеров, которые ради денег готовы кинуть кого угодно.

Щербатюк с недавних пор отодвинул в сторону все свои проекты и ушел в глухое киноподполье, чтобы эффективнее защищать трудовые права простых тружеников кино.

Кстати, база киноподпольщиков располагается в Доме кино на Васильевской. Здесь они заседают по четвергам. Здесь же «вербуют» новых членов своего профсоюза. Правда, когда корреспондент «Свободной прессы» пересек порог Дома, то с трудом заметил маленькое объявленьице на стенде за спинами стареньких вахтерш, которое и зазывало на очередное заседание кинопрофсоюза. Сегодня желающих вступить пока не видно, а Щербатюк то и дело выглядывает в коридор и с надеждой спрашивает у вновь пришедших в Дом кино:

— Вы не в профсоюз?

— Нет, — кокетничают длинноногие блондинки, думая, что их кадрят, но тут же перестают улыбаться, видя, что молодой человек сразу потерял к ним интерес.

Кто правит балл

На столе малого зала Дома кино я заметил стопки футболок с символикой кинопрофсоюза, которые вручают каждому вновь вступившему в организацию. Вместе с футболкой новичок получает и ответственное задание: либо провести разъяснительную работу среди коллег и постараться создать первичную ячейку на своей съемочной площадке, либо принять участие в работе головной организации и заняться, скажем, написанием очередной жалобы депутатам Госдумы на тяжелую жизнь рядового киношника.

— Наша организация была зарегистрирована в конце прошлого года. Сейчас в нее уже входит 250 человек, — гордо рассказывает председатель профсоюза Наталья Вельяминова. — Эта цифра еженедельно увеличивается на 5−10 человек. Ведь в России на самом деле права работников киноиндустрии, никто не защищает. А сейчас ситуацию усугубляет пресловутый финансовый кризис. Бюджеты фильмов урезаются, проекты закрываются, людей увольняют. А так как российский Трудовой кодекс в кинобизнесе никогда не работал, потому что был невыгоден продюсерам, то на съемочных площадках сейчас твориться самый настоящий беспредел. В нашу организацию поступают десятки жалоб на невыплаты зарплат от операторов, декораторов, гримеров, помощников режиссеров и даже актеров второго плана. Мы намерены отстаивать их права в судах, и пытаемся привлечь на свою сторону депутатов Госдумы.

«СП»: — Но разве в стране некому отстаивать права работников кино? Ведь есть профсоюз работников культуры, есть всевозможные киногильдии режиссеров, сценаристов?

— Организаций много, но все они пляшут под дудку Гильдии кинопродюсеров.

Специфика бизнеса

Оператор Анатолий Мананников, в свое время принимавший участие в съемках фильмов «Мусульманин», «24 часа», много работавший с Эльдаром Рязановым, был одним из первых, кто обратился в профсоюза за поддержкой.

«СП»: — С какой бедой вы пришли за помощью?

— Полтора года назад я согласился участвовать в проекте под рабочим названием «Сказка XXI века», — рассказывает Мананников. — Картина должна была состоять из 4 новелл. Затевал проект Михаил Пореченков, но потом он передал руководство съемками некоему ООО «Муви Про». Были отсняты две части, и с тех пор, вот уже год, вся наша съемочная бригада слушает другие сказки. Они о деньгах, которые должны заплатить якобы «со дня на день».

«СП»: — Есть надежда?

— Выбить из них деньги очень трудно, потому что кинобизнес в нашей стране специфичен. Все рабочие взаимоотношения строятся на устных договоренностях, а расчет идет черным налом. На бумаге, конечно, имеется и «белая» зарплата, но такую сейчас даже дворникам не платят. Если начнешь требовать, чтобы все оформлялось по закону, тебя просто пошлют подальше и на работу пригласят другого — сговорчивого. Отсюда все беды.

Кидалы в тени широкого экрана

Весь косяк в киноиндустрии начинается еще на стадии заключения договоров, в которых элементарно отсутствуют многие условия сотрудничества: количество рабочих часов, штрафы, премии за переработку и все прочее. Как правило, с операторами, гримерами, костюмерами, художниками заключаются договор подряда, как с индивидуальными предпринимателями. В результате, идти жаловаться в прокуратуру или трудовую инспекцию на нарушения Трудового кодекса на съемочной площадке — они не могут. С невыплатой зарплат нужно разбираться в арбитражном суде, который сейчас завален исками от индивидуальных предпринимателей.

Свой иск к «А-Медиа продакшн» подал художник по костюмам Роман Спивак (работал на фильмах «Участок», «Дальнобойщики», «Бедная Настя») после своего участия в проекте «Петровка, 38».

— Самое смешное, что этот проект посвящен борьбе с преступниками и мошенниками. А теперь вот сами выступаем в роли жертв.

По словам Спивака, помимо мошенничества с зарплатами, ситуация в кинобизнесе усугубляется еще и тем, что, желая сэкономить на зарплатах, продюсеры начинают набирать на работу людей с улиц:

— Человек сегодня числился маляром, красил забор, а завтра он уже — главный художник. Хорошо если талантлив, а если нет? Результат: в каждой второй картине полно ляпов и несоответствий. Но если у человека за спиной 2 класса образования, и он знает о Великой Отечественной лишь то, что у русских должны быть звезды на форме, а у немцев — кресты, как он может делать качественное кино?! Зато потом зрителям объясняют, дескать, это у нас видение сюжета такое!

Пикетировать или нет?

Сейчас на заседаниях профсоюза кроме борьбы с продюсерами-мошенниками, обсуждается очень важный вопрос: проводить ли уличные акции в дни работы Московского кинофестиваля? Возникает дискуссия. Одни двумя руками за пикеты, другие предлагают ограничиться открытым письмом и потребовать соблюдения ТК в киноиндустрии. Пока вопрос остается открытым.

— Мы пока не решили, будем или нет пикетировать кинофестиваль, — говорит Щербатюк. — Но время для того, чтобы разослать соответствующие уведомления в госорганы, у нас есть. Вопрос решится в ближайшие дни. Впрочем, я не удивлюсь, если на кинофестивале возникнут и стихийные акции протеста. Поверьте, любому терпению есть предел. Думаю, не за горами тот день, когда и в нашей стране, как недавно в США, начнутся забастовки на съемочных площадках.


Список фильмов и сериалов, за съемки которых продюсеры не заплатили (по данным профсоюза работников киноиндустрии и телерадиовещания):

1. «Сказки 21 века» — компания ООО «МувиПро»;

2. «Барвиха» - ООО «РасфокусФильм, телеканал Россия;

3. «Управа» — ООО «Алмакс»;

4. «Котовский», «На нейтральной полосе» — ООО «Алмакс»;

5. «Петровка 38», «Монтекристо» — «А-Медиа»;

6. «Умница-красавица» — «Инсайт Пикчерс»;

7. «Дедушка в подарок» — ООО «ПРО движение».

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня