18+
среда, 26 июля
Культура

Русское кино за кадром: без законов и не «по понятиям»

Московскому кинофесту грозят не только премьеры, но и массовые акции протеста рядового кинолюда

  
38

Очередной Московский кинофестиваль, стартующий 19 июня, грозит запомниться не только премьерами, но и громкими акциями протеста. Как стало известно корреспонденту «Свободной прессы», профсоюз работников киноиндустрии и телерадиовещания готовится в дни фестиваля провести серию акций протеста против продюсерского беспредела и коррупции на съемочных площадках. По словам многих киношников, их достала «закадровая» жизнь российской фабрики грез, которая так же горька и трагична, как и слеза мелодрамы.

Сегодня, как утверждают, участники будущих пикетов, съемка ни одного фильма фильма не обходится без финансовых махинаций и двойной бухгалтерии, что за каждой громкой кинопремьерой и новым телесериалом прячется банальный обман. Деньги и слава достаются одним (их единицы), а многим из тех, кто трудится за пределами объектива киноаппарата по 12−17 часов в сутки, остаются крохи с барского продюссерского стола и перспектива остаться в конце съемок вообще на бобах.

Корреспондент «Свободной прессы» побывал в самом логове заговорщиков.

Они не хотят «по понятиям»

— В истории российского кинобизнеса никогда не кидали с зарплатой только осветителей, потому что в их руках «рубильник», — горько усмехается режиссер Павел Щербатюк. — Весь остальной кинолюд работает на съемочной площадке на свой страх и риск. Более того, все фестивальные фильмы, получившие позже разнообразные награды, были сняты с нарушением российских законов. Вот мы и хотим, чтобы съемочные площадки работали в соответствии с российскими законами и Трудовым кодексом, а не по «понятиям» продюсеров, которые ради денег готовы кинуть кого угодно.

Щербатюк с недавних пор отодвинул в сторону все свои проекты и ушел в глухое киноподполье, чтобы эффективнее защищать трудовые права простых тружеников кино.

Кстати, база киноподпольщиков располагается в Доме кино на Васильевской. Здесь они заседают по четвергам. Здесь же «вербуют» новых членов своего профсоюза. Правда, когда корреспондент «Свободной прессы» пересек порог Дома, то с трудом заметил маленькое объявленьице на стенде за спинами стареньких вахтерш, которое и зазывало на очередное заседание кинопрофсоюза. Сегодня желающих вступить пока не видно, а Щербатюк то и дело выглядывает в коридор и с надеждой спрашивает у вновь пришедших в Дом кино:

— Вы не в профсоюз?

— Нет, — кокетничают длинноногие блондинки, думая, что их кадрят, но тут же перестают улыбаться, видя, что молодой человек сразу потерял к ним интерес.

Кто правит балл

На столе малого зала Дома кино я заметил стопки футболок с символикой кинопрофсоюза, которые вручают каждому вновь вступившему в организацию. Вместе с футболкой новичок получает и ответственное задание: либо провести разъяснительную работу среди коллег и постараться создать первичную ячейку на своей съемочной площадке, либо принять участие в работе головной организации и заняться, скажем, написанием очередной жалобы депутатам Госдумы на тяжелую жизнь рядового киношника.

— Наша организация была зарегистрирована в конце прошлого года. Сейчас в нее уже входит 250 человек, — гордо рассказывает председатель профсоюза Наталья Вельяминова. — Эта цифра еженедельно увеличивается на 5−10 человек. Ведь в России на самом деле права работников киноиндустрии, никто не защищает. А сейчас ситуацию усугубляет пресловутый финансовый кризис. Бюджеты фильмов урезаются, проекты закрываются, людей увольняют. А так как российский Трудовой кодекс в кинобизнесе никогда не работал, потому что был невыгоден продюсерам, то на съемочных площадках сейчас твориться самый настоящий беспредел. В нашу организацию поступают десятки жалоб на невыплаты зарплат от операторов, декораторов, гримеров, помощников режиссеров и даже актеров второго плана. Мы намерены отстаивать их права в судах, и пытаемся привлечь на свою сторону депутатов Госдумы.

«СП»: — Но разве в стране некому отстаивать права работников кино? Ведь есть профсоюз работников культуры, есть всевозможные киногильдии режиссеров, сценаристов?

— Организаций много, но все они пляшут под дудку Гильдии кинопродюсеров.

Специфика бизнеса

Оператор Анатолий Мананников, в свое время принимавший участие в съемках фильмов «Мусульманин», «24 часа», много работавший с Эльдаром Рязановым, был одним из первых, кто обратился в профсоюза за поддержкой.

«СП»: — С какой бедой вы пришли за помощью?

— Полтора года назад я согласился участвовать в проекте под рабочим названием «Сказка XXI века», — рассказывает Мананников. — Картина должна была состоять из 4 новелл. Затевал проект Михаил Пореченков, но потом он передал руководство съемками некоему ООО «Муви Про». Были отсняты две части, и с тех пор, вот уже год, вся наша съемочная бригада слушает другие сказки. Они о деньгах, которые должны заплатить якобы «со дня на день».

«СП»: — Есть надежда?

— Выбить из них деньги очень трудно, потому что кинобизнес в нашей стране специфичен. Все рабочие взаимоотношения строятся на устных договоренностях, а расчет идет черным налом. На бумаге, конечно, имеется и «белая» зарплата, но такую сейчас даже дворникам не платят. Если начнешь требовать, чтобы все оформлялось по закону, тебя просто пошлют подальше и на работу пригласят другого — сговорчивого. Отсюда все беды.

Кидалы в тени широкого экрана

Весь косяк в киноиндустрии начинается еще на стадии заключения договоров, в которых элементарно отсутствуют многие условия сотрудничества: количество рабочих часов, штрафы, премии за переработку и все прочее. Как правило, с операторами, гримерами, костюмерами, художниками заключаются договор подряда, как с индивидуальными предпринимателями. В результате, идти жаловаться в прокуратуру или трудовую инспекцию на нарушения Трудового кодекса на съемочной площадке — они не могут. С невыплатой зарплат нужно разбираться в арбитражном суде, который сейчас завален исками от индивидуальных предпринимателей.

Свой иск к «А-Медиа продакшн» подал художник по костюмам Роман Спивак (работал на фильмах «Участок», «Дальнобойщики», «Бедная Настя») после своего участия в проекте «Петровка, 38».

— Самое смешное, что этот проект посвящен борьбе с преступниками и мошенниками. А теперь вот сами выступаем в роли жертв.

По словам Спивака, помимо мошенничества с зарплатами, ситуация в кинобизнесе усугубляется еще и тем, что, желая сэкономить на зарплатах, продюсеры начинают набирать на работу людей с улиц:

— Человек сегодня числился маляром, красил забор, а завтра он уже — главный художник. Хорошо если талантлив, а если нет? Результат: в каждой второй картине полно ляпов и несоответствий. Но если у человека за спиной 2 класса образования, и он знает о Великой Отечественной лишь то, что у русских должны быть звезды на форме, а у немцев — кресты, как он может делать качественное кино?! Зато потом зрителям объясняют, дескать, это у нас видение сюжета такое!

Пикетировать или нет?

Сейчас на заседаниях профсоюза кроме борьбы с продюсерами-мошенниками, обсуждается очень важный вопрос: проводить ли уличные акции в дни работы Московского кинофестиваля? Возникает дискуссия. Одни двумя руками за пикеты, другие предлагают ограничиться открытым письмом и потребовать соблюдения ТК в киноиндустрии. Пока вопрос остается открытым.

— Мы пока не решили, будем или нет пикетировать кинофестиваль, — говорит Щербатюк. — Но время для того, чтобы разослать соответствующие уведомления в госорганы, у нас есть. Вопрос решится в ближайшие дни. Впрочем, я не удивлюсь, если на кинофестивале возникнут и стихийные акции протеста. Поверьте, любому терпению есть предел. Думаю, не за горами тот день, когда и в нашей стране, как недавно в США, начнутся забастовки на съемочных площадках.


Список фильмов и сериалов, за съемки которых продюсеры не заплатили (по данным профсоюза работников киноиндустрии и телерадиовещания):

1. «Сказки 21 века» — компания ООО «МувиПро»;

2. «Барвиха» - ООО «РасфокусФильм, телеканал Россия;

3. «Управа» — ООО «Алмакс»;

4. «Котовский», «На нейтральной полосе» — ООО «Алмакс»;

5. «Петровка 38», «Монтекристо» — «А-Медиа»;

6. «Умница-красавица» — «Инсайт Пикчерс»;

7. «Дедушка в подарок» — ООО «ПРО движение».

СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Рамблер/новости
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня