18+
вторник, 30 мая
Культура

Андрей Разумовский: В кино пошла охота на ведьм и деньги

Противники Никиты Михалкова выступили с открытым письмом ко всем неравнодушным в сообществе

  
31

Российский кинематограф раздирают яростные споры. Отечественные деятели кино разделились на два лагеря: «за Михалкова» и «против Михалкова».

Те, кто «против», считают, что после того, как «царь отечественного кино» опять стал у руля Союза кинематографистов, российское киноискусство в ближайшее время просто загнется. Кто-то уже потерял свой пост, кто-то исключен из союза, кого-то выселяют из здания. Но самый главный вопрос — дележ бюджетных средств на производство фильмов. У многих есть опасения, что теперь миллиарды рублей будут разложены по усмотрению людей, относящихся к кино весьма условно.

Оппозиционеры-кинематографисты выступили с открытым письмом, в котором они призвали «осознать весь драматизм ситуации». Вот цитата:«Мы стоим на пороге преобразования общественной организации, каковой до сих пор был СК РФ, как бы к нему ни относиться, в командно-административную систему с отчетливо выраженной жесткой авторитарностью». Авторы письма жестко оценили прошедший чрезвычайный съезд СК РФ: «Толпа коленопреклоненных свободных художников умолила своего пастыря не покидать ее, не оставлять ее своей заботой и патронажем». Они напомнили о создании при СК РФ Комиссии по этике,«первой жертвой которой стал критик Виктор Матизен, дважды за короткий срок, исключенный из Союза», а также о нагнетании «атмосферы нетерпимости к инакомыслию».

Один из авторов петиции — Андрей Разумовский, Президент Ассоциации кинопродюсеров России, высказал свой взгляд «Свободной прессе» на ситуацию в российском кинематографе.

«СП»: - Андрей Вадимович, почему вы решили написать это письмо-обращение именно сейчас? Что-то произошло экстренное?

— По нашему мнению сейчас началась «охота на ведьм». После известного апрельского Съезда кинематографистов, когда во главе СК встал Никита Михалков, все сосредоточено в одних руках, все решается одним человеком. Вот мы и пожинаем первые плоды. Из ученого совета ВГИКа был исключен Марлен Хуциев, это вообще комическая ситуация. И, думаю, она отзовется еще через много лет. Редакцию журнала «Искусство кино» выселяют из здания по бумаге, подписанной Михалковым. В региональных отделениях Союза кинематографистов теперь не будут выбирать глав, а их будут назначать из Москвы. Все как в военном государстве. Но мы же общественная организация. А еще Михалков теперь будет распоряжаться деньгами на кино. Недавно был образован совет по кино, во главе с Путиным и министрами, в котором только четыре кинематографиста. Этот совет получит 4 миллиарда рублей на производство фильмов в России, и будет решать, кто в 2010 году будет снимать кино: кому давать деньги, а кому нет.

«СП»: — А сколько у нас сейчас в запуске фильмов, сколько в работе?

— Никто не может точно сказать, все встало! Только чрезвычайные меры могут спасти российское кино. Мы пока все доделываем, что было начато. Денег на кино не будет. Об этом, как вы знаете, заявил министр культуры Авдеев. Заморожено 100 проектов, а это значит, 10 000 человек останутся без работы. А вот в конце года будет конкурс, уже по новым правилам. И кто знает, каким образом они будут распределяться? Можно, конечно догадаться. Вот поэтому, мы и не хотим, чтобы деньги попадали в один карман одному человеку. И кто будет решать: кто достоин, а кто нет? Это важно. Мы волнуемся за российский кинематограф, ведь сейчас все сделано под одного человека.

«СП»:  — А что делается на уровне государства, чтобы повлиять на ситуацию? Чтобы не дать развалиться нашему кино?

— Знаю, что в ближайшее время в Думе будут обсуждаться эти вопросы. Мы от Ассоциации продюсеров готовим постановление, и Министерство культуры занимается подготовкой документов. Кризис в нашей стране не подбил, а напрочь разбил кинематограф. Пока не будут приняты основные положения, которые мы предлагаем, придется, как после 1998 года выползать.

«СП»: — А что самое главное, на ваш взгляд, надо сделать?

— Принять постановление о льготном налогообложении для инвесторов, спонсоров кино. Без этого никто денег в фильмы вкладывать не будет. У государства средств на это нет. А написав письмо, мы обратились к киносообществу, ждем от них поддержки. 41 человек поставил свою подпись под обращением. Это всем известные и уважаемые люди. Марлен Хуциев хочет встретиться с президентом. Не знаю, правда, получится ли.

«СП»: — А сколько стоит сейчас снять фильм?

— Если это современная история, то порядка $ 1,5 — 2 млн., а если это костюмный фильм то $ 5−6 млн. Сейчас производство подешевело. Есть, конечно, фильмы, которые полностью финансируются государством, но в большинстве — доля бюджетных денег не более 70%.

«СП»: — Английская профессиональная газета Screen International впервые обнародовала цифру бюджета будущего русского блокбастера «Утомленные солнцем-2» — $ 68,5 млн. С вашими подсчетами они как-то не слишком соотносятся. Откуда берутся такие деньги?

— Весь бюджет российского кинематографа не этот год $ 70 млн. Никита Сергеевич никогда не отчитывается за деньги, потраченные на фильмы. И самое главное, нам никогда никто не разрешает проверять расходы. Так заведено. Все скрыто. Один ответ — нет там русских денег. Мы уже видели эти консолидированные бюджеты — часть от государства, часть от спонсоров — на его предыдущих картинах: потом в основном оказывалось, что деньги там только от нашего государства. При этом Михалков везде говорит: «Ребята, я на равных. Вот разрешено в рублях по миллиону долларов на картину в год — я это беру». А если будет в комиссии нормальная структура, нормальная работа, нормальный конкурсный отбор сценариев — не в одну сторону, а действительно на равных — то это будет очень благое дело.


Виктор Матизен, президент Гильдии кинокритиков, тоже поставил свою подпись под документом.

«СП»: — Виктор Эдуардович, вот вы подписались под письмом. Чего хотите добиться, против чего протестуете?

—  Мы обратились к кинематографической общественности. Письмо уже подписали ряд известных людей: Петр Тодоровский, Марлен Хуциев, Юрий Гусман, Рустам Ибрагимбеков, Юрий Любимов, Александр Митта, Юрий Норштейн, Эльдар Рязанов, Александр Сокуров, Елена Цыплакова еще многие. Оно, несомненно, выражает позицию большинства кинематографистов. У нас сейчас происходят невероятные, отвратительные дела. Какие-то гонения даже начались. Нужно же что-то с этим делать. Письмо — это вид нашей борьбы и противостояния. Буду бороться также и за себя, сколько можно! Мое исключение из СК незаконно. И я его буду оспаривать. Мы напишем еще письмо в Совет кинематографистам. Михалков обвиняет меня, что я подкуплен Западом, извините, но — это паранойя.

«СП»: — Ясно, что деньги — один из главных предметов спора.

— Конечно, это очень важный вопрос. Могу сказать следующее. Бюджет Фильма Михалкова «Сибирский цирюльник» составлял $ 40млн, из которых, как он утверждал, $ 10 млн. дал ему Черномырдин, а остальные — французский продюсер. И сейчас он не может сдавать позиции. Я знаю, что бюджет «Утомленных солнцем-2» почти $ 70 млн. и считаю, что он способен именно столько выкачать из бюджета. За счет спонсоров он не наберет и трети этой суммы. Уверен, что это будут бюджетные деньги, которые ему даст совет по кинематографии, Минкультуры. В любом случае это будут деньги не частные, а деньги, выкачанные из карманов налогоплательщиков. Это однозначно. И эти деньги никогда не вернутся. В правлении Михалков никогда не обнародовал никаких цифр и можно думать все что угодно.

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня