Культура

Ворчание благородного дона

Дарио Салас Соммэр: Мы рождаемся в долгах и тратим жизнь на то, чтобы выплачивать кредиты

  
1171
Ворчание благородного дона

Прогресс аморален и лишён этики. Мы — «цивилизованные дикари». Стремление к наслаждениям развращает. Телевидение — зомбирует. Мораль общества лишена схожих для всех корней и потому является вариативной и необязательной. Мы рождаемся в долгах и тратим жизнь на то, чтобы выплачивать кредиты. «Обиженные народы обречены на хаос, бедность, страдание и невезение».

Кажется, чилийский интеллектуал, философ и просветитель Дарио Салас Соммэр не говорит ничего нового. Он даже перегибает палку: верит в КГБ, которое зомбировало людей электромагнитными полями, превращая их в идеальных солдат, верит в «дурной глаз»… И всё же его книга — поучительное чтение. Соммэр выстраивает чёткую, последовательную систему симпатий и антипатий («добра» и «зла»), и вы постепенно понимаете существенное: он не филантроп. Чилийский учёный считает, что в словосочетании «помощь нуждающимся» значимы оба слова, и помогать надо тем, кто в этом действительно нуждается. Тем, кто не может обеспечивать себя по объективным причинам. Но не всем подряд. «Делай добро, но хорошо смотри, кому ты его делаешь», — так учит Соммэр, искренне полагая, что до искажения духа христианства заповеди говорили именно об этом.

Самостояние — вот что его интересует. Стремление человека к личностной завершённости, гармонии с самим собой. «Высшая цель человека состоит не в совершении блага для других, а в следовании правилам высшего эгоизма… ставящего индивидуальную эволюцию на первое место». Человек призван отдавать, но лишь тот, кто реализовал себя правильно, способен дать миру то, в чём мир действительно нуждается. «Аморально помогать обидчивым, обделяя добродетельных… Обида — это ментальный трюк по перекладыванию на других ответственности за неудачи с целью оправдания своей несостоятельности и создания собственной шкалы ценностей, где счастливый победитель превращается в злодея, а полный горечи неудачник оказывается положительным героем».

Так учит Соммэр. Но сам он, несомненно, положительный герой — и не прагматик, а романтик. Чего стоит его определение брака, в каковом, по его мнению, важна «истинная любовь», а вовсе не то, легален ли союз по человеческим правилам… любое использование партнёра в корыстных целях — аморально.

Ответственность и ещё раз ответственность — вот что он ставит во главу угла. Человек, прожигающий собственную жизнь, губит, на первый взгляд, лишь себя одного, но он приносит в мир — хаос. Не делайте долгов, которых не сможете отдать, настойчиво повторяет Соммэр. Ведь их придётся отдавать нашим детям.

Гедонизм захлестнул мир. Главный рупор этого врага — телевидение. Чилиец изобличает телевидение с какой-то даже угрюмой настойчивостью: он словно бы видит тех, кто, сидя перед экраном, прямо в это время подпадает под власть потребительской лихорадки. Товары — кредиты, новые товары — новые кредиты. Такова незавидная участь современного человека, неспособного к самоконтролю: воспламеняться от очередных — и в 90% случаев совершенно ненужных вещей. Целые государства становятся жертвами страсти к потреблению. Их так удобно подсадить на кредиты — ими так удобно управлять извне!

Деятельный ум Соммэра, не довольствуясь констатацией, постоянно ищет выход. Сильные национальные государства, к примеру, способны противостоять эпидемии гедонизма, сохраняя память о традиционных ценностях. К таковым он, безусловно, относит и личную свободу, с правом на развод, на аборт… это тоже аспекты индивидуальной ответственности.

В действительности, многое зависит от слов. «Мы подменяем понятия, — пишет философ, — чтобы удовлетворить всеобщее лицемерие и избежать зависти. Высшую меру наказания называют местью, извращённое поведение — разнообразием половой жизни, потребительское отношение к сексу — любовью, неопределённость — серединой или центром, потребительство — благосостоянием, распущенность — свободой, а критику коррупции — покушением на честь человека».

Всё это, в сущности, немало напоминает ворчание. Однако за этим ворчанием старика (79 лет) неизменно ощущается качество, которое, по Соммэру, противоположно потребительству и комфорту: добродетельность.

Дарио Салас Соммэр «Мораль XXI века». — М.: Кодекс, 2014. — 480 с. — 3000 экз.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Константин Небытов

Судебный пcихолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня