Прогресс аморален и лишён этики. Мы — «цивилизованные дикари». Стремление к наслаждениям развращает. Телевидение — зомбирует. Мораль общества лишена схожих для всех корней и потому является вариативной и необязательной. Мы рождаемся в долгах и тратим жизнь на то, чтобы выплачивать кредиты. «Обиженные народы обречены на хаос, бедность, страдание и невезение».
Кажется, чилийский интеллектуал, философ и просветитель Дарио Салас Соммэр не говорит ничего нового. Он даже перегибает палку: верит в КГБ, которое зомбировало людей электромагнитными полями, превращая их в идеальных солдат, верит в «дурной глаз»… И всё же его книга — поучительное чтение. Соммэр выстраивает чёткую, последовательную систему симпатий и антипатий («добра» и «зла»), и вы постепенно понимаете существенное: он не филантроп. Чилийский учёный считает, что в словосочетании «помощь нуждающимся» значимы оба слова, и помогать надо тем, кто в этом действительно нуждается. Тем, кто не может обеспечивать себя по объективным причинам. Но не всем подряд. «Делай добро, но хорошо смотри, кому ты его делаешь», — так учит Соммэр, искренне полагая, что до искажения духа христианства заповеди говорили именно об этом.
Самостояние — вот что его интересует. Стремление человека к личностной завершённости, гармонии с самим собой. «Высшая цель человека состоит не в совершении блага для других, а в следовании правилам высшего эгоизма… ставящего индивидуальную эволюцию на первое место». Человек призван отдавать, но лишь тот, кто реализовал себя правильно, способен дать миру то, в чём мир действительно нуждается. «Аморально помогать обидчивым, обделяя добродетельных… Обида — это ментальный трюк по перекладыванию на других ответственности за неудачи с целью оправдания своей несостоятельности и создания собственной шкалы ценностей, где счастливый победитель превращается в злодея, а полный горечи неудачник оказывается положительным героем».
Так учит Соммэр. Но сам он, несомненно, положительный герой — и не прагматик, а романтик. Чего стоит его определение брака, в каковом, по его мнению, важна «истинная любовь», а вовсе не то, легален ли союз по человеческим правилам… любое использование партнёра в корыстных целях — аморально.
Ответственность и ещё раз ответственность — вот что он ставит во главу угла. Человек, прожигающий собственную жизнь, губит, на первый взгляд, лишь себя одного, но он приносит в мир — хаос. Не делайте долгов, которых не сможете отдать, настойчиво повторяет Соммэр. Ведь их придётся отдавать нашим детям.
Гедонизм захлестнул мир. Главный рупор этого врага — телевидение. Чилиец изобличает телевидение с какой-то даже угрюмой настойчивостью: он словно бы видит тех, кто, сидя перед экраном, прямо в это время подпадает под власть потребительской лихорадки. Товары — кредиты, новые товары — новые кредиты. Такова незавидная участь современного человека, неспособного к самоконтролю: воспламеняться от очередных — и в 90% случаев совершенно ненужных вещей. Целые государства становятся жертвами страсти к потреблению. Их так удобно подсадить на кредиты — ими так удобно управлять извне!
Деятельный ум Соммэра, не довольствуясь констатацией, постоянно ищет выход. Сильные национальные государства, к примеру, способны противостоять эпидемии гедонизма, сохраняя память о традиционных ценностях. К таковым он, безусловно, относит и личную свободу, с правом на развод, на аборт… это тоже аспекты индивидуальной ответственности.
В действительности, многое зависит от слов. «Мы подменяем понятия, — пишет философ, — чтобы удовлетворить всеобщее лицемерие и избежать зависти. Высшую меру наказания называют местью, извращённое поведение — разнообразием половой жизни, потребительское отношение к сексу — любовью, неопределённость — серединой или центром, потребительство — благосостоянием, распущенность — свободой, а критику коррупции — покушением на честь человека».
Всё это, в сущности, немало напоминает ворчание. Однако за этим ворчанием старика (79 лет) неизменно ощущается качество, которое, по Соммэру, противоположно потребительству и комфорту: добродетельность.
Дарио Салас Соммэр «Мораль XXI века». — М.: Кодекс, 2014. — 480 с. — 3000 экз.