Бесконтрольно-взлетная полоса

Как повлияет на безопасность полетов сокращение числа авиадиспетчеров в крупнейшем аэропорту Москвы

  
2977
Бесконтрольно-взлетная полоса

Как сообщает профсоюз авиадиспетчеров (ФПАД), после планируемого увольнения диспетчеров в московском аэропорту «Шереметьево» нагрузка на оставшихся сотрудников увеличится в несколько раз. О сокращении в ближайшее дни специалистов, контролирующих взлетно-посадочные полосы в «Шереметьево», уже объявил Московский центр автоматизированного управления воздушным движением ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (МЦ АУВД). С 11 ноября планируется сократить должности 16 диспетчеров и одного старшего диспетчера руления. Работникам уже выданы соответствующие уведомления. Функции увольняемых будут возложены на остающихся диспетчеров, отвечающих за взлет и посадку самолетов, считают во ФПАД.

Там также напоминают, что в аэропорту и без того не хватало трех диспетчеров, и на старте еще оставалось вакантным одно место. То есть вместо 59 работников, как положено по штату, работали 55. С 12 ноября может оказаться всего 41 работник и 48 штатных должностей.

Между тем, московский транспортный узел и без того загружен до технического максимума. Уже сейчас диспетчер контролирует до 15−18 самолетов одновременно. Хотя, по отечественным стандартам от 1986 года, их должно быть не более пяти.

В пресс-службе аэропорта «Шереметьево» на звонок «СП» ответили, что аэропорт не занимается вопросами обеспечения диспетчерской службы, в том числе в кадровом отношении и порекомендовали обратиться в Московский центр автоматизированного управления воздушным движением.

Специалист по связям с общественностью этого Центра Юлия Ефимова, ответила, что ее организация не уполномочена комментировать эту тему, заметив, что с вопросами можно обратиться в головной офис ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

Заместитель директора международного сотрудничества и протокола — пресс-секретарь ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Николай Ивашов сослался на официальный релиз своей организации:

«Информация о том, что в аэропорту «Шереметьево» планируются массовые сокращения авиадиспетчеров, которые могут повлиять на безопасность воздушного движения, не соответствует действительности. Планируются лишь изменения в штатном расписании без сокращения численности сотрудников, направленные на оптимизацию управления воздушным движением.

В настоящее время зоной ответственности диспетчеров руления является площадь маневрирования аэродрома (рулежные дорожки), по которой воздушные суда (ВС) следуют в одном направлении при выруливании на предварительный старт и пересекают другие рулежные дорожки при заруливании на перрон. Ввиду того, что на сегодняшний день время нахождения экипажа ВС на связи с диспетчером ДПР сократилось, а процесс координации автоматизирован, загруженность диспетчера руления не превышает допустимую даже в период максимальной интенсивности.

Всем высвобождаемым диспетчерам руления предлагаются вновь открытые вакансии (диспетчер старта, диспетчер группы обеспечения планирования воздушного движения и диспетчер обслуживания вылета «Деливери») в службе движения Шереметьевского центра ОВД".

В свою очередь, профсоюз авиадиспетчеров 29 октября разместил на своем сайте сообщение, в котором поставил под сомнение информацию ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

— Опубликованные до сих пор данные профсоюзов и самих диспетчеров сильно разнятся. Поэтому сложно однозначно утверждать о недостаточности диспетчеров в «Шереметьево», — отмечает руководитель агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

— Тем более, любой критерий достаточности нагрузки обслуживаемых за час бортов одним диспетчером сильно зависит от технической оснащенности конкретного обслуживающего центра, например, аэропорта.

К сожалению, в прошлом и позапрошлом годах так и не была проведена работа по созданию укрупненных центров, подразумевающая значительную модернизацию технических средств обеспечения работы диспетчеров, включая новые системы управления, радиолокации. Планы по внедрению самых современных моделей, систем автоматического зависимого наблюдения остались на уровне пилотных проектов.

Однако говорить о радикальной отсталости технического обеспечения наших аэродромов, на мой взгляд, не корректно. Полагаю, что обеспеченность кадрами диспетчерских служб московских аэропортов достаточна для выполнения профессиональных задач. Хотя есть возможности существенно упростить их работу.

«СП»: — И что для этого надо сделать?

— Во-первых, ввести новый центр самой современной отечественной системы управления. Однако ни в нынешнем, ни в начале следующего года это вряд ли произойдет.

Во-вторых, новая схема движения в московской воздушной зоне должна повысить ее пропускную способность с точки зрения диспетчерского хозяйства и снизить нагрузки на диспетчеров. Но эта работа увязывается с введением нового центра управления, а потому тоже пока не реализуется.

Тем не менее, я не характеризую нынешнюю ситуацию в сфере безопасности как критическую. А значительное усиление активности профсоюзов по времени совпало с действиями следственных органов во «Внуково», что позволяет им поднять вопрос о своих требованиях, чтобы одним махом решить несколько насущных проблем.

— Когда идет любое сокращение обеспечительных служб в авиации, всегда должен быть предложен альтернативный вариант замены, в данном случае диспетчеров. Если нет альтернативы, никакого сокращения быть не может, — заявил президент Общественной организации «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов.

— Ни одно государство в мире не может экономить на безопасности полетов, никто не имеет права делать это и в России.

Статистика свидетельствует: за последние три года Россия выдвинулась на первое место в мире по количеству авиакатастроф и по количеству погибших в них людей. При этом в Австралии, полностью живущей на авиации, за последние 70 лет не было ни одной авиакатастрофы! В близкой нам Финляндии их не было уже 50 лет! Да, Финляндия — небольшое государство, но их самолеты активно летают по всему миру.

Если в «Шереметьево» принято решение об увольнении, то должен быть твердый расчет, на кого будут возложены их задачи. На автоматику? У нас много государственных регулирующих органов, но у меня есть данные, что Минтранс еще не провел проверку этого вопроса. А если окажется, что альтернативы увольняемым нет, то надо это сокращение немедленно прекращать. Чиновнику Минтранса достаточно приехать в «Шереметьево» на 30−40 минут, чтобы все понять по документам: соответствует ли это предложение нормам ИКАО, правилам Российской Федерации или нет.

Я уверен, что профсоюз не на пустом месте поднял вопрос. Я знаю досконально ситуацию в «Шереметьево», и солидарен с выводом профсоюзов. Если эта нагрузка превышает норму, то какие могут быть увольнения? К сожалению, мы пока не увидели квалифицированной оценки со стороны Минтранса о том, какая реально нагрузка выпадет на авиадиспетчеров…

Вот во «Внуково» все попытались свалить на пьяного водителя, а нет ни одного письменного документа о том, что он был пьян. Там есть автоматическое очень дорогостоящее радиолокационное оборудование обзора летного поля, но почему-то оно даже не пикнуло диспетчеру о том, что на взлетной полосе снегоуборочная машина. Не сработала система в целом — и разбираться надо со всей системой.

О чьей работе сказал замминистра, вернувшись из «Внуково», что там «полный хаос», как его процитировали западные издания (нет у них слова «раздолбайство»)? Кто так организовал систему — разве водитель? Может, руководство аэропорта? Может. Но дело не только в нем.

Вот вам другой факт. В октябре прошлого года в Монреале было подписано 19-е приложение к Чикагской конвенции ИКАО от 1946 года по безопасности полетов. Его подписали делегации 195 стран, включая Россию. А каков итог работы за год? Только у нас в стране до сих пор не выполнен ни один пункт из этого обязательного приложения! Что это, как не отношение к безопасности отвечающих за гражданскую авиацию чиновников?

Снимок в открытие стаьи: диспетчерский центр аэропорта «Шереметьево"/ Фото: Михаил Джапаридзе/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня