50 рублей за литр?

Рывок ценников на АЗС может быть очень резким

  
15146
50 рублей за литр?

Цена на автомобильное топливо в последние недели заметно подросла. Аналитики отечественного рынка бензина уверены, что это только начало. Но если самые осторожные из них говорят, что ценники на АЗС поднимутся еще рубля на три за литр, то скептики утверждают, что скачок вверх с нынешнего уровня может быть и полуторакратным.

К сожалению, опрос «СП» показывает, что такое развитие событий сегодня куда более вероятно.

— Если бы цены на нефть и нефтепродукты в нашей стране формировались свободно, то пикирование рубля вкупе с повышением акцизов, привели бы к существенному росту цен на автомобильное топливо. Однако я думаю, что ФАС не позволит слишком сильно вздувать цены. Есть и другой фактор — крупнейшие нефтяные компании в нашей стране являются государственными. Это также позволяет правительству формировать желаемый уровень топливных цен, — поясняет аналитик по нефти и газу «Райффайзен Банка» Андрей Полищук.

— При этом государству не так важны для формирования госбюджета доходы принадлежащих ему компаний от продажи топлива, поскольку основные поступления все равно формируются за счет НДПИ и акцизов.

Объявленный рост акцизов неминуемо приведет к существенному подорожанию сырой нефти на нашем внутреннем рынке. К тому же нефтяные компании начнут также взвинчивать и оптовые цены на автомобильное топливо, стремясь заработать как можно больше.

Как правило, НПЗ считает нормальной реальную рентабельность не ниже 22%. Не беда, что те же сети АЗС, интегрированные в крупные нефтяные холдинги, будут иметь рентабельность около 0%, может быть, даже немного отрицательную. Свои деньги они соберут на продаже сырой нефти и нефтепродуктов с НПЗ.

Это позволит им избежать огромных штрафов со стороны ФАС, карающих АЗС за слишком большие заработки. Но вполне возможно, что нефтяным холдингам удастся уложиться в ежегодные темпы роста розничных цен на автомобильное топливо на уровне 12−15%, что устраивает наши регулирующие органы.

«СП»: — Государство уже не раз пыталось за последние годы в ручном режиме регулировать цены на разных рынках — будь то продовольственный или топливный. Однако хорошо известно, что каждый такой период искусственного удерживания ценников заканчивался впоследствии взрывным подорожанием… Так ли эффективен этот инструмент, чтобы рассчитывать на его способность преодолеть такие мощные факторы, как падения рубля?

— Думаю, больший, чем на 15% рост цен на бензин, не устроит правительство, поэтому людям из нефтяного бизнеса придется очень активно доказывать необходимость резкого подорожания …

— Исторически цена за литр бензина в нашей стране в среднем всегда стремилась к планке в 1 доллар США. По крайней мере, эта пропорция точно выдерживалась в последние 5−7 лет. Даже если происходили существенные отклонения курса рубля или стоимости топлива в рублях, паритет 1 доллар за 1 литр бензина А-95 неизбежно плавно восстанавливался. Поэтому я уверен, что с нынешних 36 рублей за литр 95-го цены вполне могут подрасти, как минимум, на 5−7 рублей. Но совсем не обязательно, что они на этом уровне остановятся… Стоимость доллара уже зашкалила на биржах за планку 48 рублей, и если американская валюта на этих уровнях закрепится, то не исключено, что постепенно цена бензина взлетит на те же высоты, — считает начальник аналитического управления Фонда «Национальная энергетическая безопасность» Александр Пасечкин.

— Прежде всего, следует вспомнить, что нефть является преимущественно валютным товаром, поэтому и все изготавливаемые из нее продукты тесно привязаны к валютному курсу. Возможно, в нынешних условиях будет официально произведена привязка оптовых цен на нефтепродукты к некоторым условным единицам, чья стоимость будет назначаться близкой к курсу доллара. Такие предложения наши чиновники уже рассматривают.

С этой точки зрения, полуторакратный рост стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке представляется вполне вероятным. Любые же меры регуляторов по сдерживанию цен — экстренные совещания, введение режима ручного управления, штрафы от антимонопольщиков и какие-то другие организационные решения — все они эффективны на очень короткие периоды времени.

Ведь не раз бывало, что цены опускались буквально на 1−2 рубля за литр после жестких одергиваний сверху, но через несколько месяцев все равно возвращались к прежним уровням или даже превосходили их. Все это не давало ничего, кроме психологического эффекта. Нас, потребителей, долго приучали, что бензин может только дорожать. И приучили…

«СП»: — То есть, фактически нефтяные магнаты диктуют нам любую угодную им цену?

— Если посмотреть даже на текущую ситуацию со стороны, то все выглядит действительно довольно странно: нефть дешевеет (за последние месяцы она потеряла в стоимости около 30%), а цена бензина растет — и он может подорожать за те же несколько месяцев на 50%!

Конечно, нельзя все валить только на «алчных нефтяников», ведь часть этого подорожания лежит и на совести чиновников. В частности, долго шли споры о том, стоит ли повышать акцизы на нефть и нефтепродукты, и насколько. Но в конечно итоге было принято решение о таком росте акцизов, которое обязательно отразится на топливных ценах. Даже, если бы у нас были фиксированы цены на нефть и курс доллара, одного решения по акцизам хватило бы, чтобы литр автомобильного топлива подорожал не на 1−2 рубля, а гораздо серьезнее.

Кроме того, по директивам государства нефтяные компании вложили за последние годы очень большие средства в нефтеразведку и подготовку к добыче на новых месторождениях, и теперь в рамках этих же инвестиционных циклов им нужно добиться окупаемости этих — в основном валютных — вложений.

Есть и монетарный фактор: более 10 лет курс рубля и доллара был достаточно стабилен. При этом инфляция в стране-эмитенте доллара, в США, была в разы ниже, чем в России. Так что реальные покупательные способности двух валют на своих домашних рынках довольно сильно изменились за этот длительный период. Это весомый внешний фактор, который давил на рубль, но Банк России не решался корректировать его стоимость, чтобы не обрушить стабильность нашей экономики, зиждившейся, в том числе и на стабильности нашей валюты.

Теперь под давлением внешних факторов пришли в движение и курс рубля, и цены на нефть. Стоимость бензина обязана это учитывать.

«СП»: — Реальные денежные доходы населения падают, об этом говорит Росстат. Свободных денег у людей становится все меньше. Это уже ощущают очень многие. Выдержит ли население еще и бензин по 50 рублей за литр?

— Бензин — это особый товар, ведь колебание его цен неминуемо отражается на стоимости практически всех других товаров и услуг, поскольку любая компания вкладывает рост транспортных издержек в стоимость своей продукции. Поэтому неминуем разгон общей инфляции, что означает автоматическую девальвацию заработных плат в стране.

Все это может вылиться в социальный протест — а во что еще? Единственное, что можно посоветовать Центробанку, так это уменьшить сегодняшнее спекулятивное давление на рубль, чтобы негативные факторы проявились в более умеренном виде…

Фото: Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня