Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
24 июня 2009 16:46

АвтоВАЗ в «наморднике» — вот машины и не получаются

Профлидеры открыли секрет, почему на «Жигулях» болты прикручивают кувалдами

34

С сентября зарплаты на АвтоВАЗе будут урезаны почти вдвое. О таком намерении объявил глава холдинга Борис Алешин. Все сотрудники — от рабочих до президента компании — будут переведены на 20-часовую рабочую неделю, а их зарплаты сократятся наполовину. Запланированная экономия от таких мер — 8 миллиардов рублей. Как заявило руководство АвтоВАЗа, предстоящее сокращение согласовано с лидерами профсоюзных организаций, действующими на АвтоВАЗе. Однако, как выяснилось, это не соответствует действительности. Например, профсоюз «Единство» даже не поставлен в известность, рассказал «СП» лидер этой организации Петр Золотарев.

«СП»: — Петр Анатольевич, предстоящее сокращение зарплаты — наверное, самое большое за всю историю АвтоВАЗа. Как это известие восприняли в рабочих кругах?

— Дело в том, что они еще не знают об этом. До сегодняшнего дня о таком значительном сокращении зарплаты только слухи ходили.

«СП»: — А как профсоюз «Единство» оценивает ситуацию? Вы согласны с таким решение администрации завода?

— И я только что узнал об этих планах руководства завода. К сожалению, администрация не информирует заранее о подобных шагах профсоюзную организацию «Единство», но зато договаривается со «своей» профсоюзной организацией. И, естественно, те безоговорочно подписывают все, что им предлагает руководство АвтоВАЗа. Мы, естественно, не согласны с таким режимом работы, который планирует установить администрация. И не согласны, в первую очередь, с тем, что и без того низкая заработная плата будет урезана еще вдвое. Мы еще не приняли решение о том, как будем поступать, и как будем протестовать против таких действий руководства.

«СП»: — Как произошло это профсоюзное раздвоение на АвтоВАЗе?

— Администрации удобно, чтобы на заводе действовала только одна организация — первичная организация Автосельхозмаша (АСМ), который входит в ФНПР, возглавляемую Михаилом Шмаковым. Это традиционный старый советский профсоюз, из тех, которые были приводными ремнями у партии и правительства, теперь — у работодателей. Им без разницы у кого быть приводными ремнями, лишь бы им хорошо платили, и было бы мягко сидеть. А «Единство» является частью Межрегионального профессионального союза работников автопрома (МПРА) и входит в состав Всероссийской конфедерации труда (ВКТ), где президентом является Борис Кравченко. У этих структур совершенно разная степень лояльности по отношению к решениям власти и работодателей, ущемляющих интересы работников.

«СП»: — И, тем не менее, профсоюз «Единство» не пробовал действовать как-то согласовано с конкурирующей организацией?

— Мы пытались с ними договориться, но оказалось, что это равносильно переговорам с работодателем. Они отказываются включить «Единство» в согласительную комиссию по переговорам при заключении коллективного договора — просто игнорируют наши требования. Хотя тем самым нарушают закон. Государственная инспекция по труду Самарской области делала им предписание, о недопустимости таких действий, поскольку таким образом они нарушают права профсоюза «Единства». Но они проявили ноль внимания к этому.

«СП»: — Позиции «Единства» и АСМ в переговорах с руководством АвтоВАЗа сильно расходятся?

— Мы всегда проводим акции, заставляющие уважать профсоюз. А АСМ соглашается со всеми предложениями руководства завода, ухудшающими положение рабочих. Этому есть масса документальных подтверждений. Первая наша крупная акция состоялась в 1994 году, когда мы проводили на заводе забастовку в связи с задержкой выплаты заработной платы. Мы постоянно оспариваем в суде неправомерные решения администрации, согласованные, кстати, с профсоюзом АСМ. И суды становятся на нашу сторону. Проводим митинги, которые явно беспокоят заводскую администрацию. Активно сотрудничаем с профсоюзной организацией завода «Форд» (возглавляет Алексей Этманов), вместе с которой мы создавали МПРА. Все это очень беспокоит власть. Хотя мы не сторонники радикальных способов решения проблем. Но на данный необходимы организованные массовые действия работников — других способов сейчас нет.

«СП»: — Как на это реагирует руководство АвтоВАЗа?

— Сейчас они включили репрессивный аппарат против членов профсоюза «Единство». Каждый день членов профсоюза «Единство» вытаскивают по одному к начальству и требуют выйти из профсоюза. Люди звонят и жалуются мне ежедневно: им угрожают увольнениями. Вот только вчера мне звонили женщины и рассказали: к ним пришли начальник цеха и председатель цехового комитета, и стали стращать, что скоро на заводе пройдут сокращения — члены профсоюза «Единство» будут уволены в первую очередь. А вот профсоюз АСМ автовазовское начальство, напротив, всячески поддерживает, поощряет вступление в эту организацию рабочих, и стращает: если ты не будешь членом АСМ, то у тебя не будет возможности повысить квалификацию.

«СП»: — Ваши требованию традиционны: улучшение условий труда и повышение заработной платы. А как профсоюз воспринимает встречные требования администрации: повысить качество и производительность труда?

— Как ни парадоксально это звучит, мы, как профсоюз, влияем на улучшение этих показателей, хотя работодатель сопротивляется этому. Дело в том, что в большинстве случаев условия труда на рабочих местах напрямую увязаны с уровнем производительности и качества. На заводе есть цеха, где очень сильная загазованность или невыносимая концентрация запаха краски и т. п. Люди там работают в респираторах. А мы предлагаем изыскать средства — установить кондиционеры, усилить вентиляцию или предпринять какие-то другие меры, которые позволят избавить работников от намордника, который зачастую мешает им даже увидеть — насколько качественно они выполняют работу. Вы можете об этом только догадываться, но знаю, что иногда рабочие могут только на ощупь закручивать гайки. А иногда, бывает, и молотком болты забивают — им просто не видно, как их закрутить. И когда мы предлагаем такое решение, как улучшение условий труда, администрация возмущается — нет, это дорого будет стоить. Но когда все-таки улучшает, работник начинает выполнять те же операции быстрее и более качественно.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня