18+
пятница, 22 сентября
Экономика

АвтоВАЗ в «наморднике» — вот машины и не получаются

Профлидеры открыли секрет, почему на «Жигулях» болты прикручивают кувалдами

  
29

С сентября зарплаты на АвтоВАЗе будут урезаны почти вдвое. О таком намерении объявил глава холдинга Борис Алешин. Все сотрудники — от рабочих до президента компании — будут переведены на 20-часовую рабочую неделю, а их зарплаты сократятся наполовину. Запланированная экономия от таких мер — 8 миллиардов рублей. Как заявило руководство АвтоВАЗа, предстоящее сокращение согласовано с лидерами профсоюзных организаций, действующими на АвтоВАЗе. Однако, как выяснилось, это не соответствует действительности. Например, профсоюз «Единство» даже не поставлен в известность, рассказал «СП» лидер этой организации Петр Золотарев.

«СП»: — Петр Анатольевич, предстоящее сокращение зарплаты — наверное, самое большое за всю историю АвтоВАЗа. Как это известие восприняли в рабочих кругах?

— Дело в том, что они еще не знают об этом. До сегодняшнего дня о таком значительном сокращении зарплаты только слухи ходили.

«СП»: — А как профсоюз «Единство» оценивает ситуацию? Вы согласны с таким решение администрации завода?

— И я только что узнал об этих планах руководства завода. К сожалению, администрация не информирует заранее о подобных шагах профсоюзную организацию «Единство», но зато договаривается со «своей» профсоюзной организацией. И, естественно, те безоговорочно подписывают все, что им предлагает руководство АвтоВАЗа. Мы, естественно, не согласны с таким режимом работы, который планирует установить администрация. И не согласны, в первую очередь, с тем, что и без того низкая заработная плата будет урезана еще вдвое. Мы еще не приняли решение о том, как будем поступать, и как будем протестовать против таких действий руководства.

«СП»: — Как произошло это профсоюзное раздвоение на АвтоВАЗе?

— Администрации удобно, чтобы на заводе действовала только одна организация — первичная организация Автосельхозмаша (АСМ), который входит в ФНПР, возглавляемую Михаилом Шмаковым. Это традиционный старый советский профсоюз, из тех, которые были приводными ремнями у партии и правительства, теперь — у работодателей. Им без разницы у кого быть приводными ремнями, лишь бы им хорошо платили, и было бы мягко сидеть. А «Единство» является частью Межрегионального профессионального союза работников автопрома (МПРА) и входит в состав Всероссийской конфедерации труда (ВКТ), где президентом является Борис Кравченко. У этих структур совершенно разная степень лояльности по отношению к решениям власти и работодателей, ущемляющих интересы работников.

«СП»: — И, тем не менее, профсоюз «Единство» не пробовал действовать как-то согласовано с конкурирующей организацией?

— Мы пытались с ними договориться, но оказалось, что это равносильно переговорам с работодателем. Они отказываются включить «Единство» в согласительную комиссию по переговорам при заключении коллективного договора — просто игнорируют наши требования. Хотя тем самым нарушают закон. Государственная инспекция по труду Самарской области делала им предписание, о недопустимости таких действий, поскольку таким образом они нарушают права профсоюза «Единства». Но они проявили ноль внимания к этому.

«СП»: — Позиции «Единства» и АСМ в переговорах с руководством АвтоВАЗа сильно расходятся?

— Мы всегда проводим акции, заставляющие уважать профсоюз. А АСМ соглашается со всеми предложениями руководства завода, ухудшающими положение рабочих. Этому есть масса документальных подтверждений. Первая наша крупная акция состоялась в 1994 году, когда мы проводили на заводе забастовку в связи с задержкой выплаты заработной платы. Мы постоянно оспариваем в суде неправомерные решения администрации, согласованные, кстати, с профсоюзом АСМ. И суды становятся на нашу сторону. Проводим митинги, которые явно беспокоят заводскую администрацию. Активно сотрудничаем с профсоюзной организацией завода «Форд» (возглавляет Алексей Этманов), вместе с которой мы создавали МПРА. Все это очень беспокоит власть. Хотя мы не сторонники радикальных способов решения проблем. Но на данный необходимы организованные массовые действия работников — других способов сейчас нет.

«СП»: — Как на это реагирует руководство АвтоВАЗа?

— Сейчас они включили репрессивный аппарат против членов профсоюза «Единство». Каждый день членов профсоюза «Единство» вытаскивают по одному к начальству и требуют выйти из профсоюза. Люди звонят и жалуются мне ежедневно: им угрожают увольнениями. Вот только вчера мне звонили женщины и рассказали: к ним пришли начальник цеха и председатель цехового комитета, и стали стращать, что скоро на заводе пройдут сокращения — члены профсоюза «Единство» будут уволены в первую очередь. А вот профсоюз АСМ автовазовское начальство, напротив, всячески поддерживает, поощряет вступление в эту организацию рабочих, и стращает: если ты не будешь членом АСМ, то у тебя не будет возможности повысить квалификацию.

«СП»: — Ваши требованию традиционны: улучшение условий труда и повышение заработной платы. А как профсоюз воспринимает встречные требования администрации: повысить качество и производительность труда?

— Как ни парадоксально это звучит, мы, как профсоюз, влияем на улучшение этих показателей, хотя работодатель сопротивляется этому. Дело в том, что в большинстве случаев условия труда на рабочих местах напрямую увязаны с уровнем производительности и качества. На заводе есть цеха, где очень сильная загазованность или невыносимая концентрация запаха краски и т. п. Люди там работают в респираторах. А мы предлагаем изыскать средства — установить кондиционеры, усилить вентиляцию или предпринять какие-то другие меры, которые позволят избавить работников от намордника, который зачастую мешает им даже увидеть — насколько качественно они выполняют работу. Вы можете об этом только догадываться, но знаю, что иногда рабочие могут только на ощупь закручивать гайки. А иногда, бывает, и молотком болты забивают — им просто не видно, как их закрутить. И когда мы предлагаем такое решение, как улучшение условий труда, администрация возмущается — нет, это дорого будет стоить. Но когда все-таки улучшает, работник начинает выполнять те же операции быстрее и более качественно.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня