18+
воскресенье, 22 октября
Экономика

Закон о торговле: в каждый супермаркет — по Путину

Оценка работы правительства должна быть обратно пропорциональна ценам в продовольственных магазинах

  
22

Правительство всерьез озаботилось проблемой накрутки цен на продовольственные товары. После ставшего известным всему миру похода премьер-министра Владимира Путина в магазин «Перекресток», даже Федеральная антимонопольная служба (ФАС) усмотрела «признаки сговора» в российских торговым сетях.

«Мы выяснили, что в настоящий момент в ряде сетей соусы, например, могут быть поставлены только через четырех посредников и никак напрямую, с накруткой цен примерно 45%. Все это содержит признаки сговора… Если это подтвердится, будем возбуждать дела», — заявил замруководителя ФАС Андрей Кашеваров в телепрограмме «Вести недели». И предупредил, что в ФАС уже «составлен алгоритм, по которому будет проводиться расследование по данному вопросу».

Вообще-то, надо быть с рождения глухим и слепым, чтобы не слышать про беспредельные накрутки в торговых сетях или не видеть их. И не только в 45%, но и в 100%, 200%. Но больше всего поражает резюме, прозвучавшее в итоге программы, посвященной этой проблеме: «Чтобы не попасть под обаяние супермаркетовских распродаж, покупателю лучше не ходить в магазин на голодный желудок».

А может, лучше поставить в каждом «Перекрестке» по Путину?

В сфере реальной торговли уже давно действует свой алгоритм, благодаря которому даже на копеечный по себестоимости товар наклеивается ценник с многозначной цифрой, когда этот товар попадает на прилавки супермаркетов. Сейчас мы столкнулись с тем, что начиналось еще в конце 90-х годов. Еще тогда власть активно принялась уничтожать лотошную и другую мелкую торговлю. С улиц прогоняли бабушек с их пирожками и солеными в домашних условиях огурцами и прочим. Десятками, а потом тысячами с улиц исчезали торговцы различной снедью. Власть обещала построить для них новые рынки, оснащенные оборудованием, необходимым для соблюдения санитарных требований, но, конечно же, не построила.

Потом пришел черед мелких магазинчиков и забегаловок. Нет, власть сама не закрывала их. Она просто наблюдала вот за таким явлением.

«Приходит крупная сеть и снижает резко на так называемые якорные товары, например, на курицу цены. Так проходят три месяца. Естественно, рядом мелкие магазины умирают. У них нет финансовых ресурсов. Как только они погибли, супермаркет тут же поднимает и на якорные, и на все остальные товары цены. Возвращает все те убытки, которые понес. Ведь рядом уже никого нет», — рассказал заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский, который не понаслышке знает об этом, поскольку является еще и председателем совета директоров компании «Моссельпром».

Пока у покупателей существовала альтернатива, супермаркеты могли сколько угодно источать свое обаяние, но на их высокие цены клевали только те, кто мог, и, главное, хотел себе это позволить. Но конкурентная среда была уничтожена.

И теперь вот это «дороговато будет», прозвучавшее во время премьерской инспекции столичного супермаркета, не имеет под собой никакой законной силы. Никто не вправе диктовать участникам свободного рынка, по какой цене они должны выставлять товар на прилавки. Другое дело, что власть может создать определенные условия, в соответствии с которыми магазины будут проводить свою ценовую политику.

Пока все козыри на руках владельцев торговых сетей.

Даже визит Путина в «Перекресток» обернулся рекламной кампанией для сети супермаркетов. В стране, наверное, уже не осталось телезрителей, которые бы не узнали о «невиданном снижении цены». А вот надолго они там цены снизили? — вопрос риторический.

Если уж радоваться, то публично произнесенной «декларации о намерениях» главы правительства. «Уже принят и с 1 июля вступит в силу закон об уведомительном порядке начала предпринимательской деятельности, в том числе и в розничной торговле… Выполнение этого закона будет жестко отслеживаться на уровне контролирующих органов. Требуется серьезно модифицировать антимонопольное законодательство, гарантировать небольшим торговым точкам, индивидуальным предпринимателям надежную защиту от злоупотребления со стороны крупных торговых сетей», — заявил Владимир Путин.

Все правильно. Только когда это у нас получалось? Известно ведь: любой новый закон вязнет в России в паутине коррупции. А тут вообще речь о торговле идет…

Нынешнее 1 июля будет весьма схожим с отменой крепостного права: воля есть, а земли — нет. Ну, не потребуется теперь разрешение на работу магазина. А за арендной площадью придется идти к тем же чиновникам. Или в ДЭЗ, где сидят родственники тех же чиновников. Да мало ли зацепок, чтобы появились новые поводы для уплаты взятки. Тут, очередного закона маловато будет. Тут, как говорил персонаж Михаила Булгакова, профессор Преображенский, нужна такая бумажка, «при наличии которой ни Швондер, ни кто другой не мог бы даже подойти к двери моей квартиры. Тщательная бумажка. Фактическая. Настоящая! Броня».

Комментарии экспертов

Исполнительный директор Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) Татьяна Агапова:

— На сегодняшний день в среднем доля производителя в цене продукции составляет 20%, доля переработчика — 30%, доля торговли — 50%. Эти цифры были озвучены на недавнем совещании у первого заместителя председателя Зубкова. Тогда же была сделана попытка урегулировать этот процесс, подписать некое соглашение, которое бы регламентировало другой порядок, чтобы на долю производителя приходилось 50%, переработчика — 35%, а на торговлю — только 15%. Но это не удалось.

Президент Московской ассоциации предпринимателей, член Общественного совета Москвы Андрей Поденок:

 — Закон, который вступает в силу с 1 июля, действительно, сам по себе замечательный. Уведомительная система, которую он предполагает, убирает множество административных барьеров. Но, как всегда, есть нюансы, которые, наверное, невозможно было предусмотреть. Речь идет о правоприменительной практике. Дело в том, что теперь некоторые действия предпринимателей, которые ранее рассматривались как административные нарушения, и, соответственно, преследовались в рамках административного кодекса, могут попасть в разряд уголовных преступлений.

Простейший пример. Новоявленный бизнесмен не идет за разрешением к пожарным, а уведомляет их, что у него с пожарной безопасностью все в порядке. И спокойно работает какое-то время. А потом все равно приходит срок плановой проверки, или, не дай Бог, у него что-то загорается — встречи с пожарными не избежать. И тогда может выясниться, что сигнализация у него не соответствует нормативам, дверные проемы недостаточной ширины или еще что-то, в общем, пожарная безопасность не была обеспечена. А его уведомление — сфальсифицировано. Причем, здесь может и не быть злого умысла. Но все это уже «тянет» на статью из Уголовного кодекса. То есть, одно дело, когда пожарные предписание написали и ты его оспариваешь или выполняешь. И совсем другое, когда ты сам на себя «протокол» составил.

Вот подобные проблемы мы сейчас и обсуждаем с прокуратурой, пожарными, санитарной и другими службами, от излишней опеки которых нас избавляет этим законом правительство. Закон, повторяю, замечательный. Но его эффективность будут зависеть опять же от позиции властных органов, от тех инструкций, которые будут сопровождать его исполнение.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня