18+
суббота, 21 января
Экономика

Литва обвинила Россию в развязывании торговой войны

На границе простаивают фуры — для объяснений МИД страны вызвал посла РФ Владимира Чхиквадзе

  
60

В последние дни по законам детективного жанра развивается конфликт между литовскими автоперевозчиками и российской таможней. На границе с Россией скопилась многокилометровая очередь литовских фур, которые направлялись на Восток. Их в буквальном смысле слова тормозят ужесточенными проверками.

Казалось бы, соответствующим ведомствам всего-то следует быстро разобраться в вопросе. Однако все оказалось не так просто. Уже больше недели не стихает скандал. В бой ринулись литовские политики и дипломаты. Сегодня в МИД Литвы для объяснений был вызвал посол России Владимир Чхиквадзе.

Литве есть о чем беспокоиться. Если Россия может и не заметить грузопотока из Литвы, то для республики — это серьезный удар. По данным местной прессы, литовским перевозчикам уже нанесен ущерб в 525 тысяч евро. Портал Delfi цитирует вице-президента Литовской национальной ассоциации автоперевозчиков «Linavа», который говорит, что из-за действий российской таможни республика уже потеряла один из крупнейших секторов рынка — грузоперевозки в Россию. По его словам, репутация перевозчиков «подмочена», грузы им никто не доверит, заказчики отказываются от услуг, расторгают контракты и нанимают машины в других странах.

— Часть рынка мы потеряем навсегда, поскольку свято место пусто не бывает. Его займут поляки, латыши, румыны, болгары, — говорит он.

Но заметим: неожиданности не было. Таможенный департамент Литвы все же признал, что ранее получил официальное извещение Таможенной службы России об усилении контроля над грузами, которые доставляют литовские автоперевозчики. В письме из РФ утверждалось, что с начала этого года установлено 16 нарушений правовых актов, регламентирующих таможенную деятельность, когда товары, перевозимые литовскими перевозчиками, не оформлялись согласно таможенным процедурам, из-за чего российский бюджет лишился таможенных сборов и прочих сборов за перевозимые товары.

Правда, министерство коммуникаций и транспорта Литвы, не отрицая этих нарушений, уверяет, будто они столь мизерны, что вряд ли реально повлияли на решение таможенников России. Намек на то, что дело в другом, причиной конфликта является что-то совсем иное, нежели «какие-то» нарушения. Что же?

Министр иностранных дел Литвы Вигаудас Ушацкас призвал посла России Владимира Чхиквадзе содействовать принятию срочных мер для создания литовским перевозчикам условий нормального провоза грузов.

— У нас есть информация о том, что видно, как дискриминируют литовских перевозчиков, — заявил министр. — Я сказал российскому послу, что это не соответствует духу конструктивных, деловых, прагматичных отношений между Литвой и Россией.

Вигаудас Ушацкас назвал действия российских таможенников дискриминационными и сообщил, что обратился в Еврокомиссию — к еврокомиссарам по транспорту и внешним связям.

— Чтобы, — как он заявил, — они подняли этот вопрос на уровне двусторонних отношений с Россией.

На взгляд посла России в проблеме нет политического подтекста, это чисто межведомственный вопрос.

— Меня радует, что завтра делегация литовской таможни вылетает в Москву на переговоры об этой ситуации, — сказал ВладимирЧхиквадзе. — Надеюсь, что на переговорах все проблемы будут решены. На мой взгляд, ситуация под контролем, она, без сомнения, будет разрешена. Надеюсь, в ближайшее время. В зависимости от того, насколько эффективными будут переговоры. Это вопрос не министерств или парламентов, а ведомств двух стран — таможен Литвы и России.

По его словам, «нужно, чтобы были честные перевозчики, честные таможенники и полное сотрудничество между таможнями Литвы и России», заметив при этом, что перевозчики обязаны соблюдать законы той страны, в которую везут грузы. Владимир Чхиквадзе сообщил, что все-таки у перевозчиков из Литвы зафиксировано больше нарушений таможенных процедур, чем у других.

В прессе мелькнула и версия о том, будто конфликт связан с желанием России изменить торговые потоки — с балтийских портов на порт Санкт-Петербурга, чей грузооборот падает.

Спор о том, есть политическая ли подоплека в конфликте, юридическая или экономическая идет даже между литовскими политиками. Например, член Комитета Сейма по иностранным делам Пятрас Ауштрявичюс уверен, будто в ужесточении порядка таможенного досмотра проявилось желание россияне… проучить Литву. Он предполагает: к такому развитию событий могло привести возмущение российских политиков попытками Литвы приравнять сталинизм к нацизму, поддержка официальным Вильнюсом «цветных революций» на постсоветском пространстве.

С ним, однако, не согласен заместитель председателя комитета Комитета Сейма по иностранным делам Юстинас Каросас.

— О политике здесь речи нет, — считает он. И даже взывает к благоразумию, полагая, что поиск политической подоплеки только лишь ухудшит и без того непростые отношения между Литвой и Россией.

Конфликт набирает обороты. Литва объявила об отмене 35-процентной скидки на транзит чугуна по своим железным дорогам в калининградском направлении, и пресса тут же связала это решение с проблемами автоперевозчиков — мол, это асимметричный ответ Вильнюса. В литовской столице это подозрение, естественно, отрицают. На границу съездил вице-министр иностранных дел Литвы Эвалдас Игнатавичюс. Из отпуска отозван посол Литвы в Москве Антанас Винкус.

Все же выражается и надежда на быстрое разрешение конфликта. Сообщается, что министр транспорта России Игорь Левитин лично пообещал решить проблему.

— Российский министр активно реагирует на этот вопрос, предпринимаются меры, чтобы литовские перевозчики не пострадали из-за введения более строгих процедур проверки, — сообщил министр коммуникаций и транспорта Литвы Элигиюс Масюлис.

В разрешение конфликтной ситуации включилась и министр финансов Литвы Ингрида Шимоните.

— Я думаю, что следует стараться разрешить эту неприятную ситуацию всеми возможными способами, используя и ведомственные каналы, и дипломатические, и все иные связи, — сказала она. — Если есть какие-то нарушения, то они должны получить соответствующую оценку, однако не может быть презумпции нарушений.

Для Литвы конфликт особенно неприятен и тем, что у нее в связи с кризисом особенно тяжелое экономическое положение, катастрофический спад ВВП.

— Мы надеемся, что не политические факторы определили эту ситуацию, и при возникновении недоразумений удастся их разрешить посредством дружественных межведомственных связей, — говорит вице-министр коммуникаций и транспорта Литвы Римвидас Ваштакас…

Вильнюс

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Борис Шмелев

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня