Экономика

Литва обвинила Россию в развязывании торговой войны

На границе простаивают фуры — для объяснений МИД страны вызвал посла РФ Владимира Чхиквадзе

  
74

В последние дни по законам детективного жанра развивается конфликт между литовскими автоперевозчиками и российской таможней. На границе с Россией скопилась многокилометровая очередь литовских фур, которые направлялись на Восток. Их в буквальном смысле слова тормозят ужесточенными проверками.

Казалось бы, соответствующим ведомствам всего-то следует быстро разобраться в вопросе. Однако все оказалось не так просто. Уже больше недели не стихает скандал. В бой ринулись литовские политики и дипломаты. Сегодня в МИД Литвы для объяснений был вызвал посол России Владимир Чхиквадзе.

Литве есть о чем беспокоиться. Если Россия может и не заметить грузопотока из Литвы, то для республики — это серьезный удар. По данным местной прессы, литовским перевозчикам уже нанесен ущерб в 525 тысяч евро. Портал Delfi цитирует вице-президента Литовской национальной ассоциации автоперевозчиков «Linavа», который говорит, что из-за действий российской таможни республика уже потеряла один из крупнейших секторов рынка — грузоперевозки в Россию. По его словам, репутация перевозчиков «подмочена», грузы им никто не доверит, заказчики отказываются от услуг, расторгают контракты и нанимают машины в других странах.

— Часть рынка мы потеряем навсегда, поскольку свято место пусто не бывает. Его займут поляки, латыши, румыны, болгары, — говорит он.

Но заметим: неожиданности не было. Таможенный департамент Литвы все же признал, что ранее получил официальное извещение Таможенной службы России об усилении контроля над грузами, которые доставляют литовские автоперевозчики. В письме из РФ утверждалось, что с начала этого года установлено 16 нарушений правовых актов, регламентирующих таможенную деятельность, когда товары, перевозимые литовскими перевозчиками, не оформлялись согласно таможенным процедурам, из-за чего российский бюджет лишился таможенных сборов и прочих сборов за перевозимые товары.

Правда, министерство коммуникаций и транспорта Литвы, не отрицая этих нарушений, уверяет, будто они столь мизерны, что вряд ли реально повлияли на решение таможенников России. Намек на то, что дело в другом, причиной конфликта является что-то совсем иное, нежели «какие-то» нарушения. Что же?

Министр иностранных дел Литвы Вигаудас Ушацкас призвал посла России Владимира Чхиквадзе содействовать принятию срочных мер для создания литовским перевозчикам условий нормального провоза грузов.

— У нас есть информация о том, что видно, как дискриминируют литовских перевозчиков, — заявил министр. — Я сказал российскому послу, что это не соответствует духу конструктивных, деловых, прагматичных отношений между Литвой и Россией.

Вигаудас Ушацкас назвал действия российских таможенников дискриминационными и сообщил, что обратился в Еврокомиссию — к еврокомиссарам по транспорту и внешним связям.

— Чтобы, — как он заявил, — они подняли этот вопрос на уровне двусторонних отношений с Россией.

На взгляд посла России в проблеме нет политического подтекста, это чисто межведомственный вопрос.

— Меня радует, что завтра делегация литовской таможни вылетает в Москву на переговоры об этой ситуации, — сказал ВладимирЧхиквадзе. — Надеюсь, что на переговорах все проблемы будут решены. На мой взгляд, ситуация под контролем, она, без сомнения, будет разрешена. Надеюсь, в ближайшее время. В зависимости от того, насколько эффективными будут переговоры. Это вопрос не министерств или парламентов, а ведомств двух стран — таможен Литвы и России.

По его словам, «нужно, чтобы были честные перевозчики, честные таможенники и полное сотрудничество между таможнями Литвы и России», заметив при этом, что перевозчики обязаны соблюдать законы той страны, в которую везут грузы. Владимир Чхиквадзе сообщил, что все-таки у перевозчиков из Литвы зафиксировано больше нарушений таможенных процедур, чем у других.

В прессе мелькнула и версия о том, будто конфликт связан с желанием России изменить торговые потоки — с балтийских портов на порт Санкт-Петербурга, чей грузооборот падает.

Спор о том, есть политическая ли подоплека в конфликте, юридическая или экономическая идет даже между литовскими политиками. Например, член Комитета Сейма по иностранным делам Пятрас Ауштрявичюс уверен, будто в ужесточении порядка таможенного досмотра проявилось желание россияне… проучить Литву. Он предполагает: к такому развитию событий могло привести возмущение российских политиков попытками Литвы приравнять сталинизм к нацизму, поддержка официальным Вильнюсом «цветных революций» на постсоветском пространстве.

С ним, однако, не согласен заместитель председателя комитета Комитета Сейма по иностранным делам Юстинас Каросас.

— О политике здесь речи нет, — считает он. И даже взывает к благоразумию, полагая, что поиск политической подоплеки только лишь ухудшит и без того непростые отношения между Литвой и Россией.

Конфликт набирает обороты. Литва объявила об отмене 35-процентной скидки на транзит чугуна по своим железным дорогам в калининградском направлении, и пресса тут же связала это решение с проблемами автоперевозчиков — мол, это асимметричный ответ Вильнюса. В литовской столице это подозрение, естественно, отрицают. На границу съездил вице-министр иностранных дел Литвы Эвалдас Игнатавичюс. Из отпуска отозван посол Литвы в Москве Антанас Винкус.

Все же выражается и надежда на быстрое разрешение конфликта. Сообщается, что министр транспорта России Игорь Левитин лично пообещал решить проблему.

— Российский министр активно реагирует на этот вопрос, предпринимаются меры, чтобы литовские перевозчики не пострадали из-за введения более строгих процедур проверки, — сообщил министр коммуникаций и транспорта Литвы Элигиюс Масюлис.

В разрешение конфликтной ситуации включилась и министр финансов Литвы Ингрида Шимоните.

— Я думаю, что следует стараться разрешить эту неприятную ситуацию всеми возможными способами, используя и ведомственные каналы, и дипломатические, и все иные связи, — сказала она. — Если есть какие-то нарушения, то они должны получить соответствующую оценку, однако не может быть презумпции нарушений.

Для Литвы конфликт особенно неприятен и тем, что у нее в связи с кризисом особенно тяжелое экономическое положение, катастрофический спад ВВП.

— Мы надеемся, что не политические факторы определили эту ситуацию, и при возникновении недоразумений удастся их разрешить посредством дружественных межведомственных связей, — говорит вице-министр коммуникаций и транспорта Литвы Римвидас Ваштакас…

Вильнюс

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Попов

Политолог, ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья

Олег Неменский

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы президента РФ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня