18+
среда, 7 декабря
Экономика

Почему у нас бензин дороже, чем в США?

  
70

Наш звонок застал Видаса Гвозджуса (Бивертон, предместье Портленда, штат Орегон, США) в пути. На своем додже он возвращался с работы и охотно согласился рассказать о ценах на бензин. Выстроившиеся вдоль дороги автозаправки его только радовали: «Раньше средняя цена за галлон (американский галлон равен 3,785 литра) в нашем штате равнялась примерно 4 долларам, ну, плюс или минус десяток-другой центов. Теперь же, после мирового падения нефтяных котировок, бензин стал стоить почти в 2 раза дешевле. Я заправляю свой „DODGE“ 87-м или 92-м, что обходится мне максимум 2 — 2,1 доллара за галлон. А мой старший сын заливает в свой „BMW“ только 97-й, что обходится ему 2,2 доллара за галлон. Можно заправиться еще дешевле, поскольку цены везде разные из-за особенностей спроса. Например, жителям штата хорошо известно, какие автозаправки предлагают бензин, сделанный из канадской или венесуэльской нефти — этот продукт не очень ценится, считается, что он не достаточно качественный и там можно заправиться на несколько десятков центов (за галлон) дешевле. Бензин, переработанный из нефти, поставленной из арабских стран считается наиболее качественным, чистым. Тот, кто бережет свой автомобиль, заправляется именно на таких бензоколонках. Но это обходится дороже — ниже 2 долларов за галлон найти пока невозможно».

По нынешнему курсу доллара и в метрической системе мер программист из американской глубинки (Бивертон — «город бобров», вроде нашего Бобруйска, только гораздо меньше) заправляет свое довольно демократичное авто по цене менее 14 рублей за литр. Но и заправка навороченного «бумера» обходится его сыну не намного дороже — около 15 рублей.

Иными словами, в США, несмотря на кризис, продолжают работать нормальные экономические законы. А что у нас, в России? Цены на бензин, когда нефть подешевела чуть ли не вдвое, снизились на копейки. Да и то, после совсем не рыночных окриков из правительства.

По данным Росстата, с 3 по 9 ноября цены на бензин на автозаправках в среднем по России снизились на 1,8%. Если в первые дни ноября такой «средний литр» стоил 22,02 рубля, то через неделю — «аж» 21,62 рубля. Лидер по этим показателям — Ханты-Мансийск, где бензин подешевел на 9%. В Москве цены на бензин упали на 1,7%, в Санкт-Петербурге — на 1,5%.

Больше всех похудели цены на и так самые дешевые (по российским меркам) бензины марок А-76 и АИ-80 — в среднем на 2%: с 19,86 до 19,47 рубля. А самые популярные марки АИ-92 и АИ-93 подешевели на 1,9%: 22,34 рубля вместо 22,77. Бензин АИ-95 подешевел на 1,2%: с 24,98 рубля до 24,67. Солярка теперь стоит 23,35 рубля вместо 23,75 (или на 1,7% дешевле).

Ну, разве не копеечное понижение? О том, почему так происходит, корреспондентам «СП» рассказал председатель Совета Союза нефтегазопромышленников РФ, экс- министр топлива и энергетики Юрий Шафраник:

- Не секрет, что Россия по-прежнему прочно сидит на нефтяной игле. Львиная доля доходов государства по-прежнему приходится на топливные ресурсы. За пятилетку в 1979—1983 гг. Советский Союз получил от экспорта нефти и газа — 145 млрд. долларов. А Россия за пятилетку с 2000 по 2005 гг. — 240 млрд. долларов. Хотя только за прошлый год — уже 220 миллиардов долларов. Конечно, это радует. Но сейчас цены на топливо на мировом рынке стремительно падают. А у нас на бензоколонках они снижаются так медленно, что впору вмешаться антимонопольному ведомству. Здесь во многом виновата негибкая налоговая система нашей страны. Ее нужно срочно менять. Кроме того, необходим продуктивный диалог между правительственными структурами и нефтегазовым бизнесом. Потому что рыночная структура все еще не действует, монополизм у нас не прекратился. Но в нынешних условиях, если цена на самый распространенный бензин А-92 по-прежнему будет превышать планку в 20 рублей за литр, то ничего хорошего экономике России это не принесет. В разгар мирового финансового кризиса начнутся стихийные выступления автомобилистов с возможным перекрыванием федеральных и городских трасс. В разгар кризиса любая форма массового протеста может нанести непоправимый урон экономике страны, который не покроют никакие прибыли от высоких цен на топливо.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня