Повышение государственных пошлин на иностранные автомобили позволило российским производителями сохранить свои позиции на рынке, заявил гендиректор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов в эфире правительственных «Вестей». По его словам, если бы этого не было сделано, то мы бы уже потеряли отечественный авторынок. Но, к сожалению, действительность не подтверждает его слова — на фоне роста продаж моделей зарубежных производителей, отечественный рынок мы, практически, уже потеряли. Как сегодня сообщили информагентства, ведущий отчественный производитель «АвтоВАЗ» объявит в понедельник об увольнении 5 тыс. сотрудников, судьба еще 31 тыс. определится до конца года.
Собственно, к такому финалу все и шло.
В прошлом месяце было продано около 111 тыс. автомашин — почти на 4% меньше, чем в июле, свидетельствует исследование комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). А с начала года падение продаж превысило 51% от прошлогоднего уровня. Между тем, продажи новых автомобилей за наличные средства упали незначительно — всего на 18−20%. Всему виной резкое сокращение спроса на автокредиты, которое, по мнению экспертов, связано с падением доходов населения. Так что можно смело констатировать — надежды правительства, что в августе падение объемов продаж автомобилей в России прекратится из-за расширения списка машин, попавших в программу по льготному кредитованию, не оправдались.
Напомним, что в августе правительство в очередной раз расширило перечень автомобилей, производимых на территории России, при приобретении которых в 2009 — 2012 годах в кредит, гражданам будет компенсироваться часть кредитной ставки из бюджета. Число марок автомобилей, которые можно приобрести по льготам правительства, расширилось за счет иностранных моделей. В их перечень включены Hyundai Sonata и Accent, а также Fiat Doblo, Fiat Ducato. Как говорилось в приказе Минпромторга, новые модели автомобилей включены в перечень «в рамках мер по стабилизации и оздоровлению ситуации» в автопроме. По расчетам чиновников, к концу года за счет расширения льгот реализация автомобилей отечественного производства в кредит составит 30 тыс. единиц. Но количество проданных автомобилей иностранных торговых марок будет выше — около 32,6 тыс. единиц. Так что там говорил Чемезов об отечественном рынке…
Самый сильный спад на рынке автокредитования был отмечен в первом полугодии, когда количество выдаваемых займов снизилось почти в десять раз. И летнее увеличение максимальной стоимости автомобилей, продаваемых в рамках государственной программы — с 350 до 600 тыс. рублей, а также снижение первоначального взноса — в два раза, тоже не увеличило продажи. Ведь даже столь значительное расширение «предложения» правительства не добавило платежеспособного спроса населению, а значит, компенсации останутся невостребованными на рынке. Кроме того, россияне в период кризиса опасаются потерять работу, не исключая перспективу возможного увольнения, а потому не торопятся взваливать на шею лишние долги.
В итоге, отечественный автомобильный рынок никак не хочет выходить из рецессии в отличие от американского, европейского или японского рынков. При этом эксперты отмечают, что положительная динамика на автомобильных рынках США и Европы — следствие положительного эффекта от программ по государственной поддержке отрасли, разработанными властями.
Или другой пример, более соответствующий ситуации — «дружественный» Китай. Китайское правительство дало банкам деньги, так же, как и российское, и указание кредитовать на них реальный сектор экономики. Только, в отличие от российских, китайские банкиры это указание выполнили. Кстати, и программу кредитования отечественного автопрома наше правительство фактически «списало» у китайцев, только у них она реально работает. Данные автопрома КНР поражают аналитиков: рост продаж составил 48%, загрузка мощностей производителей близка к полной. А на заводах корейских Hyundai и Kia, расположенных в КНР, загрузка достигает 120%. Такой рост объясняется эффективностью государственных программ, в частности, снижением налога на отдельные модели автомобилей, в основном «малолитражки», полагают эксперты. И в первую очередь — программой льготного кредитования.
В России же, по информации ассоциаций банкиров, в первом полугодии от граждан в банки поступило чуть более 31 тыс. заявок на получение автокредитов, после рассмотрения которых выдано около 18 тыс. займов. Что по меркам прошедшего года весьма немного: в 2008 году машина была в каждой пятой российской семье, а прирост кредитных иномарок составил 61%. И банки утверждали, что именно автокредиты являются для них приоритетной программой на рынке розничных услуг. Но вместе с началом кризиса всему этому пришел конец.
Как пояснила «Свободной прессе» директор департамента розничных операций «Инвестторгбанка» Светлана Крошкина: «Дело в том, что в период кризиса, когда у людей сократились доходы, автомобили становятся первыми, от чего они могут отказаться. Если прежде представители среднего класса обновляли свои машины раз в два-три года, то теперь они стараются экономить, и даже меняют свои авто „премиум-класса“ на „эконом“. Таким образом, автокредиты в кризис оказались „в зоне риска“. Впрочем, есть и еще один момент — на мой взгляд, эти программы должны распространяться на большее количество банков. Каждая компания по продаже автомобилей по льготным кредитам должна сопровождаться достаточно сильным маркетингом, и на это тоже нужны деньги. А те банки, которые сегодня занимаются кредитованием по правительственной программе, видимо, считают, что клиенты будут приходить к ним сами. И экономят на маркетинге. Кроме того, к числу покупателей автомобилей из правительственного списка относятся в основном люди среднего класса, которые до сих пор еще не слишком уверены в своем завтрашнем дне. Поэтому пока все эти правительственные программы к росту автокредитования не приведут. Должно пройти какое-то время, чтобы у людей пропало ощущение пережитого кризиса».
По мнению ряда экспертов, главная причина неудачи в том, что новая правительственная программа льготного автокредитования не учла потребности среднего класса, представители которого преимущественно и брали кредиты на покупку машин. А его решение о расширении программы за счет машин, стоимостью до 600 тыс. рублей, появилось с большим опозданием. Эксперты считают, что планы правительства о внедрении программы по утилизации старых авто в обмен на новые не ранее 2010 года явно запаздывают, делать это нужно уже сейчас. Как заявил агентству «Прайм-Тасс» председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас, нужно ускорить действие готовящейся программы, а также распространить ее на все продаваемые в России автомобили, а не только произведенные на ее территории. Правда, это окончательно отдаст отечественный авторынок на откуп западным производителям, но это единственный способ увеличить продажи. Как говорится, снявши голову, по волосам не плачут.