18+
среда, 24 мая
Экономика

Автопродажи в России упали наполовину, а «АвтоВАЗ» ужимается

Правительственная программа льготного автокредитования не помогла ни россиянам, ни автопрому

  
21

Повышение государственных пошлин на иностранные автомобили позволило российским производителями сохранить свои позиции на рынке, заявил гендиректор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов в эфире правительственных «Вестей». По его словам, если бы этого не было сделано, то мы бы уже потеряли отечественный авторынок. Но, к сожалению, действительность не подтверждает его слова — на фоне роста продаж моделей зарубежных производителей, отечественный рынок мы, практически, уже потеряли. Как сегодня сообщили информагентства, ведущий отчественный производитель «АвтоВАЗ» объявит в понедельник об увольнении 5 тыс. сотрудников, судьба еще 31 тыс. определится до конца года.

Собственно, к такому финалу все и шло.

В прошлом месяце было продано около 111 тыс. автомашин — почти на 4% меньше, чем в июле, свидетельствует исследование комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). А с начала года падение продаж превысило 51% от прошлогоднего уровня. Между тем, продажи новых автомобилей за наличные средства упали незначительно — всего на 18−20%. Всему виной резкое сокращение спроса на автокредиты, которое, по мнению экспертов, связано с падением доходов населения. Так что можно смело констатировать — надежды правительства, что в августе падение объемов продаж автомобилей в России прекратится из-за расширения списка машин, попавших в программу по льготному кредитованию, не оправдались.

Напомним, что в августе правительство в очередной раз расширило перечень автомобилей, производимых на территории России, при приобретении которых в 2009 — 2012 годах в кредит, гражданам будет компенсироваться часть кредитной ставки из бюджета. Число марок автомобилей, которые можно приобрести по льготам правительства, расширилось за счет иностранных моделей. В их перечень включены Hyundai Sonata и Accent, а также Fiat Doblo, Fiat Ducato. Как говорилось в приказе Минпромторга, новые модели автомобилей включены в перечень «в рамках мер по стабилизации и оздоровлению ситуации» в автопроме. По расчетам чиновников, к концу года за счет расширения льгот реализация автомобилей отечественного производства в кредит составит 30 тыс. единиц. Но количество проданных автомобилей иностранных торговых марок будет выше — около 32,6 тыс. единиц. Так что там говорил Чемезов об отечественном рынке…

Самый сильный спад на рынке автокредитования был отмечен в первом полугодии, когда количество выдаваемых займов снизилось почти в десять раз. И летнее увеличение максимальной стоимости автомобилей, продаваемых в рамках государственной программы — с 350 до 600 тыс. рублей, а также снижение первоначального взноса — в два раза, тоже не увеличило продажи. Ведь даже столь значительное расширение «предложения» правительства не добавило платежеспособного спроса населению, а значит, компенсации останутся невостребованными на рынке. Кроме того, россияне в период кризиса опасаются потерять работу, не исключая перспективу возможного увольнения, а потому не торопятся взваливать на шею лишние долги.

В итоге, отечественный автомобильный рынок никак не хочет выходить из рецессии в отличие от американского, европейского или японского рынков. При этом эксперты отмечают, что положительная динамика на автомобильных рынках США и Европы — следствие положительного эффекта от программ по государственной поддержке отрасли, разработанными властями.

Или другой пример, более соответствующий ситуации — «дружественный» Китай. Китайское правительство дало банкам деньги, так же, как и российское, и указание кредитовать на них реальный сектор экономики. Только, в отличие от российских, китайские банкиры это указание выполнили. Кстати, и программу кредитования отечественного автопрома наше правительство фактически «списало» у китайцев, только у них она реально работает. Данные автопрома КНР поражают аналитиков: рост продаж составил 48%, загрузка мощностей производителей близка к полной. А на заводах корейских Hyundai и Kia, расположенных в КНР, загрузка достигает 120%. Такой рост объясняется эффективностью государственных программ, в частности, снижением налога на отдельные модели автомобилей, в основном «малолитражки», полагают эксперты. И в первую очередь — программой льготного кредитования.

В России же, по информации ассоциаций банкиров, в первом полугодии от граждан в банки поступило чуть более 31 тыс. заявок на получение автокредитов, после рассмотрения которых выдано около 18 тыс. займов. Что по меркам прошедшего года весьма немного: в 2008 году машина была в каждой пятой российской семье, а прирост кредитных иномарок составил 61%. И банки утверждали, что именно автокредиты являются для них приоритетной программой на рынке розничных услуг. Но вместе с началом кризиса всему этому пришел конец.

Как пояснила «Свободной прессе» директор департамента розничных операций «Инвестторгбанка» Светлана Крошкина: «Дело в том, что в период кризиса, когда у людей сократились доходы, автомобили становятся первыми, от чего они могут отказаться. Если прежде представители среднего класса обновляли свои машины раз в два-три года, то теперь они стараются экономить, и даже меняют свои авто „премиум-класса“ на „эконом“. Таким образом, автокредиты в кризис оказались „в зоне риска“. Впрочем, есть и еще один момент — на мой взгляд, эти программы должны распространяться на большее количество банков. Каждая компания по продаже автомобилей по льготным кредитам должна сопровождаться достаточно сильным маркетингом, и на это тоже нужны деньги. А те банки, которые сегодня занимаются кредитованием по правительственной программе, видимо, считают, что клиенты будут приходить к ним сами. И экономят на маркетинге. Кроме того, к числу покупателей автомобилей из правительственного списка относятся в основном люди среднего класса, которые до сих пор еще не слишком уверены в своем завтрашнем дне. Поэтому пока все эти правительственные программы к росту автокредитования не приведут. Должно пройти какое-то время, чтобы у людей пропало ощущение пережитого кризиса».

По мнению ряда экспертов, главная причина неудачи в том, что новая правительственная программа льготного автокредитования не учла потребности среднего класса, представители которого преимущественно и брали кредиты на покупку машин. А его решение о расширении программы за счет машин, стоимостью до 600 тыс. рублей, появилось с большим опозданием. Эксперты считают, что планы правительства о внедрении программы по утилизации старых авто в обмен на новые не ранее 2010 года явно запаздывают, делать это нужно уже сейчас. Как заявил агентству «Прайм-Тасс» председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас, нужно ускорить действие готовящейся программы, а также распространить ее на все продаваемые в России автомобили, а не только произведенные на ее территории. Правда, это окончательно отдаст отечественный авторынок на откуп западным производителям, но это единственный способ увеличить продажи. Как говорится, снявши голову, по волосам не плачут.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня