Экономика

Тревожная кнопка

Против «Аэрофлота» началась масштабная пиар-война

  
660
Тревожная кнопка
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Главный авиаперевозчик страны — компания «Аэрофлот» — стала целью настоящей информационной войны. По данным известного журналиста-расследователя Олега Лурье, ее заказчики предложили популярным блогерам за солидную оплату разместить материалы, дискредитирующие авиакомпанию. Однако вся фактура на поверку оказалась «притянутой за уши» или откровенно недостоверной. Уже после того, как Лурье предал гласности факт подготовки пиар-атаки, в СМИ и соцсетях действительно появилась серия статей, направленных против «Аэрофлота». Очевидно, говорят эксперты, эта кампания черного пиара была хорошо подготовлена заранее.

«Похоже, что уж очень нужно кому-то в срочном порядке „замочить в сортире“ авиакомпанию „Аэрофлот — российские авиалинии“ и они, эти люди, вероятно, денег на пиар и документальное подтверждение расследований не пожалели, — пишет Лурье в своем блоге. — Но посредники, заявившие о своей возможности „решать вопросы с журналистами“, приклеили к своим рукам основную часть денег, нарубили всевозможные фальшивки в сети и не только, и начали наугад выходить на журналистов и блогеров в надежде, что авось кто-нибудь и клюнет». В результате вместо серьезной кампании в новостное пространство хлынула волна малоубедительных материалов.

Как рассказывает Лурье, он сразу усомнился в искренности «заказчика», представившегося Иваном Игруновым, тем более что в прошлом журналисту уже поступало аналогичное предложение — поучаствовать в информационной атаке на «Аэрофлот». Он решил разобраться в ситуации и занялся проверкой предоставленных данных. Быстро обнаружилось, что приведенные в письме Игрунова факты не выдерживают никакой критики. К примеру, чтобы подтвердить якобы сверхдорогую стоимость авиабилетов перевозчика из Москвы в Калининград, заказчик отсканировал самые дорогие ценники — в интервале от 15 до 17 тысяч рублей. На деле же пассажиры легко могут найти ценовые предложения на то же направление всего за пять тысяч рублей. Подобными передергиваниями изобилуют и остальные «обличения» авиаперевозчика.

«Дан список „живых людей“, от имени которых можно нести любую ложь в отношении „Аэрофлота“, выдавая их за клиентов авиакомпании, — пишет Лурье. — А рядом с ними имеется скан надерганных из интернета негативных высказываний в отношении „Аэрофлота“. Начал проверять и обнаружил, что все эти вышеозначенные перлы взяты со всевозможных непрофессиональных форумов, где толпами бродят вечно недовольные тролли и рассказывают о том, как все в стране плохо».

Более того, как отправную точку расследования предлагалось использовать и вовсе откровенную ложь. Заказчик публикации уверенно утверждает, что «после разорения других авиакомпаний, „Аэрофлот“ по сути стал монополистом на рынке авиаперевозок, что привело к полному диктату в ценообразовании. То есть, в отсутствии конкурентной борьбы диктует цены на авиаперевозки для россиян, постоянно завышая их». Однако «Аэрофлот» никак не может быть монополистом в сфере авиаперевозок на российском рынке, где ему принадлежит менее 50%.

Эксперты подтверждают правоту расследователя.

«У нас несколько десятков авиакомпаний, крупных больше 30. Из этого совершенно очевидно следует, что „Аэрофлот“ никаким монополистом не является, да он никогда им и не был», — заявил известный экономист, доктор наук, профессор Никита Кричевский. «Если говорить о ценах, то я на этой неделе лечу в Крым, и билеты туда и обратно обойдутся мне в 7 тысяч рублей, то есть так, как это было заявлено еще в прошлом году».

Эксперты авиационной отрасли подтверждают выводы блогера. «Если брать долю на рынке, «Аэрофлот» однозначно не занимает монопольного положения. Если взять всю группу Аэрофлота — то это будет половина рынка наверное. Но вторая половина пассажиров кем-то перевозится? Значит, он уже не монополист. Да и у нас на внутрироссийском авиарынке монополизм вообще невозможен: любая компания может подать заявку в Росавицацию на полеты по какому-то направлению, и Росавиация не может ей отказать. То есть любой конкурент «Аэрофлота» может летать по его направлениям. И поэтому ясно, что «Аэрофлот» не завышает цены — потому что если бы он их завысил, то другие компании тут же туда бы вклинились с более низкими тарифами, — рассказал Роман Гусаров, главный редактор портала AVIA RU Network.

-Честно говоря, есть такое подозрение, что «Аэрофлот» атакуется целенаправленно", — добавил он.

Кроме недостоверных обвинений в монополизме и завышении цен нечистым на руку блогерам предлагалось включить в свои тексты опросы среднестатистических россиян по поводу «беспредела», царящего в «Аэрофлоте». Только сочинить все эти высказывания от имени «сознательных» граждан должны были сами авторы разгромных материалов.

«Хочу предупредить коллег и не коллег. Ходят по Москве веселые ребята, обладающие номерами телефонов журналистов, и активно предлагают оплатить размещение в сети и в СМИ тупо подобранных фальшивок по теме „плохой Аэрофлот“. Гоните их взашей. Предупрежден — значит вооружен», — резюмирует Лурье.

Вскоре после того, как он открыто заявил о попытке вербовки журналистов, в прессе и блогосфере замелькали публикации о «дорогостоящем» корпоративе «Аэрофлота». Ни СМИ, ни якобы независимых блогеров не смутило, что цитируемая ими информация была опубликована еще в прошлом году и относилась касалась не к корпоративу, а к маркетинговой акции, совмещенной с вручением премии. Что, согласитесь, совсем не то же самое.

«Тот факт, что направленные против „Аэрофлота“ публикации появились практически одновременно с разоблачительным материалом блогера Лурье о попытке проведения пиар-кампании против этого перевозчика, действительно наводит на мысль о взаимосвязанности этих событий. То есть когда стало ясно, что блогер сорвал заказную публикацию, пиарщикам пришлось экстренно вбрасывать в СМИ и блогосферу другую тему, несмотря даже на то, что она достаточно старая», — отметил член Общественной палаты РФ Артём Кирьянов.

Еще одна странность этой ситуации, по его словам — это то, что шквал критических материалов об «Аэрофлоте» случился в выходной день, когда сотрудники пресс-службы авиакомпании и эксперты, хорошо разбирающиеся в ситуации, не имели возможности оперативно дать необходимые пояснения к раздуваемому скандалу.

Кстати, подобного размаха информационная кампания, направленная против главного российского перевозчика, стоит сотни тысяч долларов, уверены эксперты. Если организовавшие черный пиар на российского авиаперевозчика люди готовы расстаться с подобными суммами даже в столь непростой для всей страны момент, значит, останавливаться они не собираются, и будут атаковать «Аэрофлот» и дальше. Если, конечно, их вовремя не остановить.

Как это можно сделать, рассказал Артём Кирьянов. «Похоже, мы имеем дело с тщательно организованной пиар-атакой на „Аэрофлот“, стоимость которой может превышать 100.000 долларов. Я являюсь членом Общественной коллегии по жалобам на СМИ, и как ее сотрудник предлагаю менеджменту „Аэрофлота“ обратиться к нам. Судя по той фактуре, которую мы видим, такое обращение будет иметь перспективы. Черному пиару нужно поставить заслон, чтобы впредь СМИ, да и блогосфера, вели себя более цивилизованно», — заявил он.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Сергей Шаргунов
Сергей Шаргунов

«Свободной прессе» уже десять!

Рад, что здесь нам удалось опубликовать стольких ярких авторов и столько сильных и острых текстов.

А сколько ещё будет!..

Последнее время после избрания в Думу я по понятным причинам меньше участвую в жизни издания. Но всё равно стараюсь писать для него несколько раз в месяц — отчёты о работе, отклик на то, что меня волнует, прямой рассказ о несправедливости, которая мучает людей.

«Свободная пресса» даёт отпор несправедливости круглосуточно — хлёстко и лихо.

Да, часто я не во всем согласен с авторами. Порой мне кажется, что в статьях пересаливают. Но так и задумывался этот сайт — как пространство разнообразия.

Всегда говорил и говорю всем публицистам и политикам, выражающим претензии к той или иной публикации: у вас есть возможность выступить со своей позицией. Оспаривайте. Вас напечатают. По-моему, характерная деталь.

А вообще, здесь многие авторы не соглашаются друг с другом.

Здесь бранят в комментариях и мои тексты, и любые, и бранят господ модераторов (и я их тоже порой браню, поверьте).

Но главное вот что.

Здесь площадка неравнодушия.

Здесь нерв неравнодушия.

Которое стало такой редкостью среди цинизма и безразличия.

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня