18+
вторник, 25 июля
Экономика

Осенние распродажи: водка по очень смешным ценам

В ожидании антиалкогольной кампании, магазины продают запасы спиртного со скидкой на 20 процентов

  
24

Правительство активно ищет средства для восполнения бюджетного дефицита. Постепенно чиновники начали прощупывать общественное мнение на предмет дальнейшего повышения тарифов госмонополий. Другим источником денег может стать государственная монополия на производство и продажу алкоголя. Об этом уже заговорили депутаты Госдумы, и премьер-министр Владимир Путин разделяет их точку зрения. Кстати, это вполне укладывается в рамки борьбы с алкоголизмом. Не приведут ли эти правительственные меры к повторению «антиалкогольной кампании» 80-х годов, рассуждают эксперты. А продавцы тем временем снижают цену «зеленого змия», чтобы успеть получить прибыль.

«Чиновники никакого общественного мнения не прощупывают, так как они совершенно от него не зависят и повышают тарифы без всякой оглядки на него, — заявил „Свободной прессе“ известный экономист, руководитель ИПРОГ Михаил Делягин. — Достаточно сказать, что в этом году тарифы на электроэнергию вырастут для населения на 25%, а для оптовых потребителей — на 19%. Что же касается введения госмонополии на спиртное, то это вполне вероятно, но никто не будет возобновлять „антиалкогольную кампанию“ хотя бы потому, что для проведения такой кампании нужны честные люди. Конечно, возможны перебои с поставками спиртного для создания искусственных монополий на рынке, как это было с прекращением импорта вина при введении ЕГАИС, однако эти проблемы не будут носить постоянный характер».

А тем временем продавцы алкоголя, обеспокоенные «движениями» во власти, устраивают «осенние распродажи» спиртного в магазинах. Конечно, они делают это не в городских супермаркетах, а в торговых точках «глубинки». Например, в некоторых магазинах ближнего Подмосковья корреспондент «Свободной прессы» увидел рекламные плакаты, призывающие купить водку со скидкой 20%. Продавцы торопятся сбыть товар и цена спиртного опустилась намного ниже 100 рублей за бутылку. Причем, это не «паленая» водка, а вполне качественный продукт. И не удивительно, что местные жители злоупотребляют спиртным, ведь продается оно нынче просто за бесценок. Для сравнения, вспомним, что в советской России бутылка водки стоила в среднем 4 рубля 12 копеек, булка хлеба — 14 копеек, а кило колбасы — около 4 рублей. Теперь же средняя колбаса стоит не менее 120 рублей, батон хлеба — около 20 рублей, а бутылку водки можно купить и за 80 рублей. Ну как тут не выпить? С горя.

Поэтому депутаты «правящей» партии считают, что монополия на производство и продажу алкогольной продукции могла бы стать одной из самых доходных статьей федерального бюджета, как заявила замруководителя думской фракции «Единая Россия» Татьяна Яковлева. При этом она апеллировала к историческому опыту: в 1913 году общая выручка от винной монополии составила 26% доходов бюджета царской России, а в СССР продажа водки давала треть доходов от торговли продовольствием, или 1/6 часть всего товарооборота советской торговли.

Стоит напомнить, что фракция «Единой России» составляет большинство депутатов Госдумы, и ее голосов достаточно, чтобы провести практически любой законопроект. Поэтому ее инициативы особенно важны. Однако в вопросе госмонополии на алкоголь партия власти встретила полную поддержку и понимание со стороны ЛДПР, для которой необходимость ее установления является программным требованием и одним из приоритетов антикризисного плана. А негосударственным компаниям, занимающимся производством алкоголя, остается только «перепрофилироваться» или закрываться. И критика со стороны бизнеса здесь неуместна — экономические и коммерческие интересы, связанные с контролем производства и продажи алкоголя, должны быть подчинены интересам здравоохранения и социальной политики, считают депутаты.

За введение государственной монополии на спирт ратует и председатель Счетной палаты (СП) Сергей Степашин. Свое мнение он подкрепил внушительными цифрами. По его словам, на сегодняшний день поступления в бюджет от акцизов на спирт и алкогольную продукцию составляют менее 1%. А в СССР «весь раздел» национальной обороны финансировался за счет акцизов на спирт и табак, что по ценам того времени, составляло почти 170 млрд. долларов. Нужно отметить, что торговля алкоголем находится под контролем государства во многих странах. По мнению экономистов, она представляет собой своего рода дополнительный государственный «налог на порок». Однако в России сегодня рынок спирта абсолютно «серый» и предельно криминализированный, констатирует председатель СП.

Пока эта проблема ждет своего решения, принимаются меры, ужесточающие условия торговли алкоголем — в Госдуму внесен законопроект, запрещающий розничную продажу пива в палатках и ларьках. Но «антиалкогольная кампания», подобная горбачевской, Россию, судя по всему, не ожидает. Президент Дмитрий Медведев признает, что попытки борьбы с пьянством в 80-х годах были неудачными: «ряд дурацких запретов и законодательные ошибки привели к возмущению населения». Поэтому глава государства предложил ограничится наведением порядка в работе розничных сетей и торговых точек, да ужесточить ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним, вплоть до уголовной.

Хотя в принципе государство было бы не против вернуть себе монополию на алкогольный рынок. В частности, в своем поручении депутатам президент предлагает: «рассмотреть с учётом международного опыта вопрос о последствиях введения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, оценив наличие необходимых условий для принятия такого решения и определив возможные сроки его реализации».

Однако любителям пива скоро придется раскошелиться: Минфин собирается повысить акцизы на слабоалкогольную продукцию. И наибольший рост — примерно в три раза — запланирован по акцизам на пиво. В результате бутылка пива станет дороже в следующем году на 3 рубля, а к 2012 году — на 4,5 рубля. Кроме того будет разработан комплекс мер, направленных на борьбу с подпольным производством алкоголя. Также на повестке дня вопрос об обязательном применении всеми участниками рынка минимальной потребительской цены на водочную продукцию. А более низкая цена должна насторожить покупателя и вызвать сомнения контрольных органов в легальности производства продукции.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня