Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Меньше денег — больше внимательности

Как падение курса рубля повлияло на поведение покупателя

8956

Обвал рубля кардинально изменил потребительское поведение россиян. Для того чтобы сэкономить на одежде, обуви, украшениях или поездках за рубеж, теперь приходится оперативнее принимать решения, искать единомышленников, активнее пользоваться мобильными приложениями, тщательнее перераспределять семейный бюджет, и, как теперь принято говорить: думай быстро — плати меньше.

Также покупатели стали более требовательны к выбору парфюмерии или ювелирных изделий. Презентабельный внешний вид важен чуть ли не в первую очередь, особенно для женщин, но теперь люди стали более внимательны к «недорогому, но качественному», особенно учитывая тот факт, что данная продукция не дешевеет, цены поднялись в общей сложности на 10%. Касается это, естественно, не только товаров роскоши. По словам Михаила Могилевского, Генерального Директора НПО Аналитика — существенного смещения трафика не было. В нескольких торговых центрах посещаемость немного упала, в других повысилась, но кардинальных изменений не произошло. Если сравнивать январь с ноябрем, то все примерно одинаково. Декабрь в расчёт брать не стоит, так как в преддверии праздников поток посетителей торговых центров в разы увеличивается. А вот если говорить о частоте, то последний год сокращается время, проводимое в торговых центрах, а также частота повторных посещений одних и тех же магазинов.

Также на четверть увеличилась доля покупателей, использующих мобильные приложения для оплаты. Объем платежей по сравнению с обычным днем по мобильным приложениям вырос на 17%, а количество — на 21%, в то время как покупки через веб-интерфейс показали более «скромный» рост — на 15%. Связано ли это с экономией? — безусловно. Но также стоит отметить технический прогресс и развитие мобильных технологий, все больше людей предпочитают смартфоны и планшеты стационарным компьютерам или ноутбукам. Это могут подтвердить и следующие данные: в 2014-м многие покупали про запас крупную бытовую технику, телевизоры, а на себя тратили меньше. В этот раз, наоборот, покупатели решили отыграться на товарах лично для себя, например, на 30% выросли продажи у магазина Restore.

— Это все очень индивидуально, — продолжает Михаил. — У каждого домохозяйства свои потребности, возможности и приоритеты, и выводить обобщенный показатель на всех будет не совсем правильно.

Алексей Фёдоров, президент Ассоциации Компаний Интернет Торговли, говорит следующее:

— Люди по-прежнему ходят в торговые центры, даже больше, чем обычно. Другое дело, что выглядит это, как своего рода покупательский мазохизм. То есть, ходить-то они ходят, но не покупают. Денег стало значительно меньше, большая часть бюджета уходит на еду и прочие предметы первой необходимости, соответственно, на остальное у них денег попросту не хватает. Люди все ещё хотят покупать, но конверсия потенциальных покупателей в реальных покупателей упала примерно в два раза. То же самое мы видим и в интернете: срок нахождения клиента на сайте увеличивается, время, в течение которого клиент выбирает ту или иную модель увеличилось примерно в два раза. Клиент совершает покупку очень обдуманно, очень много времени проводит в поисках. Например, для бытовой техники — если раньше поиск и выбор нужной модели занимал в общей сложности примерно 10 дней, то сейчас 15−20 дней. То есть потребитель очень тщательно подходит к выбору, ищет скидки, всеми силами пытается сэкономить.

«СП»: — А что вы можете сказать об ощутимом росте продаж товаров далеко не первой необходимости, например, смартфонов?

— Это легко объяснить. Эти данные выведены за последние месяцы, а совсем недавно были новогодние праздники, все покупали подарки, так что это вполне логично. А потом проходила акция «киберпонедельник», и все опять покупали подарки.

Действительно, интернет-продажи — популярный тренд этого сезона. Люди стали больше доверять рекламе, представленной в мобильных приложениях смартфонов, стали больше следить за акциями и скидками, многие сервисы и магазины предоставляют дополнительные бонусы в виде баллов, например, что тоже говорит об экономии, и надо сказать, разумной экономии. Люди стали более внимательными и разборчивыми при выборе товаров.

— Любая большая распродажа связана с эмоциями, — снова говорит Алексей. — В этот момент конверсия сокращается до двух часов, покупки совершаются очень быстро, но, прошу заметить, что до кризиса происходило то же самое. Но сейчас, как я уже сказал, конверсия очень растянулась. Покупатель хочет покупать, получает удовольствие от процесса выбора, но не покупает. Или покупает очень нескоро, или мало. Мало того, что логично, покупатель выбирает долго, тщательно, и покупает более дешевую модель. Покупательский спрос скатился в «мейнстрим». И сейчас себя гораздо лучше чувствуют более дешевые производители, которые не зарабатывают на бренде, они имеют сейчас возможность хоть что-то продать. Зарабатывают они, конечно, мало, поскольку сейчас все опустили цены, и сети зажаты между двумя огнями: между поведением потребителя, который хочет купить дёшево, и выросшей себестоимостью товара. Соответственно, маржинальность всех ритейлеров сейчас упала буквально в два раза: «сверху» сидит покупатель, который хочет купить дёшево, дорого не покупает, все делают скидки и распродажи, а «снизу» очень подорожал доллар и евро, себестоимость выросла. А вендоры-поставщики ведут себя некорректно — повышают цены без предупреждения, спонтанно, внезапно.

Мы наблюдаем, с одной стороны, вполне ожидаемую, с другой, немного необычную ситуацию: посещаемость торговых центров не понизилась, даже увеличилась, когда в свою очередь покупательская способность упала в два раза. Люди ходят, смотрят, но купить не могут. Покупатели сильно озабочены сложившейся ситуацией, и не сильно хотят мириться с финансовыми трудностями, что также можно сказать по огромному ажиотажу на распродажах и акциях. Как будет дальше — покажет время.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Вячеслав Поставнин

руководитель международного центра аналитических и практических исследований миграционных процессов

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня