Экономика

Дешевле — бесплатно

Лоукостер «Победа» стал «законодателем моды» в российском ценообразовании авиабилетов

  
541
Дешевле – бесплатно
Фото: Сергей Бобылев/ ТАСС

Экономический кризис не радует никого, практически любому бизнесу сейчас приходится выживать, используя для этого все возможные варианты сокращения расходов. Не является исключением и авиационное сообщение. В последнее время границы между классическими авиакомпаниями и лоукостерами размывается, а средние цены многих российских перевозчиков опускаются все ниже, практически до стоимости полетов рейсами единственного настоящего отечественного лоукостера — «Победы», сообщает «Росбалт».

Любопытную статистику опубликовал по этому поводу сервис поиска авиабилетов Aviasales, эксперты которого сравнили минимальные тарифы авиакомпаний, не включающие плату за провоз багажа (за исключением «Аэрофлота», у которого нет безбагажного тарифа), на летний сезон 2016 года по состоянию на 18 марта.

По данным Aviasales, средняя стоимость билетов «Победы» на рейсы из Москвы до Сочи, Анапы, Геленджика в июне—августе составляет 13,6 тыс. руб. Такие же цены имеются у UΤair, а средняя цена перелета «Уральскими авиалиниями» и «Аэрофлотом» — 14,4 тыс. руб. и 15,2 тыс. руб. соответственно. Билеты S7 до Анапы и Сочи (компания не летает в Геленджик) стоят в среднем 13,7 тыс. руб., у «Победы» средняя цена на эти два направления — 12,5 тыс. руб.

По оценкам онлайн-сервиса бронирования OneTwoTrip, средняя стоимость билетов «Победы» на те же направления и в тот же период составляет 11,8 тыс. руб. против 13,5 тыс. руб. у традиционных перевозчиков. OneTwoTrip проанализировал минимальную стоимость билетов 101 авиакомпании на последние 15 дней каждого летнего месяца и учитывал «прямые» цены «Победы», указанные на сайте авиакомпании —отсюда разница с данными Aviasales. В целом по России (без учета Санкт-Петербурга — туда билеты продаются пока только на май), билеты «Победы» на предстоящее лето стоят в среднем 9,6 тыс. руб. против 11,4 тыс. у регулярных авиакомпаний, подсчитал OneTwoTrip.

Таким образом, фактически «Победа» оправдывает свое звание лоукостера. Однако важно понимать, за счет чего достигается это снижение цен. Практически в каждом случае покупатель имеет возможность отказаться от таких видов обслуживания, как еда, багаж, напитки и так далее — их предлагают за дополнительную плату, и ради экономии многие предпочтут от чего-то отказаться. Тем более что в стоимость билетов «Победы» уже включена перевозка 10 кг багажа в грузовом отсеке.

Впрочем, экономия лоукостеров связана не только с пассажирами — они сокращают расходы везде, где только можно. К примеру, в самолетах «Победы» демонтировано кухонное оборудование, что облегчило каждый лайнер минимум на тонну, а значит — снизило расход топлива. Средние расходы лоукостера на персонал ниже, чем в классической авиакомпании, время от посадки до взлета уменьшено, что удешевляет использование площадей аэропорта, кроме того лоукостеры обычно совершают короткие рейсы, что также приводит к увеличению налета на каждое ВС.

Подобных решений очень много. Весьма важными для работы лоукостеров являются второстепенные аэропорты базирования, в которых благодаря небольшому трафику сокращаются время и стоимость обслуживания воздушного судна. Но надо понимать, что в Москве, да и вообще в России таких аэропортов пока нет, и это сильно мешает развитию данного сегмента. Так что, несмотря на все усилия «Победы», иногда у регулярных перевозчиков цены на некоторые могут оказаться рейсы дешевле, чем у лоукостера.

И все же с появлением «Победы» отечественные перевозчики получили сильного быстро растущего конкурента. Старт продаж лоукостера со временем привел к снижению стоимости авиабилетов компаний-конкурентов в среднем на 30%, рассказал РИА Новости генеральный директор агентства по продаже авиабилетов Pososhok Кирилл Фаминский. «И естественно, что конкуренты не имеют достаточно большого времени на изучение ситуации по направлениям, а должны реагировать максимально быстро на появление агрессивного конкурента, иначе они рискуют не выжить», — уверен он.

Многие авиакомпании в попытке конкурировать бездумно снижали цены, но при этом их издержки оставались прежними. Это достаточно опасный путь, чреватый серьезными проблемами для выбравших его перевозчиков. Более грамотные авиакомпании наряду со снижением тарифов стали повторять экономические решения «Победы».

«Есть классические лоукостеры и компании, сочетающие в себе лоукост-дисконт и стандартные модели. Безбагажные тарифы есть у всех перевозчиков. Просто в группе „Аэрофлот“ это все системно разделено: есть лоукостер „Победа“, есть средний сегмент — авиакомпания „Россия“, и есть премиум-сегмент — „Аэрофлот“, — поясняет вице-президент Ассоциации Туроператоров России Дмитрий Горин. — Сейчас реалии таковы, что нужно учиться зарабатывать на российских рейсах. Чтобы не демпинговать, компании иногда производят оптимизацию своей маршрутной сети, как, например, „ЮТэйр“ со своей программой „Импульс“. Демпинг же опасен плохим результатом для авиакомпании и прекращением ее деятельности. Ведь компаниям нужно вкладывать деньги в свое развитие, в лизинг, в персонал, в безопасность. Поэтому тем, кто работает на плохой норме прибыли, будет крайне сложно выживать».

Эксперты признают, что размывание границ между регулярными авиакомпаниями и лоукостерами — мировой тренд последних нескольких лет. Так, к примеру, считает директор по развитию OneTwoTrip Аркадий Гинес. Но классические авиакомпании в этой ситуации имеют только один эффективный путь развития: введение гибких тарифов, а также разумное сокращение издержек. Демпинг же чреват убытками и уходом с рынка неэффективных компаний.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня