18+
вторник, 17 октября
Экономика

Всемирный банк учит российских коллег любить клиента

Отсутствие туалетов, бестолковые клерки и прочие беды доморощенной кредитно-финансовой системы

  
9

По данным опроса, опубликованного сегодня фондом «Общественное мнение», только 20% россиян считают вклады в российских банках надежным и выгодным способом хранения денег. А 33% просто убеждены, что это опасное и невыгодное дело. Надежнее спрятать деньги «в банку». Но дело, оказывается, не только в доверии. Как утверждают в своем докладе эксперты Всемирного банка, более 40% населения России вообще не пользуются финансовыми услугами, считая это дело чересчур хлопотным.

Ведь любая банковская операция отнимает много времени, необходимо заполнить огромное количество документов. В связи с этим ВБ рекомендует российским банкирам облегчить доступ клиентов к информации по банковским услугам и заняться финансовым образованием граждан.

— Есть и еще причины, по которым люди не связываются с банками, — рассуждает директор банковского института ГУ-ВШЭ Василий Солодков. — Во-первых, должно быть доверие к банковской системе. В этот кризис, благодаря стабилизационному фонду, нас «пронесло» — банковского дефолта не произошло, благодаря системе страхования вкладов. Но, тем не менее, люди, которые хранили свои сбережения в рублях, были вынуждены из-за потери процентов по вкладам переходить в евро или доллары. А во-вторых, как можно говорить о вкладах, если 80% населения страны получают какие-то копейки. Людям денег хватает только на то, чтобы прожить от пенсии до пенсии или от получки до получки. Естественно, они не пойдут отдавать свои сбережения в банки, потому что у людей их просто нет.

Да и сами банки виноваты в том, что не всегда предоставляют комфортное обслуживание. Как верно подметил ВБ, они вызывают у россиян настороженность и недоверие, которые подогреваются не слишком умелой работой банковских служащих с клиентами. Поэтому, помимо финансовой грамотности россиян, российским банкирам стоит поднимать и стандарты общения с клиентом, советуют эксперты ВБ.

Например, когда клиент появляется в отделении банка, служащим необходимо сразу же предложить ему помощь. ВБ предлагает сотрудникам банков обратить внимание на содержательную часть консультации: информацию о необходимых для открытия депозита документах и местах, где можно снимать деньги. Клиенту нужно знать все о сроке вклада и порядке начисления процентов по нему.

Но самая большая беда в том, что в большинстве отделений банков нет общедоступных туалетов для посетителей. А между тем, из-за слабой подготовки сотрудников, которые слишком долго обслуживают клиента, людям часами приходится стоять в очередях. И куда бежать если «приспичит»? Это, конечно, тоже отпугивает население. Да и не хватает сотрудникам банков и чувства гордости за предлагаемый продукт.

- Я с этим полностью согласен. Когда служащий банка рассказывает о своих услугах без энтузиазма, у человека пропадает интерес к нему, — говорит Василий Солодков. — И на это еще накладывается отсутствие туалетов и кондиционеров. Так же в банке должны быть бесплатные консультации, чтобы клиент мог в любой момент разобраться в ситуации. А такие услуги, к сожалению, встречаются не в каждом банковском учреждении. Но в общем уровень культуры обслуживания растет. Например, 15−20 лет назад, когда клиент приходил в банк, то часто встречал в дверях «мордоворота», который нагрубит тебе или вообще не пустит. А сейчас ситуация изменилась.

Год назад вступили в силу поправки в закон «О банках и банковской деятельности», которые обязали банки раскрывать всю информацию по условиям кредитования. Прежде это было большой проблемой. Банки рекламировали одни проценты по кредитам, а потом выяснялось, что к ним «прилагается» еще масса накруток, например, за обслуживание счета. В итоге получалось, что «цена» займа увеличивалась, порой, в два раза. Конечно, в договоре «особые условия» оговаривались, но писались мелким шрифтом, который люди редко читали. Теперь все пишут ясно и доходчиво. Центробанк тогда разработал «памятку заемщика». Банкам рекомендовано помещать ее на видное место в своих офисах, чтобы любой желающий мог ее прочитать. Правда, не все это делают, судя по «данным разведки» ЦБ.

Сейчас тема кредитов мало актуальна — банки выдают их крайне неохотно и очень осторожно. Но возможно, такую памятку следует сделать и для вкладчиков. Пока наши граждане не овладели в совершенстве финансовой грамотностью, может есть смысл помочь им разобраться в ситуации. Например, они должны знать, что по вкладам до 700 тыс. рублей в случае чего они получат 100-процентную компенсацию. Хорошо бы им еще и рассчитать возможный доход с учетом инфляции по всем видам вкладов. И на конкретных примерах продемонстрировать, сколько потеряют их сбережения, если останутся дома «под подушкой».

В этом смысле очень показательны цифры, которые привел Центр макроэкономических исследований БДО «Юникон». По данным аналитиков, в августе доллары, оставленные дома, принесли «убыток» 0,58%. Курс американской валюты падал — и в итоге на один доллар уже в сентябре можно было купить товаров меньше, чем в июне. Зато евро принесли «навар» — их покупательская способность повысилась на 1,36%. Но интересно то, что если вы эти евро положили на валютный счет в банк, то они показали за месяц несколько больший доход — 1,96%. А доллары потеряли в банках почти в два раза меньше, чем «под подушкой» — всего 0,26% процента. Как выяснилось, самыми доходными в августе были обезличенные металлические счета. Они обогнали и валютные, и рублевые вклады, дав прибыль в 1,96% в месяц.

Пока такая информация, увы, недоступна многим гражданам, которые просто не знают где и как искать ее в Интернете. Может быть поэтому, большинство из них доверяют банку меньше, чем банке из-под огурцов.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня