18+
пятница, 28 июля
Экономика

Бюджет-2010 начнет доплачивать народу по 50 тысяч за сданное в утиль авто

Правительство решило, по западному образцу, избавить население от четырехколесного хлама

  
12

За сданную в утиль старую машину государство будет платить до 50 тыс. рублей. Но потратить эти деньги можно будет только при покупке нового авто. Правительство одобрило проект трехлетнего бюджета на 2010−2012 годы. В нем предусмотрено, что в следующем году будет выделено 10 млрд. рублей на льготную утилизацию старых легковых автомобилей. По словам вице-премьера Алексея Кудрина, соответствующая программа сейчас «дорабатывается».

С подобной инициативой еще летом выступило Министерство природных ресурсов и экологии. Сертификат на 50 тысяч должен стать хорошей мотивацией для водителей, чтобы «экологично» избавиться от хлама и купить новый автомобиль, полагают авторы идеи. Подобные бонусы действуют уже в 13 странах мира. А в Китае и Германии благодаря этой программе удалось даже в кризис поднять объемы продаж автомобилей. Власти надеются, что льготная утилизация поможет и в России поднять с колен безнадежно падающий автопром. Ведь «отоварить» ваучеры можно будет только в том случае, если вы покупаете авто, произведенное в России.

Вторая задача — очистить дороги и улицы городов от автомобильного хлама. К тому же, скоро законодательно будет прописана ответственность собственника за утилизацию машины. То есть в скором будущем автолюбителям, которые бросают своих железных коней ржаветь под открытым небом, придется платить штрафы. А местным властям разрешат без согласия владельца машины отправлять «развалюху» в утиль. Сейчас же это можно сделать только через суд.

Для налаживания «цивильного» процесса утилизации, чтобы не плодить нелегальные свалки, предлагается внести поправки в закон об управлении отходами производства и потребления, в Административный кодекс и в ряд других правительственных актов. В Минприроде настаивают, что делать это надо без проволочек. Тем более, что компании, которые занимаются утилизацией, готовы начать работу без особых финансовых вливаний. Предприятия за свой счет вызываются утилизировать «развалюхи».

Идея здравая и может стать очень выгодной для автолюбителей. Если соединить сертификат за утилизацию с программой льготных кредитов на покупку авто, то машину можно будет купить намного проще. Напомним, что с апреля действует программа, которая предусматривает, что часть ставки по автокредитам оплачивает государство. Правда, машина не должна стоить более 600 тысяч рублей. Льготный кредит дают на три года.

Власти, конечно, идут в правильном направлении. Так как в России, по данным агентства «Автостат», половину автомобильного парка страны давно следует сдать на металлолом. Каждый второй автомобиль (больше 56% автопарка), зарегистрированный в России, старше десяти лет. Это практически все «Москвичи», «ЗАЗы», «ЛуАЗы» и 70% автомобилей «ГАЗ». Из 15 млн. автомобилей Волжского автозавода — 60% машин были выпущены до 1999 года. Кроме того, в России зарегистрировано 1,6 млн. автомобилей Toyota, чей возраст превышает десять лет, а наибольшее количество старых машин в процентном выражении — у «Ауди» (79%), «Сааб» (77%) и «Альфа Ромео» (75%). Всем им пора уже уйти на покой, так как на таких машинах ездить опасно для жизни, да и на постоянный ремонт приходится выкладывать кругленькую сумму.

Пока эксперты затрудняются сказать, когда заработает программа льготной утилизации. Но есть надежда, что все законодательные вопросы решатся до 1 января 2010 года. Однако деньги на нее, скорее всего, можно ожидать не ранее середины будущего года. Впрочем, это только прогнозы экспертов. Если в бюджете сохранится сумма, предназначенная на утилизацию, то вполне вероятно, дело сладится значительно быстрее. Тем более, что дела на автопредприятиях страны идут не лучшим образом. Они вынуждены то останавливать конвейеры, то вводить сокращенную рабочую неделю. Причина — одна. Машины плохо покупаются. Объемы продаж за год упали на 50−80%. А сегодня АвтоВАЗ официально объявил о сокращении более 27 тыс. работников — практически встал. Так что время, действительно, не ждет.

Однако пока вопросов к программе льготной утилизации больше, чем ответов.

— Например, будет ли отличаться цена десятилетней Оки и десятилетней машины ВАЗ 2110, — рассуждает директор управляющей компании «Мосавторециклинг» Игорь Просецкий. — Или попадают ли под действие будущего федерального закона старые иномарки. Тоже пока неизвестно.

Но самое главное, по его словам, это отсутствие производственной инфраструктуры.

— Кто будет принимать машины, как будет вестись учет и так далее. В Европе эта система складывалась десятками лет. У них уже была заложена основа: специальные мастерские, где разбирали машины, склады для запчастей. А у нас опять все делается наскоком, — говорит эксперт.

Так что за свою «старушку» автолюбитель еще нескоро получит желанные деньги. Но даже если получит, то без программы льготного автокредитования вряд ли ему этого хватит на покупку нового «железного коня». А войти в нее смогут не все, поскольку требуется первоначальный взнос в 15% от стоимости авто.

— 50 тыс. рублей на приличную машину не хватит. Разве что на такую же развалюху. Придется добавлять. А откуда брать деньги простому работяге в наше тяжелое время, — поясняет Игорь Просецкий. — Своих сбережений нет, так как перебивается от зарплаты до зарплаты, а у банков в кризис кредит не допросишься.

Получается властям сначала следует выделить значительную сумму из бюджета на повышение заработной платы, создание эффективных рабочих мест, а потом уже предлагать утильные сертификаты.

К тому же, денег на покупку машин — ни за так, ни за ваучеры, у населения в ближайшее время не прибавится. По прогнозам минэкономразвития, реальные располагаемые доходы населения в 2009 году могут сократиться на 4,1%, зарплата — на 4,6%. А по данным Росстата, в августе снизились на 6,8% по сравнению с прошлым годом. Какие уж тут обновки, на жизнь бы хватило.

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Рамблер/новости
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня