18+
среда, 20 сентября
Экономика

Эксперты ГУ-ВШЭ: Плохи дела с финансами в «Газпроме»

Правительство пытается подкачать госкорпорацию газом Ямала и деньгами населения

  
15

Завтра, 30 сентября, состоится очередное заседание совета директоров ОАО «Газпром», сообщает пресс-служба компании. На этом заседании планируется обсудить внесение изменений в инвестпрограмму и бюджет компании в связи с резким сокращением госфинансирования. Но особенно важным станет вопрос экспортных поставок и стратегии «Газпрома» в условиях сокращения потребления газа зарубежными покупателями. Ведь по результатам можно будет судить о сроках начала освоения Штокмановского месторождения. И если потребление газа Европой будет снижаться, то зачем торопиться с новым проектом. Газа и так всем хватает.

Вчера компания заявила, что по итогам первого полугодия, неустойку за «недобор» должны будут выплатить практически все крупнейшие потребители российского газа в Европе. Германия сократила закупки на 44%, Италия — на 34%, а Франция — на 21%. В целом, потребление российского газа западноевропейскими компаниями в первом полугодии упало на 29%, сообщает украинский портал P&Б.

А сегодня Турция уже просит «Газпром» не применять к ней штрафные санкции, с таким же предложением собираются обратиться Италия и Германия. Европейские страны напоминают госкорпорации, что Россия сама не платила никакого штрафа, когда резко сократила закупки туркменского газа. Кроме того, они ссылаются на то, что «Газпром» освободил от выплат Украину, простив «Нафтогазу» пятимиллиардную неустойку, и согласившись на оплату только фактически потребленного газа, пишет ВВС.

Положение у российского газового монополиста действительно тяжелое. Мало того, что он откатился в списке самых дорогих компаний мира на шестое место, так еще и инвестиционная программа «Газпрома» на будущий год урезана на треть. И если не начать осваивать Ямал, то через несколько лет добыча газа снизится даже при наличии стабильного спроса на внешних рынках, считают чиновники. Поэтому программа комплексного освоения Ямала с такой помпой подается всеми официальными лицами. Но она оценивается почти в 121 млрд. долларов, и где взять такие деньги совершенно непонятно. Ведь даже для освоения гораздо менее затратного проекта Штокмановского месторождения, пришлось привлекать иностранных участников.

Но выход, похоже, найден. Правда, нам он ничего хорошего не сулит.

Как пояснили эксперты Центра развития ГУ-ВШЭ: «На прошедшей неделе состоялись два знаковых события, которые подтверждают неблагополучие дел в „национальном достоянии“. Сначала премьер Владимир Путин неожиданно для РЖД заявил о том, что эта компания выкупит у „Газпрома“ недостроенную ветку железной дороги в направлении Ямальских месторождений. Озвученная сумма в 130 млрд. рублей настолько потрясла руководителей РЖД, что они лишились дара речи — нечего и говорить, что никакими бюджетами железнодорожников такие расходы не предусмотрены. Причем, „Газпрому“ эти расходы были включены в инвестиционную программу и, следовательно, уже оплачены потребителями через повышение тарифа. Но очевидно, что потребителям придется раскошелиться еще раз — заплатить за ту же ветку теперь уже железнодорожникам».

То есть, на следующий год нам стоит ожидать повышения тарифов РЖД на грузоперевозки и цен на пассажирские билеты. Что само по себе заметно ударит по карману граждан. Но повышение грузовых тарифов обязательно приведет к удорожанию стоимости товаров, особенно в удаленных районах страны, где другого транспорта, кроме железной дороги, просто не существует. В итоге затраты на Ямал будут переложены на плечи россиян, 14% которых и без того находится за чертой бедности. А оно того стоит? Есть ли у России хотя бы технологический потенциал для освоения столь дорогостоящего проекта?

Нет. Поэтому здесь залатать прорехи решено с помощью западных инвесторов.

«Премьер провел встречу с руководителями ведущих мировых нефтегазовых компаний на Ямале — новом российском центре газодобычи, — где прямо и откровенно признался в том, что у «Газпрома» нет ни финансовых, ни технологических возможностей по освоению новых месторождений, пригласив всех к участию в этих проектах, — продолжают эксперты Центра развития ГУ- ВШЭ. — Конечно, это приглашение было обставлено рядом дополнительных условий: доступ «Газпрома» к активам за рубежом, передача технологий, загрузка российских производителей оборудования, использование маркетинговых возможностей иностранных партнеров на новом для «Газпрома» рынке СПГ и т. д. Но мы отмечаем приницпиальное изменение подхода российских властей в вопросе доступа иностранных компаний к российским нефтегазовым ресурсам — переход от их насильного вытеснения из бизнеса, к партнерству похожему на норвежский сценарий. В Норвегии исключительными правами на добычу углеводородов обладает государственная StatOil, но для освоения конкретных месторождений приглашаются партнеры, которые получают менее 50% в активе, но при этом берут на себя основную долю инвестиционных обязательств и получают менеджмент в проекте.

Понятно, что сегодня речь о передаче всего управления проектами иностранцам не идет, но, впрочем, при освоении Штокманского месторождения и «Газпром» не имеет монопольного контроля за менеджментом. Мы также не ожидаем, что какие-либо решения будут приняты мировыми лидерами в ближайшее время, да и российский премьер говорил о перспективе 2012−2015 годов. Более того, коммерческие переговоры будут вестись долго и неуступчиво всеми сторонами. Только вот у «Газпрома», похоже, лимит времени на размышление будет покороче, да и альтернативы привлечению зарубежных партнеров у него не имеется. Иностранные компании имеют возможности выбирать проекты в разных странах мира, и не факт, что российские условия окажутся наиболее привлекательными. Тем более что и традиционное российское хлебосольство сошло на нет — участникам встречи не предложили даже обеда. Видать, совсем плохи дела с финансами в «Газпроме».

Кстати

В договорах «Газпрома» с европейскими потребителями заложен принцип «бери или плати», то есть, покупатель платит не только за потребленный, но и за «законтрактованный», но невыбранный газ. А потребление газа в европейских странах в связи с кризисом устойчиво снижается. Однако сейчас «Газпрому» это даже выгодно. Как заявил P&Б аналитик агентства RusEnergy Михаил Крутихин, сокращение потребления газа в Европе отложило кризис, с которым компания могла столкнуться уже через год или два из-за того, что новые месторождения не осваиваются. Это во-первых. А во-вторых, взамен на отмену неустойки «Газпром» может потребовать с европейцев, например, содействия в строительстве трубопроводов через Балтийское и Черное море, то есть газопроводов «Северный поток» и «Южный поток». И если они согласятся, то может на время отказаться от принципа «бери или плати», ведь эти газопроводы являются приоритетными для российского правительства. С их запуском у России появится возможность поставлять газ в Европу фактически без посредников, а значит — по значительно меньшей цене.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня