18+
четверг, 19 октября
Экономика

ФАС по закону: за сутки Nokia потеряла миллионы рублей

Компании запретили ограничивать максимальную цену на свои же мобильники. Пусть продаются дороже

  
8

Вчера вечером в печати прошла информация, что Федеральная антимонопольная служба обвинила финскую компанию «Nokia» в нарушении закона о конкуренции за то, что она диктовала своим партнерам — ритейлерам «максимальные цены» на розничную продажу телефонов. А сегодня утром представители ФАС заявили, что конфликт уже исчерпан. Что же произошло за ночь? С компанией Nokia по телефону, указанному на официальном сайте, связаться не удалось. А в ФАС ответили.

— Мы действительно признали «Nokia» нарушителем, — пояснила «Свободной прессе» руководитель пресс-службы ФАС Ирина Кашунина, — Компания «Nokia» на самом деле осуществляла координацию деятельности ритейлеров. Но она уже признали свою вину. И представила доказательства: изменила свои договоры и убрала из них пункт о рекомендованных ценах. В связи с этим комиссия ФАС посчитала, что нарушение устранено добровольно и дело было прекращено.

Ничего не скажешь, сработали оперативно. Напомним, что «Nokia» является лидером, она занимает треть российского рынка мобильных телефонов. Объем продаж финской компании только в 2008 году составил примерно 1,3 — 1,5 млрд. долларов. В первом полугодии 2009 года в России было продано почти 12 млн. сотовых телефонов, что составляет около 6,12 млрд. рублей, и 37% продаж приходятся на долю «Nokia».

Хорошая статистика. А может, как предположили некоторые эксперты, эта шумиха с ФАС — просто очередной PR-ход телефонной компании? Кстати, сегодня штраф за ограничение конкуренции составляет от 1% до 15% годового объема продаж производителя. Однако, как рассказала руководитель пресс-службы ФАС, «Nokia» больших штрафов все равно не платила бы, так как дело было возбуждено еще до вступления в силу «второго антимонопольного пакета законов», который как раз и вводит «оборотные штрафы» за координацию экономической деятельности, ограничивающую конкуренцию. Так что компания, по сути, ничем особо не рисковала. Так что же это было — происки конкурентов?

— У нас ведь как бывает. Если разумом понять происходящее не удается, то мы сразу начинаем искать подвох, — комментирует подозрение экспертов президент брендингового агентства «Depot WPF Brand and Identity» Алексей Андреев. — Похожа эта ситуация на PR-ход? Похожа. Тем более, «Nokia» в итоге все же прощена… Хотя, с другой стороны, ФАС следит за тем, чтобы не была ущемлена конкуренция, ибо именно она развивает рынок. А «Nokia» эту конкуренцию, пусть даже среди своих же дилеров, ущемляла — что само по себе нехорошо…

В тоже время эксперт считает, что у ФАС есть более значимые для российского рынка проблемы, например, растущие розничные цены на бензин. По словам Алексея Андреева, «Nokia» выстраивает стратегию на российском рынке относительно других конкурентов — производителей телефонов, соблюдая все правила. А свои отношения с дилерами компания, видимо, воспринимала как «внутреннее дело».

— И она вправе организовывать свой рынок сбыта, исходя из задач конкурентной борьбы. Тогда причем тут ФАС? И почему «Nokia» так быстро во всём призналась? — недоумевает эксперт. — Ей богу, абсурдная ситуация. Вот представьте, что ФАС решает наказать магазин «икс» за то, что он понуждает своих собственных продавцов в зале отпускать продукцию по установленным ценам. Здесь получается очень похожая ситуация — такой же абсурд.

Есть в этом деле и еще один момент. Компания пострадала, по сути, защищая интересы покупателей ее продукции. Она была вынуждена диктовать максимальные цены на телефоны, чтобы у продавцов не возникло желания продать их подороже, положив разницу в свой карман. Ведь мобильники «Nokia» пользуются достаточной популярностью в народе и даже считаются «имиджевыми». Именно поэтому они хорошо покупаются даже притом, что стоят на порядок выше многих других марок телефонов. Так почему бы не заработать «на халяву», считают российские сотовые ритейлеры.

Похожая ситуация у нас наблюдается не только с телефонами. Не так давно и производители сигарет ведущих западных марок были вынуждены поместить на пачку максимальную цену своего товара — для информирования покупателей о реальной стоимости товара в розницу. И для того, чтобы производители не потеряли продажи своего товара благодаря излишней жадности продавцов. Дескать, вот вам верхняя планка, а ниже продавайте, пожалуйста. Помните, как прежде: «Требуйте отстоя пива». И никто им, кстати, «дело» за это не шьет. А конкуренцию в нормальной стране, вообще-то, как правило, нарушают занижая цену — демпингуя на рынке, а не ограничивая рост цен.

Но это в нормальной стране, экономика России к которым изначально не относится. Потому что принципы ведения бизнеса у нас другие. У нас считается гораздо более прибыльным задрать цену товара, который будет месяцами лежать на прилавке, прежде чем его купят, и заработать сразу — одним «хапком». А не получать прибыль на снижении цены и повышении товарооборота. И иностранцы дико удивляются, почему российские розничные бизнесмены вообще не хотят работать с товаром, если «навар» ниже ста процентов его оптовой стоимости. Но такова она — загадочная и широкая русская душа…

Так или иначе, но ФАС в этой истории все же сыграла на руку конкурентам «Nokia». Почему? Да потому, что теперь продавцы могут свободно раскручивать цену и без того дорогих трубок. Соответственно, продажи будут падать, компания потеряет какую-то часть своего рынка. А ведь даже один потерянный процент ее продаж стоит 61,2 млн. рублей. А свято место пусто не бывает. Вот такая математика получается.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня