18+
среда, 24 мая
Экономика

Верхушке «Алтына» светит золотой срок

Недорогих ювелирных украшений в магазинах больше не будет

  
123

Слово «Алтын» 9 октября не сходило с новостных лент. Утром Лефортовский суд Москвы дал добро на арест директора гипермаркета «Алтын» Валентины Шадриной и ещё одного подозреваемого по делу о контрабанде золота — гендиректора компании «Тяньшань» Владимира Суховеева. Во второй половине дня тюремные нары замаячили перед вице-президентом наблюдательного совета ювелирного холдинга «Алтын» Антонины Бабосюк. А позже пришло известие, что Лефортофский суд собирается рассмотреть ходатайство об аресте ее мужа и совладельца компании Владимира Фенькова. Как сообщила пресс-служба Мосгорсуда, все материалы об аресте поступили в суд под грифом «секретно» и рассматриваются в закрытом режиме.

А ведь еще совсем недавно «Алтын» был просто «золото, а не магазин». Его владельцы — Владимир Феньков и Антонина Бабосюк — получали премии Международной академии брендов — представляли, так сказать, лицо страны на мировом рынке. И вот прямо этим лицом, да в грязь… Как же так?

Магазины сети «Алтын» работают в России, Казахстане, Киргизии и Объединённых Арабских Эмиратах. Три «ювелирки», где были чуть ли не самые низкие цены на украшения, бойко торговали в Москве. Но сейчас они закрыты. В начале этой недели там прошли «следственные мероприятия» в рамках расследования уголовного дела о контрабанде золотых украшений из Киргизии (где и была зарегистрирована компания «Алтын») в Россию. При этом, как выяснилось, маркировка на кольцах-сережках стояла такая, как будто все это сделано в нашей стране.

Поводом для начала расследования стало задержание, якобы, экспедитора компании «Алтын» в январе 2009 года. Его поймали на границе России и Казахстана. Он ехал на санях, запряженных лошадью, и вез с собой около 40 килограммов золотых украшений. Экспедитор пытался пересечь границу Казахстана и нашей Тюменской области в обход пропускного пункта. На допросах задержанный говорил, что вез золото из Омска в Москву, но по дороге решил заскочить «на чашку чая» к родственникам в Тюменскую область, для чего пересек кусочек территории Казахстана. Вам не кажется, что все это чушь собачья? Вот потому-то здесь и нужно было добавить «якобы», хотя это и официальная версия правосудия.

По некоторым неофициальным данным, обвинение в контрабанде — не единственное, что предъявляют компании «органы». Говорят, она завышала вес и характеристики драгоценных камней, выставленных на продажу в своих магазинах. Например, использовала в изделиях бриллианты весом 0,99 карата, но заявляла, что этот показатель равен единице. В результате доверчивый потребитель переплачивал до трети цены буквально за воздух. Так или иначе, скидки в 50−70%, которые время от времени объявлял «Алтын», всегда вызывали в ювелирном сообществе много вопросов. Ведь если компания работала с уплатой всех налогов, то подобных скидок, по мнению участников рынка, быть не должно. К тому же продукция «Алтына» и так была на 10% дешевле, чем в других ювелирных магазинах.

Но незаинтересованный человек — не участник рынка, может предположить и иначе. К примеру, вы пробовали когда-нибудь сдавать в скупку свое «фамильное» золото? Купленное не в «Алтыне», а в любом другом ювелирном магазине. Сколько там за него заплатят? Правильно — раза в три меньше его магазинной цены. Скажите, его там принимают как «лом», не учитывая «художественной» ценности украшений. Получается, творчество этих, с позволения сказать «художников», стоит две трети от стоимости металла и камней. Они, что, все как один от «Фаберже»? Или это «ростовщики» из ломбарда такие жадные, что дерут с нуждающегося человека три шкуры… а потом продают его другим — не нуждающимся, по цене всего лишь чуть выше? Не похоже. Скорее всего, это действительно справедливая цена золота. Поэтому умные люди и покупают украшения в ломбарде по цене, которая заметно отличается от магазинной.

«Алтын» не делал бешенные розничные накрутки на себестоимость украшений, а зарабатывал на обороте. Так, как это обычно делается на Западе или в Азии, откуда «родом» компания, может потому и приемы работы у этой ювелирной лавки с азиатским названием («алтын» по тюркски значит «золото») похожие. Но на российском рынке это, видимо, не очень нравилось конкурентам. То есть, «Алтын» попросту постарались убрать с рынка. Это первая версия, которая приходит на ум. Ее подтверждает и директор Московского ювелирного завода «Агат» Юрий Ташес:

— Валентина Шадрина уж слишком бойко кичилась своими большими скидками. Что, естественно, вызвало недовольство крупных сетевых компаний. Может быть, кто-то решился пойти на крайние меры.

Теперь — об официальной версии следствия, контрабанде.

По мнению Юрия Ташеса, в России процент оборота нелегальных ювелирных изделий хоть и есть, но он небольшой. В основном контрабанда идет из Турции и, по большому счету, проворачивать подобные незаконные дела можно через уже действующие торговые сети. Это даже безопаснее, чем создавать новую фирму, которая сразу вызовет подозрение.

Впрочем, по мнению многих экспертов, речь здесь идет вовсе не о контрабанде, а о «толлинге». Да, о том самом пресловутом «толлинге», который в сознании россиян прочно связан с алюминием и делом братьев Черных. Они ввозили в страну дешевые африканские бокситы и плавили на наших заводах, где электроэнергия, составляющая 80% затрат, ничего не стоила, алюминиевые болванки. А потом продавали металл по европейской цене, на европейском рынке. Разницу клали в карман.

«Алтын», очевидно, действовал по похожей схеме: закупал дешевый металл в Турции, из него производил полуфабрикаты в Бишкеке, где дешевая рабочая сила, и доводил изделия до кондиции на своих российских заводах. При этом при пересечении границы экономил на пошлинах.

Однако с начала нынешнего года подобный «толлинг» ювелирных изделий был запрещен указом президента, хотя до этого вполне официально использовался многими российскими компаниями. Как сообщалось в печати, в 2007 году из 120 тонн ювелирных изделий, зарегистрированных Пробирной палатой России, примерно 35−40 тонн пришлось на «толлинговые» изделия.

Возможно, что «Алтын», имеющий столь обширные «заграничные» возможности, просто не сумел удержаться от соблазна продолжать демпинговать на уже «безтоллинговом» российском золотом рынке. За что и поплатился. Это уже больше похоже на правду, а как было на самом деле — решит суд. Это — вторая версия.

Как же теперь изменится ситуация на рынке? Недорогих колечек и сережек мы больше не увидим?

— На мой взгляд, ценовая политика других компаний, скорее всего, не изменится, — рассуждает Юрий Ташес. — Да и у «Алтына», я бы не сказал, что были маленькие цены. А вся их реклама — это пускание пыли в глаза. В реальности все выглядело иначе. Кстати, поэтому я и не думаю, что «Алтын» занимался контрабандой.

И другой наш эксперт — аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин — говорит приблизительно то же самое: «Конечно, у них были самые дешевые изделия. Другие продавцы не могли с этим не считаться — сдерживали рост цен. Значит ли это, что сейчас ювелирные изделия на рынке могут резко подорожать? По разным экспертным оценкам, объем российского рынка ювелирных изделий составляет около 4,5−5 млрд. долларов. К сожалению, у нас нет данных об объемах продаж сети „Алтын“, но по косвенным признакам можно предположить, что в масштабах российского рынка в целом, это сравнительно небольшие цифры. Поэтому данный прецедент не окажет какого-то заметного влияния на рынок в целом».

То есть, если перевести мнения экспертов на точку зрения покупателей, прежних недорогих изделий из золота уже не будет. А те, которые были подороже, чем в «Алтыне», останутся. Вот и выходит, что ситуация все-таки изменится — в худшую для покупателей сторону.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня