18+
суббота, 21 января
Экономика

Госдума после педофилов обсудит кастрацию аптекарей

Запрет на рекламу будет стоить 65 миллиардов рублей

  
3

В Государственную думу внесен законопроект, запрещающий рекламу лекарств во всех СМИ, «кроме специализированных медицинских журналов». Об этом в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил депутат Антон Беляков. Напомним, что не так давно именно он предложил депутатам законодательно ввести химическую кастрацию для педофилов. Понятно, что депутат «молодой», и ему нужно зарабатывать себе место в следующем составе Госдумы.

А тема лекарств нынче весьма «горячая», и на ней можно набрать очки. С подачи премьер-министра Владимира Путина, она раскручивается еще с марта, когда он потребовал от правительства принять меры для предотвращения манипулирования ценами на лекарственные препараты. Как сообщила тогда министр соцразвития и здравоохранения Татьяна Голикова, только 20% лекарственных препаратов в России проходят регистрацию по ценам. Речь шла как об отечественных, так и импортных препаратах.

В августе глава правительства подписал постановление о введении обязательной регистрации цен «на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства». Согласно этому постановлению, региональные власти начнут проводить регистрацию предельных цен на иностранные лекарства, причем, максимальная цена будет устанавливаться исключительно в рублях. Кроме того, документ предписывает «оптовикам» и аптечным сетям устанавливать цену, «исходя из фактической цены производителя». Однако этот весьма полезный и своевременный документ, как ни странно, начнет действовать лишь с 1 января 2011 года.

На прошлой неделе разговор о ценах на лекарства приобрел уж совсем резкий характер. Под горячую руку премьера попали на врачи. Владимир Путин потребовал исправить ситуацию, когда фармацевтические фирмы приплачивают медикам за то, что они выписывают пациентам производимые этими компаниями лекарства.

«Иногда для этого даже используются бланки рецептов, напечатанные фирмами-поставщиками, — возмущался Владимир Путин. — Производители спонсируют корпоративные мероприятия, разного рода семинары, в том числе с выездом на теплые моря. И вот такими мероприятиями охватываются у нас в России тысячи специалистов. Хочу подчеркнуть — тысячи! А людям эти „малоимущие“ медики „впаривают“ дорогие лекарства, когда есть не менее эффективные и более дешевые аналоги».

И еще, как заявил премьер, поставщики лекарств, рекламирующие свою продукцию по телевидению и в печати, «пользуясь преимуществами нечестной конкуренции, демонстрируют чудеса экономической эффективности, задирают цены и извлекают ничем не обоснованные сверхприбыли».

После этих слов премьера борьба за «доступные лекарства» на российском рынке получила новый поворот. Депутат Беляков внес революционный законопроект, предполагающий в случае его принятия полный запрет рекламы лекарств на телевидении и радио. Правда, объясняет он его совсем другим. По его словам, на сегодняшний день в России увеличилось число случаев, когда граждане, насмотревшись рекламы, вместо того, чтобы обращаться к врачу, используют те или иные лекарства самостоятельно.

Итогом является «очень печальная статистика, потому что реакция на продаваемые без рецепта лекарства убивает значительно больше людей, чем все противозаконно продаваемые вещества вместе взятые, включая алкоголь и наркотики», заявил Беляков. И привел данные, согласно которым смертность от побочных действий лекарственных препаратов и от их неправильного применения сегодня занимает пятое место в России, уступая лишь смертности от травм, «включая автомобильные катастрофы, от заболеваний сердечно-сосудистой системы и онкологии».

Депутат добавил, что во всех странах Евросоюза реклама «безрецептурных препаратов» запрещена, а у нас сегодня 75% населения предпочитают не обращаться к врачам, а заниматься самолечением. И эта «побочная практика» связана с тем, что «постоянно идут советы из эфира и с экранов». И предложил свой рецепт лечения болезни — убрать рекламу. Кстати, по оценкам разных экспертов, медицинская реклама занимает около трети 200-миллиардного российского рынка. Выходит, депутат замахнулся, как минимум, на 65 млрд. рублей.

Теперь зададимся вопросом: а кто у нас чаще других рекламирует лекарства? Компании из Хабаровска или Нижнего Новгорода или международные корпорации? Ответ очевиден — западные фармогиганты. По той простой причине, что у них есть средства на дорогостоящую рекламу. Доля зарубежных препаратов на рынке сегодня достигает 89%, а из оставшихся «отечественных» около 90% производятся из импортных составляющих. И если их выдавить за пределы страны, завтра мы не сможем купить в аптеке не только «колдрекс» и «терафлю» — практически вообще ничего. Хорошо это или плохо?

С точки зрения отечественного производителя — безусловно, хорошо. Есть возможность, развивая производство, занять нишу. К чему, собственно, и призывает премьер. Но с точки зрения потребителя — это смерть. Ведь отсутствие в аптеке венгерского, немецкого или индийского препарата еще не означает выздоровления пациента. Российских аналогов у многих лекарств пока нет, а которые есть — неважного качества. Да и где гарантия, что в отсутствии конкуренции российские производители, если, конечно, они все же появятся, не начнут так же накручивать цены, как и западные компании?

 — Если разматывать этот клубок по принципу «от задач», цель угадывается сразу, — рассказал «СП» Алексей Андреев, президент Depot WPF Brand and Identity, со-президент Ассоциации брендинговых компаний России — Многие депутаты очень четко усвоили в свое время принцип «лобби по-русски». Давайте отвечать на вопросы по порядку: кто способен оплатить федеральную рекламу в центральных СМИ? Это сильные, как правило, мультинациональные бренды. Кто читает специализированные журналы? Правильный ответ — никто. В итоге, в условиях отсутствия информации о продукте вся ответственность за продвижение ляжет на медицинский ритейл, продавцов-консультантов и лечащих врачей. Что они посоветуют, то мы и купим.

«СП»: — Но ведь сам премьер призывал с этим бороться!.. А как отразится ее отсутствие на цене лекарств?

 — Разумеется, никак, ибо маркетинговые бюджеты будут перераспределены на другие каналы. Выводы: у любой законодательной инициативы есть мотив. Здесь мотив понятен: мировые бренды должны уйти. Нам об этом сказал премьер без всяких намеков. Так и сказал: нам необходимо развивать и поддерживать российское производство медикаментов. Ну а каким боком выйдет этот новый законопроект в случае его утверждения — никому неизвестно. Однозначно, что покупатели не выиграют никак. Конкретный рынок постепенно, и незаметно для посторонних, перекроится, дженерики придут на смену мировым брендам, а бабушки в аптеке как покупали аспирин, так и будут покупать, по тем же деньгам, только прибыль будет стекаться в других карманах. Вот и всё.

Конечно, развивать собственное производство медикаментов — дело хорошее. Но лучше было бы его не гробить. Ведь в советские времена медицинские препараты отечественного производства занимали практически весь рынок, за редкими исключениями лекарств из братских стран. Правда, тогда они были гораздо худшего качества, чем западные аналоги. Но за это время транснациональные фармкампании ушли далеко вперед, и «догнать и перегнать» их практически с нуля уже не получится. Выходит, остается выбирать, как в той юмореске про раков: либо вчера за три, но маленькие, либо сегодня большие, но уже за пять.

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Борис Шмелев

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня