18+
вторник, 30 мая
Экономика

Урок Наполеона: из России надо «делать ноги» вовремя

Ведущие мировые торговые сети признали страну абсолютно непригодной для ведения бизнеса

  
23

Крупнейший в Европе французский ритейлер Carrefour, проработавший в России всего лишь несколько месяцев, официально сообщил о своем решении продать бизнес и покинуть страну. Как говорится в сообщении компании, это решение связано с «отсутствием достаточных перспектив органического роста и возможностей для поглощений». Конечно, речь идет не о «поглощении» отечественных покупателей, которых собирался сожрать этот жадный транснациональный монстр, а о невозможности покупать отечественные торговые сети для ведения бизнеса. А строить в России свои гипермаркеты французы, наученные горьким опытом шведских коллег из IKEA, явно не хотят.

Напомним, что французская компания Carrefour, прежде чем придти, долгие годы занималась анализом российского рынка и проводила подготовительные работы. В итоге она, видимо, пришла к выводу, что сильно «завязываться» в российской коррупционной среде не стоит — дорого обойдется. Благо, пример прямо перед глазами.

Нынешним летом шведский концерн IKEA, который в свое время решился построить сеть гипермаркетов в России, заявил, что решил «заморозить» инвестиции в российские проекты из-за беспредела отечественных чиновников-коррупционеров. Поводом послужили проблемы с открытием магазина IKEA и центра «Мега» в Самаре. Последняя дата открытия «Меги» в Самаре намечалась на начало июня. Теперь она откладывается на неопределенное время. Как говорят чиновники, потому что сроки предоставления необходимой документации были сорваны по вине компании IKEA. Это при шведской-то пунктуальности!

Почти двухлетняя задержка открытия гипермаркета стоила концерну двукратного роста расходов на объект — с 4 до 8 млрд. рублей, сообщил заместитель гендиректора IKEA в России Томас Хальберг. Кроме того, компания была вынуждена уволить сотрудников магазина, уже набранных на работу в Самаре.

Вместе с IKEA от беспредела российских чиновников поневоле страдает и «дружественный» ей Auchan, который планировал открыть в нынешнем году свой шестой магазин в России. Но он не может этого сделать, пока IKEA — оператор торгового цента, где будет располагаться магазин, не получит разрешение на запуск объекта. Руководство сети надеется, что хотя бы в 2010 году самарский гипермаркет все-таки запустят. Как говорят в России — надежда умирает последней…

Руководители французской Carrefour вовремя решили, что «умирать им рановато», и резко свернули свой бизнес в стране — «пока трамваи ходят». Хотя, как сообщает «Интерфакс», для российского офиса Carrefour такое сообщение французской штаб-квартиры стало сюрпризом. Правда, в пресс-службе головного офиса уточнили, что компания лишь приняла намерение о продаже бизнеса в России, но сделку с покупателем еще не заключила.

Между прочим, свой первый гипермаркет в России Carrefour открыла в июне 2009 года — в Москве, вложив в него 8 млн евро, а в сентябре запустила второй объект — гипермаркет в Краснодаре стоимостью 7,8 млн евро. До конца 2009 года ритейлер панировал открыть магазин в Липецке. На открытии первого магазина член правления Carrefour Тьерри Гарнье уверял, что: «розничный рынок России обладает значительным долгосрочным потенциалом и стратегически важен для развития Carrefour, тот факт, что мы открываем гипермаркет в Москве в такое непростое время, демонстрирует, что мы настроены решительно».

Однако, судя по всему, главный акцент французы, в отличие от шведов, делали на покупку готового бизнеса. Carrefour был одним из претендентов на приобретение петербургской сети гипермаркетов «Лента», владелец которой Олег Жеребцов из-за кризиса оказался в миллиардных долгах. Однако сделку им «обломала» госкомпания «ВТБ-Капитал», которая вместе с TPG Capital купила 35,4% акций «Ленты» гораздо дешевле рыночной цены — за 110 млн. долларов. Кроме того, в этом году французская компания вела переговоры о приобретении доли основного акционера сети супермаркетов «Седьмой континент» Александра Занадворова, который тоже скоро должен погашать облигационный займ на 7 млрд. долларов, а денег у сети недостаточно. Но и эта сделка по непонятным причинам так и не состоялась. В итоге всю решительность французов как ветром сдуло, и они решили срочно «встать на лыжи».

Хотя, вполне возможно, что причиной опасений французов стал и законопроект о торговле, находящийся сейчас на рассмотрении в Госдуме, и предполагающий ограничения масштабов экспансии розничных сетей в России, путем снижения «порога доминирования» в регионах до 25% или даже 15%. После чего ритейлеру запрещается открывать или покупать новые магазины в этом регионе. Такие «границы торговли» крупнейшие мировые сети явно не устроят. Возможно поэтому и другой ведущий мировой ритейлер — Wal-Mart, который, было, уже зарегистрировал дочернее юридическое лицо в России, а также вступил в Ассоциацию компаний розничной торговли и даже занимался активным набором персонала, тоже резко изменил свои планы. Кстати, по мнению экспертов, он тоже рассчитывал начать работу с покупки «Ленты» или «Седьмого континента».

Таким образом, из двух крупнейших мировых ритейлеров, чье появление могло серьезно «поднять» российский розничный рынок, один — Wal-Mart так и не пришел, а второй — Carrefour ушел, едва появившись. Причиной тому история с IKEA, которая наглядно иллюстрирует, что основные проблемы для иностранных инвесторов в России — это непредсказуемость действий чиновников и неопределенность «правил игры», так охарактеризовал ситуацию президент Американской торговой палаты в России Эндрю Сомерс. Потому зарубежные инвесторы, по его словам, уйдут в более понятные для них Китай и Индию.

А чем обернется уход таких брендов для российского имиджа и экономики — в денежном размере, для бюджета и покупателей? Об этом «СП» рассказал Алексей Андреев, президент Depot WPF Brand and Identity, со-президент Ассоциации брендинговых компаний России:

«Рассмотрим бегство «варягов» с двух позиций: имиджевой и более прагматичной — экономической. Как бы цинично это не звучало, но я не вижу поводов для огорчений. Наш удел — изоляция, как основной инсайт национальной платформы. Имиджу России ничего уже не повредит, ибо он полностью негативен по всем статьям. Мы можем вести себя как угодно, не боясь разочаровать западных партнеров и наблюдателей. От нас и так ждут самого худшего.

Что же касается экономики, то при наличии «трубы», потеря западных инвестиций в ритейл не сильно травмирует бюджет. Российский массовый потребитель настолько неизбалован и лоялен, что примет любую новую реальность. Еще вчера люди отоваривались на стихийных продуктовых рынках — им не привыкать. А вообще Россия готовится жить в автономном режиме, как на подводной лодке: сами создаем — сами и потребляем. И без всяких ВТО. Здесь есть и плюсы — развитие собственных производств, например. Возникает аналогия: торговая сеть вытесняет у себя с полок чужие бренды, создавая собственные марки PL, а государство выдавливает мультинациональные компании, освобождая место для своих. Можно спорить, но это — политика. Когда мы слышим про «Сахалин-2», «Боржоми», вино, Онищенко и ФАС, то мы успокаиваем себя, мол, так надо. Там, наверху, знают, что делают. В их возне есть какой-то смысл.

Но, боюсь, проблема тут пострашнее. Сильнее любой власти, любой политики — коррумпированная бюрократия, захватившая все уровни. Цель у нее — себе и сейчас. А это будет посильнее «Фауста» Гете".

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня