18+
среда, 26 июля
Экономика

Практичность и бережливость — новая мантра россиян

Граждане не верят заявлениям правительства, что страна вышла из кризиса

  
42

Россияне все еще продолжают экономить даже, порой, на самом необходимом. Как показывают результаты исследования Nielsen «Russians Through Crisis», спустя год после начала кризиса, уровень потребительского доверия к экономике, а значит и к правительству в России, практически не изменился.

Только каждый третий россиянин (31%) считает, что ближайшие 12 месяцев — удачное время для новых покупок, а 80% опрошенных говорят, что продолжают весьма экономно относиться к приобретению товаров повседневного спроса.

— Последствия кризиса и рецессии для рынка скажутся в избирательном подходе российских покупателей к необязательным тратам. Простые и эффективные продукты — выбор номер один, а практичность и бережливость — новая манера российских потребителей на ближайший год, — комментирует результаты исследования директор отдела потребительских исследований «Nielsen Россия» Ольга Белова. — Но при этом приоритетными статьями расходов на ближайшие полгода более менее состоятельные россияне определили не только покупку одежды, но и ремонт, а также обустройство дома. Впрочем, каждый второй все-таки намерен откладывать свободные средства впрок.

Однако, если посмотреть шире — то глобальный индекс потребительского доверия, рассчитываемый компанией Nielsen, демонстрирует устойчивый рост. В России этот показатель пока нестабилен, но и не так уж плох на фоне других стран. Согласно новому он-лайн исследованию, в ходе которого были опрошены интернет-пользователи более 54 стран мира, в октябре индекс потребительского доверия в России достиг отметки 85 пунктов, что на один пункт меньше, чем в среднем по миру. При этом, индекс потребительского доверия в России, полученный в рамках проекта Nielsen «Russians Through Crisis», потерял по сравнению с сентябрем три пункта. Такое снижение, говорят эксперты, произошло из-за роста пессимизма россиян по поводу своих перспектив найти достойную работу в ближайшие месяцы. Похоже, что начавшийся деловой сезон не оправдал ожиданий потребителей. Так в октябре 76% опрошенных в России считали свои перспективы на рынке труда плохими или не очень хорошими, хотя еще в сентябре таких пессимистов было только 67%. А раз нет стабильного достаточного заработка, то и тратят деньги люди с осторожностью.

Прокомментировать ситуацию на отечественном рынке труда «СП» попросила президента рекрутингового портала SuperJob.ru Алексея Захарова.

«СП»: — Восстановление потребительского спроса в России может происходить дольше, чем в других странах, свидетельствуют данные Nielsen. Согласны ли Вы с этими выводами?

— Я согласен с тем, что спрос упал. Но из исследования непонятно, о каких других странах идет речь. В разных государствах кризис ощущается по-разному. В некоторых — гораздо меньше, чем в России, а в некоторых — гораздо глубже. А потребительский спрос в России будет восстанавливаться с той же скоростью, с какой экономика будет выходить из кризиса. Если мы двигаемся медленнее других стран, то и потребительский спрос соответственно станет восстанавливаться менее активно.

«СП»: — Значит, падение потребительского спроса связано со страхом второй волны кризиса?

— Не только. Люди откладывают дорогие покупки, ожидая снижения цен. Но как только будет однозначно констатировано, что кризис закончился, они сразу начнут совершать отложенные покупки.

«СП»: — Как вы считаете, ситуация с потребительским спросом в следующем году изменится?

— Думаю, он будет медленно, но верно расти. И это связано в основном с тем, что число безработных уменьшится. А значит, у людей появятся деньги, чтобы их тратить.

«СП»: — Какая сейчас самая востребованная профессия? Удается ли удовлетворить спрос на нее, помочь людям восстановить свою платежеспособность?

— Самая востребованная профессия — менеджер по продажам. Формально спрос на неё удовлетворён. В базе данных «SuperJob» соотношение спроса и предложения на неё составляет 15 резюме на вакансию. Однако, менеджеры по персоналу часто отмечают, что хорошего «продажника» найти сложно. Надо отметить, что кризис мало что изменил в расстановке сил в списке наиболее востребованных профессий. Помимо менеджеров по продажам в него по-прежнему неизменно входят бухгалтеры, инженеры и квалифицированные рабочие.

«СП»: — В следующем году, на ваш взгляд, ожидается рост или спад безработицы?

— Роста безработицы в следующем году не будет. Во-первых, мы наблюдаем медленное, но верное восстановление спроса на персонал у российских компаний, что отражается и на восстановлении зарплатных предложений. Во-вторых, и сами компании констатируют, что сокращения персонала не планируют, а будут проводить только оптимизацию штата, что свойственно любому конкурентоспособному бизнесу.

СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Рамблер/новости
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня