Экономика

Путин прописал «АвтоВАЗу» пилюлю за миллиард

Премьер даст волжанам денег на медицинские халаты, а Шувалов приделает «Ладе» крылья

  
6

Правительство не оставляет попыток реанимировать умирающий автогигант и предупредить социальный взрыв в Тольятти. 10 ноября на лентах информагентств появилось сообщение о новом распоряжении правительства. Премьер поручил создать в структуре Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) центральную медсанчасть № 7, за которой будут закреплены эти объекты. И в следующем году тольяттинская медсанчасть, штат которой может составить более двух тысяч, получит 920 млн. рублей из Москвы. Пилюля от стресса за миллиард — это эффектно.

Еще одно обезболивающее средство привез вчера на автозавод первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, никто из работников утопающего предприятия не будет уволен. Около 15 тыс. человек смогут найти работу в двух специально созданных компаниях — «АвтоВАЗ перспектива» и «Реформинг центр», стопроцентных «дочках» «АвтоВАЗа». Финансироваться они тоже будут из федерального бюджета, а зарплата каждого работника составит не менее 15 тысяч рублей в месяц. Правда, за что будут платить такие деньги, то есть — чем, собственно, займутся эти предприятия, Шувалов не пояснил.

Зато обрисовал радостные перспективы. Трудоустроиться в «дочки» смогут не только пенсионеры и работники предпенсионного возраста, но и те, кто решил временно уйти с завода, чтобы затем вернуться. Вице-премьер также заявил о возможности «использовать квалифицированные рабочие кадры, которые были задействованы на волжском автозаводе, для создания новых предприятий, в том числе сопряженных с созданием самолетов, то есть авиастроением».

Неужели он решил попробовать приделать «Ладе» крылья, чтобы она летала, как машина в фильме про Фантомаса. Но ведь пока не только летающие машины, но и российские самолеты, производящиеся на «штатных» предприятиях, никому не нужны.

Из всего этого можно сделать вывод: проблемы «АвтоВАЗа» окончательно поставили правительство в тупик, и оно не видит никакого выхода из ситуации. А что думают по этому поводу эксперты?

Петр Золотарев, председатель профсоюза работников «АвтоВАЗа» «Единство»:

— Можно предположить, что эти работники «дочерних» предприятий будут заниматься демонтажом оборудования линий производства, которые будут уже не нужны. А также готовить площадку для производства и сборки моделей «Нисан» и «Рено», которые начнут делать в 2012 году. Конечно, есть вероятность, что потом они смогут вернуться на завод. Но работников предпенсионного возраста и пенсионеров, скорее всего, будут увольнять. Причем, пенсионерам они предлагают уволиться по собственному желанию, а работников предпенсионного возраста будут увольнять по сокращению штата. Таких на предприятии насчитывается порядка 6 тысяч.

Хочу сказать, что само предприятие вовсе не обязательно банкротить, как говорят некоторые. Ведь спрос на автомобили «ВАЗ» в стране еще существует и достаточно большой. Можно производить какую-то модель по приемлемой цене для внутреннего рынка. Но штат работников, конечно, придется сократить. Ну, а насчет авиастроения, может быть, они имеют в виду отдельные детали для самолетов, которые можно производить на освобожденных площадях завода.

Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат»:

 — О банкротстве предприятия пока официально речи не идет. А тот вариант реструктуризации долгов предприятия, который сейчас рассматривается, позволит избежать этого в будущем. На самом деле, очень плохо, что руководство «АвтоВАЗа» серьезно не занимается сбытом своих автомобилей. Если бы оно более грамотно проводило ценовую политику, бережно относилось к своим дилерам, то продажи могли быть на процентов тридцать-сорок выше, чем сейчас. Вполне реально можно выйти на уровень в 40−45 тыс. реализованных машин в месяц, тогда бы не потребовалось такой большой помощи от государства. Но, к сожалению, этого не происходит. Со сбытом идут сплошные скандалы, в антикризисной программе прописано, что продукция не соответствует нормам по своему качеству. Отсюда и результат.

Насчет производства авиазапчастей могу пояснить — я присутствовал вчера во время этого разговора в Тольятти. Просто один из журналистов задал вопрос, а почему бы не попробовать и это. На что Шувалов ответил, что такая возможность не исключается. Но на самом деле этот вопрос никогда и никем еще не прорабатывался. Это из серии тех разговоров, что можно клеить игрушки, можно производить медицинское оборудование… Но речь шла о Тольятти, а не собственно «АвтоВАЗе». Ведь сейчас перед правительством стоит задача обеспечить занятость увольняемых жителей города. А в Самарской области достаточно сильно развито авиастроение. Вполне вероятно, что такую возможность стоит рассматривать. Но здесь тоже будут нужны госзаказы.

Тем временем

Как говорится в исследовании Ассоциации европейского бизнеса, с начала 2009 года продажи легковушек в России упали на 51% - до 1 млн. 232 тыс. 514 автомобилей. Продажи «Лады» в октябре обвалились на 50% по сравнению с тем же месяцем предыдущего года, составив 28,2 тыс. штук. Что, впрочем, не помешало этой машине стать самой продаваемой в стране за этот месяц.

<

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня