18+
суббота, 22 июля
Экономика

Путин прописал «АвтоВАЗу» пилюлю за миллиард

Премьер даст волжанам денег на медицинские халаты, а Шувалов приделает «Ладе» крылья

  
6

Правительство не оставляет попыток реанимировать умирающий автогигант и предупредить социальный взрыв в Тольятти. 10 ноября на лентах информагентств появилось сообщение о новом распоряжении правительства. Премьер поручил создать в структуре Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) центральную медсанчасть № 7, за которой будут закреплены эти объекты. И в следующем году тольяттинская медсанчасть, штат которой может составить более двух тысяч, получит 920 млн. рублей из Москвы. Пилюля от стресса за миллиард — это эффектно.

Еще одно обезболивающее средство привез вчера на автозавод первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, никто из работников утопающего предприятия не будет уволен. Около 15 тыс. человек смогут найти работу в двух специально созданных компаниях — «АвтоВАЗ перспектива» и «Реформинг центр», стопроцентных «дочках» «АвтоВАЗа». Финансироваться они тоже будут из федерального бюджета, а зарплата каждого работника составит не менее 15 тысяч рублей в месяц. Правда, за что будут платить такие деньги, то есть — чем, собственно, займутся эти предприятия, Шувалов не пояснил.

Зато обрисовал радостные перспективы. Трудоустроиться в «дочки» смогут не только пенсионеры и работники предпенсионного возраста, но и те, кто решил временно уйти с завода, чтобы затем вернуться. Вице-премьер также заявил о возможности «использовать квалифицированные рабочие кадры, которые были задействованы на волжском автозаводе, для создания новых предприятий, в том числе сопряженных с созданием самолетов, то есть авиастроением».

Неужели он решил попробовать приделать «Ладе» крылья, чтобы она летала, как машина в фильме про Фантомаса. Но ведь пока не только летающие машины, но и российские самолеты, производящиеся на «штатных» предприятиях, никому не нужны.

Из всего этого можно сделать вывод: проблемы «АвтоВАЗа» окончательно поставили правительство в тупик, и оно не видит никакого выхода из ситуации. А что думают по этому поводу эксперты?

Петр Золотарев, председатель профсоюза работников «АвтоВАЗа» «Единство»:

— Можно предположить, что эти работники «дочерних» предприятий будут заниматься демонтажом оборудования линий производства, которые будут уже не нужны. А также готовить площадку для производства и сборки моделей «Нисан» и «Рено», которые начнут делать в 2012 году. Конечно, есть вероятность, что потом они смогут вернуться на завод. Но работников предпенсионного возраста и пенсионеров, скорее всего, будут увольнять. Причем, пенсионерам они предлагают уволиться по собственному желанию, а работников предпенсионного возраста будут увольнять по сокращению штата. Таких на предприятии насчитывается порядка 6 тысяч.

Хочу сказать, что само предприятие вовсе не обязательно банкротить, как говорят некоторые. Ведь спрос на автомобили «ВАЗ» в стране еще существует и достаточно большой. Можно производить какую-то модель по приемлемой цене для внутреннего рынка. Но штат работников, конечно, придется сократить. Ну, а насчет авиастроения, может быть, они имеют в виду отдельные детали для самолетов, которые можно производить на освобожденных площадях завода.

Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат»:

 — О банкротстве предприятия пока официально речи не идет. А тот вариант реструктуризации долгов предприятия, который сейчас рассматривается, позволит избежать этого в будущем. На самом деле, очень плохо, что руководство «АвтоВАЗа» серьезно не занимается сбытом своих автомобилей. Если бы оно более грамотно проводило ценовую политику, бережно относилось к своим дилерам, то продажи могли быть на процентов тридцать-сорок выше, чем сейчас. Вполне реально можно выйти на уровень в 40−45 тыс. реализованных машин в месяц, тогда бы не потребовалось такой большой помощи от государства. Но, к сожалению, этого не происходит. Со сбытом идут сплошные скандалы, в антикризисной программе прописано, что продукция не соответствует нормам по своему качеству. Отсюда и результат.

Насчет производства авиазапчастей могу пояснить — я присутствовал вчера во время этого разговора в Тольятти. Просто один из журналистов задал вопрос, а почему бы не попробовать и это. На что Шувалов ответил, что такая возможность не исключается. Но на самом деле этот вопрос никогда и никем еще не прорабатывался. Это из серии тех разговоров, что можно клеить игрушки, можно производить медицинское оборудование… Но речь шла о Тольятти, а не собственно «АвтоВАЗе». Ведь сейчас перед правительством стоит задача обеспечить занятость увольняемых жителей города. А в Самарской области достаточно сильно развито авиастроение. Вполне вероятно, что такую возможность стоит рассматривать. Но здесь тоже будут нужны госзаказы.

Тем временем

Как говорится в исследовании Ассоциации европейского бизнеса, с начала 2009 года продажи легковушек в России упали на 51% - до 1 млн. 232 тыс. 514 автомобилей. Продажи «Лады» в октябре обвалились на 50% по сравнению с тем же месяцем предыдущего года, составив 28,2 тыс. штук. Что, впрочем, не помешало этой машине стать самой продаваемой в стране за этот месяц.

<

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня