Экономика

Федеральные трассы пустили «под нож»

Правительство решило сэкономить 45 миллиардов на дорогах стратегического назначения

  
15

11 ноября Госдума приняла в первом чтении законопроект, приостанавливающий в 2010 году финансирование ряда программ. В частности, «под нож» пошли средства, выделяемые регионам из Москвы на ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения. Речь идет о 45 миллиардах рублей.

Ранее премьер-министр Путин дал жесткую установку — резать все расходные статьи, деньги которых все равно «разворуют и растащат». Видимо, это было про дороги…

Но федеральные трассы все равно нужно ремонтировать, иначе движение по некоторым из них может просто остановиться. Как это было неделю назад на федеральной трассе М-53 под Красноярском, где из-за слякоти дорога в одночасье превратилась в «направление» и стала ловушкой для сотен грузовиков. Водители стояли более трех суток, кляня тех, кто в сентябре ремонтировал трассу. Движение возобновилось только с приходом морозов.

Понятно, что теперь все надо делать заново. Только будут ли на это деньги? И вообще, какая перспектива ждет наши многострадальные дороги в свете решения Госдумы? Об этом «СП» спросила доктора экономических наук, профессора Никиту Кричевского.

— Общая сумма на автодороги, которая заложена в бюджете, составляет 263,4 млрд. рублей. Это все расходы на дорожное хозяйство в следующем году. Основную их часть составляют деньги на Федеральные целевые программы. Из них же 61,8 млрд. рублей приходится как раз на дороги федерального значения. .

«СП»: — А хватит этих денег на ремонт и строительство федеральных автотрасс?

— В последние годы дорожное строительство в России стало «черной дырой», в которой исчезают сотни миллиардов рублей. Деньги, которые уходят на это, не выливаются в автотрассы. Общая протяженность российских дорог за последние годы не увеличилась, а показатель растет исключительно благодаря включению в расчеты дорог местного значения. Все просто: два года назад Росстат стал включать их в общероссийский показатель. В итоге неприглядная картина стала сглаживаться. При этом на строительство новых дорог каждый год выбрасываются сотни миллиардов рублей. Затраты на это растут на 40−50% ежегодно, а протяженность дорог не меняется. Такое ощущение, что параллельно с введением новых дорог, старые исчезают.

«СП»: — Тогда, может, правильно делают, что сокращают эту расходную статью — деньги-то все равно растаскивают?

— Не так все просто. Дело в том, что кроме строительства новых дорог, в эти расходы входит содержание и реконструкция существующих трасс. Речь должна идти не о том, чтобы сократить расходы, а о том, чтобы контролировать их. К примеру, обратить внимание на стоимость услуг, которые оказывают подрядчики родному государству. Например, Западный скоростной диаметр стоит 150 млн. долларов за километр. Когда я говорю, что это многовато, мне возражают, что там 55% дороги составляет эстакада. А я отвечаю, что во Франции мост Мийо — сплошная «эстакада» — обошелся в 394 млн евро за 2,5 километра. Так там опоры выше Эйфелевой башни.

У нас же ничего подобного нет. То же самое можно сказать и про четвертое транспортное кольцо в Москве, где километр стоит 600 млн. долларов. Московские власти объясняют, что само строительство стоит 200 млн., а 400 идет на выкуп земли под дорогой. Притом, что там находятся, в основном парк и гаражи. Примеров много.

«СП»: — И все эти миллионы долларов и евро конвертируются из бюджетных рублей?

— Конечно. Поэтому, когда Путин предлагает подрезать «лишние» расходы, он абсолютно прав. Но здесь нужно идти дальше, и спросить, почему у дорожно-строительных организаций такие большие издержки. Пока этого никто не делает. Например, у нас есть отечественная технология строительства дорог из цементобетонных монолитных плит, которая апробирована во всем мире. Она значительно дешевле — километр четырехрядного шоссе стоит приблизительно миллион долларов.

«СП»: — А почему ее не применяют?

— Такие дороги есть в Сибири, они служат в три раза дольше и не требуют частой реконструкции. Но применять эту технологию никому не интересно, а интересно осваивать все большие бюджетные деньги, зарывая их в песок и щебенку. Затем, нужно ломать сам механизм распределения заказов на дорожные работы, когда руководит конкурсом тот, кто потом подписывает контракт. Если раньше было хоть какое-то подобие конкурса, то сейчас его просто нет. Руководители ведомств прямо указывают, кто будет производить работы — это я слышал от знающих людей. Поэтому издержки снижаться не будут, скорее они будут расти. А если поток денег законодательно сократят, то ухудшится качество дорог и уменьшится их километраж. Значит, водителям надо запасать деньги на ремонт своих автомобилей. Вот и все.

Ситуация с дорогами в России катастрофична, заявляет в своем персональном сайте директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.

— Дорожная сеть России составляет лишь 12% от показателя Евросоюза, а ее плотность на 1 кв. км не достигает и 4% европейской. О том, можно ли ездить по российским дорогам, говорит тот факт, что объем грузоперевозок в полтора раза меньше, чем в Турции, и в 18 раз меньше, чем в странах Евросоюза. Если в Европе на автомобилях перевозится 76,4% грузов, то в России — не более 9%.

Зато есть сфера, в которой российский автодор впереди планеты всей. Это, разумеется, его неэффективность. В Европе нормативный срок службы национальных автотрасс колеблется от 40 лет в схожей с Россией по климатическим условиям Швеции, до 80 лет в Италии. Их текущий ремонт обходится европейцам в 2,3 тыс. евро в год за километр. В России дороги служат, как правило, не более 10−12 лет, а их поддержание обходится в 11 тыс. евро за километр в год. Остальные сравнения поражают еще больше. Средняя стоимость строительства километра четырехрядного немецкого автобана составляет 3,8 млн евро, а цена километра планируемой трассы Москва — Санкт-Петербург зашкаливает за 9 млн евро. К тому же, российские дороги финансируются исключительно из бюджета, и это определяет все.

Фото [*] [*], [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Попов

Политолог, ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья

Олег Неменский

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы президента РФ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня