Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
15 ноября 2009 13:53

Россия завыла от транспортного налога

16 ноября в Москве прошла акция «Гудок гнева». Следующая будет в декабре

21

16 ноября, в понедельник, в 10 часов утра улицы столицы прорезал долгий пятиминутный вой автомобильных клаксонов. Эта акция Федерации российских автомобилистов называлась «Гудок гнева». Поводом для вытья автомобилистов стал принятый Госдумой правительственный законопроект, предусматривающий повышение ставок транспортного налога в два раза. В пятницу депутаты приняли его в третьем и окончательном чтении — обжалованию он больше не подлежит.

Напомним, что этот законопроект, предусматривающий удвоение ставок транспортного налога с 2010 года, уже был принят в прошедшую среду. Но тогда с этим антинародным законопроектом случилось загадочное происшествие, прямо — перст судьбы. После голосования оказалось, что у депутатов на руках не было текста закона, а это нарушение думских правил. И депутаты законопроект отложили «на неопределенное время», но, как оказалось, ненадолго…

Здесь нужно особо отметить, что за повышение налога на транспорт выступили единым фронтом только депутаты «самой народной» фракции Госдумы — «Единой России». За закон проголосовали 313 депутатов, против — 131, воздержались 2. А теперь единая автомобильная Россия собирается бастовать против решения «единороссов». Вот такой каламбур получается.

Правда, ничего смешного здесь нет. Ведь в стране, «где 35 млн. частных автомобилей, а каждая семья насчитывает минимум три человека, повышение налога означает, что 100 млн. человек могут бастовать», заявил «Интерфаксу» вице-президент Движения автомобилистов России, адвокат Леонид Ольшанский. Конечно, все сто на улицы не выйдут, но часть будет точно, полагает адвокат.

По его словам, этот закон, который вступает в силу в разгаре нового витка безработицы и падения доходов населения, наверняка приведет к усилению социальной напряженности в стране.

Причина в том, что черт кроется в деталях законопроекта. Для стимулирования обновления парка транспортных средств региональные органы власти смогут устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска автомобиля и его экологического класса: чем старее — тем больше. Конечно, это может заставить граждан менять свои потрепанные авто на новые и тем самым поднимать автопром. Но почему народ, а не государство, должен поднимать автомобильную промышленность в стране на свои кровные деньги?

Как отметил депутат Сергей Иванов, предложение увеличить транспортный налог в два раза — антинародное.

С ним согласен и адвокат Ольшанский: «Руководство страны говорит, что в условиях кризиса главный принцип отношения государства к человеку — это социальная справедливость, а в случае с этим законом мы видим ее полное отсутствие». По его словам: «В России очень много старых автомобилей, которые могут иметь большой объем двигателя и мощность. И за них, по новому закону, будут брать транспортный повышенный налог, но они все равно останутся старыми и дешевыми, а соответственно, их содержание неподъемным бременем ляжет на людей».

Специалист компании «Автостат» Антон Сергиенко, которого «СП» спросила, как он относится к принятию этого закона, ответил: «Пока никак. Сейчас невозможно понять, как будет работать этот закон на практике. Вот как он вступит в силу, там и посмотрим. Главное, что пока непонятно, — это куда пойдут деньги с этого налога. Что с ними будут делать губернаторы — неясно. Принятый Госдумой закон о повышении транспортного налога не даст никакого результата, кроме нового недовольства среди граждан, которые и так до сих пор не вышли из кризисной ситуации. Поэтому в практическом применении этого законопроекта надо учесть множество нюансов, чтобы машина не стала бременем для рядового автолюбителя. Так как обслуживание машины в России и без того не дешевое удовольствие, а тут еще повышение налога…»

«Если бы деньги от налога шли по целевому назначению на строительство дорог — это было бы еще понятно, — вторит Леонид Ольшанский. — Но они, как и любые налоги, идут в общий котел, а обладатель сам решает на что их тратить, поэтому губернатор может потратить их, например, на покупку себе нового «Мерседеса».

И лишь «единороссы» остаются в этом вопросе несгибаемыми оптимистами. По их словам, формально никакого повышения нет, и принимать конкретные решения будут региональные власти. Депутат фракции «Единая Россия» Андрей Макаров пояснил, что законом повышается только «базисная ставка», а не сами налоги. И это не обязательно означает, что с 1 января транспортные налоги в стране будут увеличены, и именно вдвое. Решать этот вопрос — функция региональных парламентов, заявил депутат. По словам Макарова, при обсуждении законопроекта с губернаторами были получены положительные отзывы, но при этом никто из глав регионов не собирается бездумно повышать ставки. Более того, кое-кто из них уже заявил, что повышать ставки не будет.

К тому же, новый закон, по словам «единоросса», значительно расширяет «диапазон возможности региональных парламентов» по установлению ставок налога.

И последний аргумент «правящей партии»: ставки транспортного налога не увеличивались с момента его введения, то есть — с 2003 года. Цены автомобилей за это время выросли в разы, а поступления в бюджет остались прежними. И нынешний налог призван устранить этот диссонанс — такова логика «единороссов».

А тем временем единая Россия собирается бастовать и дальше. Федерация автовладельцев официально заявила, что нынешняя акция — не единственная, она планирует провести целую серию акций протеста против увеличения транспортного налога. Как пояснил координатор московского отделения федерации Дмитрий Самарин, следующая подобная акция планируется 12 декабря. А до того лидер московского отделения ФАР Сергей Канаев заявил в печати, что: «Предлагает всем автомобилистам, лодочникам, корабелам, трактористам и авиаторам выразить свой протест против повышения налогов. Эта акция станет предупреждением для властей, принимающих один за другим законы, которые действуют вопреки интересам значительной части народа России».

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вадим Трухачёв

Политолог

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня