18+
четверг, 23 марта
Экономика

Заботясь о покупателях, правительство поднимет цены в магазинах

Скандальный законопроект «О торговле» вернулся в Госдуму, принять его планируют еще до нового года

  
9

Второе чтение законопроекта о торговле было в минувшем сентябре отложено депутатами на неопределенный срок. Однако правительственная версия поправок к скандальному законопроекту «О госрегулировании торговли» теперь вновь вернулась в Госдуму. Об этом сообщил глава комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Евгений Федоров. Как пояснил глава профильного думского комитета, закон о бюджете депутаты могут рассмотреть во втором чтении до новогодних праздников — 9 декабря или позднее, например, 11 декабря. По его словам, никакой спешки в принятии закона о торговле нет и «нас никто не торопит». При том, что большинство экономистов выступает против этого «антинародного» закона.

По информации Федорова, к середине следующей недели текст закона с учетом правительственных правок будет подготовлен депутатами комитета к его второму чтению. В своих поправках, правительство предлагает ограничить так называемые «бонусы» или попросту скидки поставщиков магазинам, которые приобретают у них российские товары. В результате размер «выгоды», которую получает оптовый покупатель отечественных товаров, не сможет быть больше 10% от цены договора поставки. А при оптовой покупке социально значимых товаров даже такую скидку магазинам правительство предлагает не предоставлять. И делается это под предлогом того, что необходимо снизить цены на товары для покупателей.

Однако на иностранные товары это ограничение не распространяется, поэтому магазины, скорее всего, предпочтут торговать импортом, считают участники рынка, и покупатели поневоле будут вынуждены переходить полностью на зарубежные товары. А идею полной отмены премии по «социально значимым» товарам, якобы, для снижения их цены участники рынка вообще называют абсурдной. Они поясняют, что чем большую скидку магазин получает от поставщика за товар, тем дешевле он может продать его покупателю.

Тем временем, обсуждение законопроекта уже давно вышло за пределы зала заседаний Госдумы и кабинетов правительства, известные экономисты подписали обращение с призывом пересмотреть законопроект. Рассказать читателям о «подводных камнях» закона о торговле «СП» попросила одного из авторов обращения — Вадима Новикова, эксперта Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Так чем опасен правительственный законопроект для простых граждан?

—  В первую очередь принимаемый законопроект опасен повышением цен. Вы, наверное, обратили внимание, что главной темой при обсуждении закона был не покупатель, а отношения торговых сетей с поставщиками. При помощи этого законопроекта поставщики стремятся получить более выгодные условия поставок, иными словами, продавать товар магазинам дороже — и в этом его непосредственная опасность для потребителя, которому придется платить за товар дороже.

«СП»: — Каким образом это произойдет?

— Возьмем характерный пример. Законопроект ограничивает оптовые скидки за большой объем поставляемых товаров. Сейчас поставщики снижают стоимость партии товара, в зависимости от ее величины — чем больше объем, тем меньше стоимость. В результате в торговых сетях товар оказывается дешевле, чем в небольших магазинах. А если правительству удастся ограничить эти оптовые скидки, цены на товары поднимутся.

«СП»: — Но ведь правительство заявляет, что новый закон о торговле, наоборот, направлен на снижение цен на прилавках?

— Такая цель декларируется, но меры, прописанные в законопроекте, к ее достижению не ведут. Видимо, разработчики закона неправильно понимают экономическую природу так называемых «бонусов» — считают их дополнительными издержками. А на самом деле они являются косвенными скидками с цены товара, которые поставщики делают магазинам. И если производители, по закону, будут делать меньшие скидки на российские товары, то на прилавках они подорожают.

«СП»: — И тогда российские товары станут стоить наравне с импортными?

— Не думаю, что логика законопроекта направлена на это. Выравнивание, видимо, пытаются сделать в другой плоскости. Сейчас большие торговые сети покупают крупные партии отечественного товара гораздо дешевле и экономят на объеме. Поэтому товары в их магазинах для покупателя стоят дешевле, чем в маленьких магазинчиках, которые покупают небольшие партии товара и потому платят за него дороже. После ограничения скидок, прописанного в новом законе, торговые сети уже не будут иметь выигрыша за счет больших оборотов товара, и цены на прилавках в больших магазинах приблизятся к ценам в малых. То есть — вырастут. А социально значимые товары, на которые скидки вообще отменят, вырастут в цене еще больше.

Как ни странно, поставщики товаров тоже не очень рады новым ограничения скидок. По их мнению, нельзя принимать разные правила игры для российских и иностранных производителей. Нужно либо вообще отменить ограничение на премии, либо ввести его для всех. Например, сейчас поставщики отечественного алкоголя «скидывают» магазинам до 15% стоимости товара, и те берут его охотно. Но после запрета сетям будет невыгодно работать с их продукцией, и поставщикам придется искать обходные «серые схемы» для ее реализации.

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня