Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Украинский транзит: Киев назло Москве все же отморозил себе уши

Транспортные потоки через «незалежную» упали в разы

28314

Когда Украина затеяла евроинтеграционную эпопею, было нетрудно спрогнозировать, что страна аккумулирует все негативные последствия, с которыми ранее столкнулись государства Прибалтики. Время показало, что прогноз, увы, оправдался: депопуляция, деиндустриализация, деградация социальной сферы, утрата транзитного потенциала стали отличительными чертами послемайданной Украины.

Процесс утраты статуса транзитной страны куда больше растянут во времени, чем деиндустриализация и «декоммунизация» соцпакета, оттого менее очевиден для широкой публики. Актуализировать данную тематику заставил прошедший в середине мая в Пекине форум «Один пояс — один путь», где сильные мира сего обсуждали прокладку маршрутов доставки товаров из Азии в Европу. Несмотря на надежды украинских чиновников, стало очевидно, что Украина не сумеет «вклиниться» в данный проект, что могло теоретически стать драйвером для украинской экономики, которая под руководством «команды европейских профессионалов» пикирует к состоянию даже не третьего, а четвертого мира.

Читайте также

Экономическое поле не терпит пустоты. Максимальную выгоду из утраты Украиной статуса страны-транзитера извлекает Белоруссия, через территорию которой Москва перенаправляет железнодорожный транзит (обвалившийся на Украине в период 2013—2016 гг. с 101 млн. до 48 млн. тонн) и автомобильный. Активизировался этот процесс после вступления в силу экономической части Соглашения об ассоциации Украина — Евросоюз, что привело к серии взаимных украинско-российских санкций, и акции украинской «патриотической общественности» по блокаде российских фур в начале 2016 года.

Кроме того, «блокировщики» Донбасса заявляли, что готовы перекрыть все 8 железнодорожных веток, соединяющих Украину с Россией. А центральная власть ведет собственную «рельсовую войну»: в скандальном указе Порошенко № 133, в котором говорится о блокировке российских сайтов, на год введены санкции и против одного из крупнейших российских железнодорожных операторов, «дочки» РЖД- Федеральной грузовой компании (ФГК), уже начавшей вывод вагонов (около 6 тысяч) с территории Украины.

Понятно, что в условиях конфронтации с РФ, через территорию которой прокладывается Новый Шелковый путь, рассчитывать Киеву на «китайскую» транзитную ренту было бы чересчур самонадеянно. Кроме того, не способствует встраиванию в глобальный проект степень износа транспортной инфраструктуры (по утверждению чиновников Мининфраструктуры, достигшая 90−97%), перенасыщенность Украины оружием (чуть ли не 6 млн. единиц на руках у населения, что сравнимо с вечно воюющим Йеменом) и утрата государством монополии на применение силы.

Не лучшим образом обстоят дела с морским транзитом — в период 2014—2016 гг. он сократился вдвое, с 20 млн. до 10 млн. тонн. Инфраструктура морских портов продолжает ветшать — инвестиции направляются исключительно в зерновые терминалы на черноморском побережье. Вкладывают в них американские агрохолдинги Bunge и Cargill, планирующие довести пропускную способность терминалов с нынешних 66 млн. до 102 млн. тонн к 2020 году. Видимо, это связано с тем, что представители американского капитала получили гарантии от украинских «верхов» относительно снятия моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения.

До минимума сократился авиационный транзит через территорию Украины, в чем легко убедиться, посетив публичный веб-сервис flightradar24. Причины на поверхности: крушение малайзийского «Boeing» на Донбассе и разрыв авиасообщения с РФ правительством Яценюка в замках «защиты Украины от российской агрессии» (за что Минск может выписать экс-премьеру персональную благодарность).

Отнюдь не на полную мощность используются магистральные трубопроводы Украины. Проектная мощность ГТС Украины — 140 млрд. кубометров в год, но за три последних года суммарно прокачано лишь 210 млрд. В связи со строительством обходных газопроводов («Турецкий поток», «Северный поток — 2») объем прокачки природного газа через украинскую «трубу» рискует обвалиться до 15−20 млрд. «кубов» в год. Оператор украинской ГТС «Укртрансгаз» в 2016 году объявил о том, что в связи с падением транзита планирует законсервировать 30% газокомпрессорных станций и 400 километров газопроводов.

Читайте также

С нефтепроводной системой такая же картина. Из-за низких объемов прокачки «черного золота» простаивает нефтепровод «Одесса-Броды» (вложенные в данный проект $100 млн. так и не окупились) и часть перевалочных мощностей порта Южный (Одесская область). Также отметим, что в октябре 2016-го правительство РФ разорвало договор с Украиной по эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов. А в порты Краснодарского края планируется перенаправить аммиакопровод из Тольятти, конечной точкой которого пока является выставленный на приватизацию многострадальный Одесский припортовый завод.

В общем, «транзитная декоммунизация» Украины набирает обороты. В горизонте ближайших нескольких лет транзитная рента, и без того сократившаяся с $8−9 млрд. до $5 млрд. в год, может усохнуть еще в несколько раз. А значит, украинские элитарии будут с гораздо большим энтузиазмом выжимать последние соки из населения, компенсируя утрату «кормовой базы».

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня