18+
четверг, 30 марта
Экономика

Повышение транспортного налога: с «лошадьми» не вышло — лезут в бензобак

Идея, обернувшаяся грандиозным скандалом для «Единой России», обрела вторую жизнь стараниями депутатов фракции ЛДПР

  
5

Автомобилисты гудели зря. Их «Гудок гнева» против повышения транспортного налога был напрасным. В понедельник, 23 ноября, депутаты думской фракции ЛДПР направили в правительство новый законопроект, который осложнит им жизнь. Он предусматривает включение сумм транспортного налога в розничную стоимость бензина, сообщил агентству «Интерфакс» один из авторов законопроекта депутат Максим Рохмистров. И если правительство быстро даст заключение, депутаты надеются, что смогут принять его уже в нынешнюю сессию.

Напомним, что на прошлой неделе Госдума сначала приняла законопроект о повышении ставок транспортного налога в два раза, а затем, после акции протеста Федерации автомобилистов России решила отказаться от удвоения базовых ставок налога. Одновременно с этим Госдума решила предоставить регионам возможность уменьшать его в 5 или увеличивать в 10 раз. За принятие документа проголосовали, как это уже стало традицией, лишь 312 депутатов фракции «Единой России», все остальные голосовали против. И вот теперь новый поворот событий.

Конечно, дефицитный бюджет пополнять надо. Но что это за новая форма «оброка» для владельцев автомашин? Об этом «СП» попросила рассказать эксперта Института экономики переходного периода Татьяну Малинину.

— Эта форма налогообложения соответствует мировой практике. В некоторых странах транспортный налог относится не к имущественным, как у нас, а к экологическим. Поэтому он берется не со стоимости автомобиля — в зависимости от его лошадиных сил, а зависит от того, сколько машина потребляет топлива, насколько загрязняет она воздух своими выхлопами. И его включают в стоимость топлива.

«СП»: — Чем ниже маркой бензин, тем выше?

— Вы говорите об акцизе на бензин, который существует отдельно. Например, в Европе стоимость дизельного топлива не сильно отличается от стоимости бензина, потому что дизель гораздо больше загрязняет окружающую среду и, соответственно, «экологическая» составляющая акциза на такое топливо выше. Но в некоторых странах есть и еще одна налоговая добавка к стоимости топлива, то есть, кто больше ездит (покупает топлива), тот больше и платит. Но и это не последняя форма налогообложения для автовладельцев. Например, в Испании помимо этого существует и муниципальный транспортный налог, который зависит от стоимости автомобиля, то есть имущественный налог. При этом экологический и имущественный налоги на транспорт, как правило, взимаются на разных уровнях бюджетной системы и, соответственно, идут в разные бюджеты.

«СП»: — Где еще существуют подобные налоги?

— В Европе они есть почти везде, в Америке тоже. Существует даже такая практика: при прохождении техосмотра машины измеряются выхлопы из трубы, и в зависимости от этого устанавливается ставка экологического налога. Хотя и наш транспортный налог тоже в некоторой степени можно отнести к экологическим, потому что он зависит от мощности машины. Депутаты уже предлагали включать его в стоимость бензина. И тогда он тоже будет выше тем, чем мощнее мотор — ведь маломощная машина и бензина расходует меньше.

«СП»: — А как, на ваш взгляд, правильнее?

— Я пыталась проанализировать эту ситуацию и поняла, что главное не в какой форме он будет взиматься, а смогут ли налоговые органы администрировать этот налог. Дело в том, что в нашей стране нет опыта администрирования величины налогов (акцизов) в зависимости от качества топлива. Возникает вопрос, кто будет устанавливать это качество и, соответственно, величину налога, включаемого в стоимость топлива. По видимому, это должен быть какой-то независимый институт, иначе введение такого налога создаст возможности для коррупции. Поэтому прежде чем принимать такой налог, нужно очень хорошо изучить зарубежный опыт и создать нечто подобное у нас, принимая во внимание наши возможности налогового администрирования. Может быть, Минэкономики это уже сделало, и в пояснительной записке к законопроекту депутатам представит такую информацию?

Может быть и предоставит, но скорее всего сначала чиновники одобрят введение этого «европейского» налога, а уже потом начнут думать, как он будет работать. Как это уже произошло с введением «Европейского протокола» в автостраховании. А тем временем смогут спокойно собирать дополнительные взятки с автовладельцев — за хорошую оценку экологического состояния выхлопов их машины. И делать деньги, буквально, из воздуха. Так что депутаты своим законотворчеством оказали медвежью услугу не только всем «лошадным» россиянам, но и самим себе — ведь они и их близкие тоже не пешком ходят.

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня