Экономика

«Почте России» настал полный ребрендинг

Государственную почтовую службу замодернизировали так, что монополия собирается увольнять персонал десятками тысяч

  
51

«Почта России» собирается «в рамках программы оптимизации затрат» сократить в следующем году как минимум 8% персонала или около 33 тыс. человек, сообщается в ее пресс-релизе. Эти кадровые сокращения в основном затронут филиалы предприятия. При этом за девять месяцев нынешнего года уже было сокращено количество почтовых подразделений, численность их персонала уменьшилась на 27,8%. Как сообщается, сегодня в «Почте России» работает 415 тыс. человек.

Интересно, как это увязывается с программой модернизации почтовых услуг, о которой летом с такой помпой заявил новый гендиректор «Почты России» Александр Киселев. Кстати, предыдущая программа обновления почтовой службы страны стартовала всего год назад, причем, с подачи главы государства. Реализация этого грандиозного проекта была доверена Андрею Казьмину, перешедшему на почту с должности главы Сбербанка. Тогда Казьмин мечтал о том, что на базе всероссийской почтовой службы — вечного аутстайдера среди госкорпораций, можно создать «супербанк» покруче Сбера. И основания для этого были, ведь сеть федеральной почтовой связи самая мощная в стране. Она включает в себя 84 филиала и 42 тыс. отделений почтовой связи, оказывающих в том числе и финансовые услуги во всех городах и сельских населенных пунктах страны, куда не доходят отделения ни одного банка. Дело было за малым — провести поправки в законодательство, разрешающие почтовым отделения продавать населению банковские розничные продукты.

Позднее в своем расследовании Генпрокуратура открыла некоторые детали эпохи правления экс-главы Сбербанка почтовой службой. Его вступление в должность ознаменовалось большим новогодним банкетом, только за подготовку и проведение которого топ-менеджеры предприятия «выписали» себе почти 1,5 млн. рублей, а на организацию было израсходовано еще 1,8 млн. рублей. Но на этом веселье не завершилось: почти 15 млн. рублей было израсходовано на проведение конкурса «Мисс Почта». Надо же было самому крутому «банку» в стране иметь свое «лицо». А когда оно было выбрано, нужно было это дело «обмыть»: на организацию банкета по этому поводу было потрачено более 2 млн. рублей.

Откуда нашлись такие деньги у убыточного предприятия? В 2008 году ФГУП «Почта России» в качестве господдержки из федерального бюджета было выделено 1,6 млрд. рублей, а в кризисном 2009 году еще больше — свыше 3 млрд. рублей. Но так как денег всегда не хватало, то их занимали бывшие коллеги — банкиры. Они, естественно, доверяли «главному банкиру страны», а потому беспрепятственно выдали ему кредитов на сумму 14 млрд. рублей. При этом какие-либо запланированные источники погашения кредитов у предприятия отсутствуют, а его уставной капитал — способный служить «залогом» возврата средств, составляет чуть более 18 млн. рублей.

Но в феврале этого года Казьмин неожиданно покинул кресло гендиректора «Почты России», его пост занял бывший руководитель «Связьинвеста» Александр Киселев. Вскоре выяснилось, что пришел Киселев не с пустыми руками: не прошло и полгода, как он заявил о наличии собственной программы радикальной модернизации почты. Обнародованный в августе «план Киселева» отдельной строкой предполагает «восстановление тяжелой почтовой инфраструктуры». Что это такое, одному Киселеву известно, но подобная строка в планах его предшественника обернулась пополнением парка дорогих иномарок и обновлением офисной мебели. В придачу к этому планируется «создание авиационной составляющей» и массовая закупка почтовых вагонов. Кроме того, автор проекта модернизации предполагает внедрять «агрессивный маркетинг», сразу предупреждая, что обойдется он недешево.

Целых 3 млрд. рублей, обещал Киселев, пойдет на «ребрендинг» почтовых отделений, а по-русски говоря — на смену вывесок. Как сообщил тогда Киселев в одном из своих интервью, «Почта России» собирается восстановить сотрудничество с дизайнерскими агентствами Fitch и Interbrand, которые уже разработали программу «полного ребрендинга». «Мы рассчитываем, что государство поможет нам бюджетными средствами», — прямо заявил Александр Киселев, презентуя программу публике.

Однако нечто похожее уже было: план ребрендинга почтовых отделений впервые был озвучен еще в 2005 году, тогдашним главой «Почты России» Игорем Сырцовым. Все началось с того, что бывшему строителю Сырцову не понравилась традиционная символика российской почты. Создание нового бренда «Почты России» и разработку дизайна «усовершенствованного почтового отделения», без всяких тендеров поручили британской фирме Fitch. Английская компания выполнила заказ в кратчайшие сроки. После чего, как сообщала пресс-служба почты: «к традиционному голубому и белому добавились новые более яркие и теплые цвета». В итоге, получив оговоренные в контракте 376 тыс. евро, англичане прислали заказчику эскиз размером 50×80 сантиметров…

Что будет на этот раз — покажет следующее расследование прокуроров. А пока можно предположить, что практика щедрых поощрений топ-менеджеров на предприятии продолжается: по итогам работы за первый квартал руководство «Почты России» выплатило себе более 4 млн. рублей. А тем временем, должностной оклад оператора связи и почтальона — с учетом коэффициента классности и разрядности — составляет чуть больше 7 тыс. рублей в месяц. Однако никаких мер по улучшению социального положения работников не принималось и не принимается, констатировала Генпрокуратура. А теперь вот «Почта России» решила вовсе избавиться от своих сотрудников, которых она не может прокормить.

Стоит добавить, что не смотря на две программы модернизации, затея с участием «Почты России» в федеральной целевой программе «Электронная Россия» провалилась. Это, по словам президента Дмитрия Медведева, привело к отставанию в процессе «интернетизации» всей страны. А рынок почтовых электронных услуг в России постепенно занимают иностранные бренды.


Сократить почтальонов на селе, значит — посадить их на пособие

Как отразится «почтовое» сокращение на общей картине безработицы в стране? На этот вопрос «СП» ответила директор региональной программы Независимого интситута социальной политики Наталья Зубаревич.

— Если считать по количеству официальных безработных, которых у нас сейчас 2,2 млн. человек, это даст рост на 1,5%. А неофициальная безработица в стране почти в три раза больше — почти 6 млн. человек. По сравнению с этим рост будет небольшой. Но в прошлом декабре ситуация была гораздо хуже: тогда треть роста безработицы по стране произошла за счет сокращения сотрудников в бюджетных организациях. Это тоже было плановое сокращение, связанное с оптимизацией структуры государственных учреждений здравоохранения, образования и культуры. А когда начался кризис, эти сокращения продолжались и дали пик прироста числа безработных россиян. Причем, частным предприятиям фактически запретили сокращать работников, а государственные спокойно продолжали это делать.

«СП»: — От каких еще госпредприятий можно ожидать подобного, от «Газпрома»?

— «Газпром» сокращает очень мало работников — его политика в этом отношении похожа на советское предприятие. Хотя у них явно избыточное число сотрудников. «Роснефть» — это во многом «ЮКОС», который вычистил свои ряды еще в начале 2000-х годов, и у них сейчас избыточной занятости нет. Ожидать сокращений нужно от всех непромышленных ФГУПов, которым дадут таким образом снять избыточную нагрузку на бюджет.

«СП»: — А вдруг в декабре снова начнется волна сокращений, ведь некоторые эксперты предупреждают об этом?

— На самом деле, будет рост безработицы или нет, никто не знает. Однако федеральные предприятия, хотя и госструктуры, в рыночной экономике тоже должны выходить на уровень безубыточности. Самый простой способ для убыточной «Почты России» — сокращение числа отделений в регионах. Например, сельская почта вообще вся убыточная, там добиться прибыльности в принципе невозможно. Это классический случай, когда рыночные принципы вступают в противоречие с социальными. Причем, сократить почтальонов на селе, значит — посадить их на пособие, ведь там найти работу невозможно.

«СП»: — Почтальоны сядут на пособие, а что будут делать без почты жители сел?

— Почтальоны тоже жители сел — они займутся домашним хозяйством. А люди на селе просто останутся без почтовых услуг. Но самое страшное не это, а то, что сегодня большинство жителей отдаленных деревень пенсионного возраста. И именно почтальоны доставляют им пенсии. В рамках оптимизации почтовые руководители, наверняка, продумали все детали, но как они справятся с этой проблемой, мне совершенно непонятно.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня