18+
четверг, 19 января
Экономика

Россия выставляет на торги свои морские ворота

Распродажа портов и других объектов инфраструктуры должна покрыть 2% дефицита бюджета на будущий год

  
9

Во вторник кабинет министров рассмотрит правительственную программу приватизации федерального имущества на 2010 год. Речь идет о распродаже 700 предприятий на общую сумму около 77 млрд. рублей. По мнению чиновников, несмотря на кризис, покупатели на госсобственность найдутся и среди российских, и среди зарубежных инвесторов.

По словам премьер-министра Владимира Путина, правительство рассматривает приватизацию как один из ключевых инструментов реформы отечественной экономики, улучшения конкурентной среды и привлечения дополнительных инвестиций. А его первый заместитель Игорь Шувалов добавил к этому, что время распродажи госсобственности пришло потому, что в казне образовался огромный дефицит.

В проект включены компании, акции которых ни разу не предлагались к продаже, а также акционерные общества, продажи которых не состоялись ранее, но интересные инвесторам. Например, компании, расположенные на территории Москвы и Московской области, и пользующиеся высоким спросом. Также в программу входят акционерные общества, финансовое состояние которых постоянно ухудшается. Такое имущество предлагается приватизировать «во избежание риска потери собственности в случае банкротства». Помимо этого, правительство планирует избавиться от акций в компаниях, где госпакет не позволяет влиять на принятие решений.

Но это еще не все. Минэкономразвития подготовило проект указа президента об исключении из списка стратегических объектов 14 акционерных обществ, общая оценочная стоимость которых составляет 55 млрд руб. Среди них 13% акций Росгосстраха, 25% минус одна акция «Совкомфлота», а также госпакеты Мурманского, Ванинского, Туапсинского и Сахалинского морпортов, аэропортов «Толмачево», «Кольцово» и Анапы, Северо-западного и Мурманского пароходств, Енисейского и Волжского речных пароходств. Власти ожидают, что большинство этих крупных активов найдет своего покупателя среди российских и зарубежных компаний.

Поможет ли массовая распродажа госсобственности решить проблему бюджетного дефицита? С таким вопросом «СП» обратилась к доктору экономических наук, профессору Никите Кричевскому.

— Дефицит федерального бюджета составляет около 3 трлн. рублей. Исходя из этого показателя, даже максимальная сумма, полученная от приватизации госимущества, покроет всего 2% дефицита. Величина незначимая для его уменьшения. Но инвестиции в объекты, где доля государства остается, должны приветствоваться.

«СП»: — Тогда почему государство устраивает эту распродажу?

— Потому что государству не очень интересно быть собственником, например, пароходств. Тем более что они в настоящее время являются жалким подобием тех пароходств, которыми так гордился Советский Союз. Дело в том, что в 90-х годах значительная часть судов была приватизирована и продана российским предпринимателям, но при этом портами приписки и местом регистрации этих судов становились страны, где судовладельцам предоставлялся режим наибольшего благоприятствования. В качестве примера можно привести довольно значительный морской флот, которым обладает Монголия, вообще не имеющая выхода к морю. Суда продолжают ходить в акватории России, но фактически принадлежат иностранным государствам. Такая ситуация в Балтийском, Мурманском, Дальневосточном морских пароходствах, да практически во всех пароходствах страны.

«СП»: — А стоит ли продавать порты?

— Что касается портов, то здесь ситуация более сложная — они по сути являются морскими воротами страны. Это стратегические объекты, от которых правительства развитых стран не готовы отказаться ни при каких обстоятельствах. Например, в США в 2006 году на последней стадии была остановлена сделка по продаже ближневосточному инвестору нескольких портов на восточном побережье страны. На ее завершение было наложено вето.

«СП»: — Чем опасно продавать порты иностранцам?

— Россия может столкнуться с ситуацией, когда зарубежные собственники установят запретительные условия на обслуживание в этих портах российских судов. Вся прибыль будет уходить тем, кто их приобрел, и России придется согласится с этим, потому что лишить их прав собственности будет чрезвычайно сложно. Это не соглашения о разделе продукции, подобные сахалинским, где можно было, используя юридические тонкости, добиться их расторжения. Приватизация в пользу иностранцев — это смена собственности, которая предполагает в том числе, всестороннюю защиту правительствами других государств интересов своих бизнесменов. Стоит ли идти на такой риск из-за покрытия всего 2% дефицита — спорный вопрос.

«СП»: — Так зачем же правительство идет на это?

— По моему мнению, одним из возможных объяснений является то, что «зарубежные инвесторы», которые купят эти активы, будут на самом деле российского происхождения. Это конкретные персоналии, которые в тучные годы вывели значительные денежные средства в оффшоры, и сейчас достаточно остро стоит вопрос о размещении этих денег. Я не исключаю, что значительная часть выставленных на продажу активов представляют для таких, с позволения сказать, инвесторов весьма лакомые куски, независимо от ситуации в экономике страны. И приобретены эти активы будут фактически на российские деньги. Причем, сами фирмы, которые приобретут госсобственность, будут зарегистрированы не в оффшорах, а в европейских странах, но за ними будут стоять оффшорные финансовые компании и капиталы.

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Борис Шмелев

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня