Китай подрезал России крылья

Пилоты гражданской авиации массово уезжают в Азию

  
32189
Китай подрезал России крылья
Фото: Максим Шеметов/ТАСС

Россия столкнулась с нехваткой пилотов гражданской авиации: летные кадры массово уезжают на работу в Азию. Об этом сообщил «Коммерсант».

По данным издания, за последние 2,5 года в регион уехало более 300 «наиболее подготовленных пилотов с отличным знанием английского» — командиров воздушных судов (КВС) и КВС-инструкторов. Плюс, еще около 400 пилотов этих категорий находятся «в процессе оформления документов». Утечка затронула, в частности, авиакомпании S7, «Уральские авиалинии», «Волга-Днепр» и «ВИМ-Авиа».

«Уход из „ВИМ-Авиа“ сразу 12 КВС мог стать одной из причин масштабных сбоев полетной программы», — уточняет газета.

Напомним: с середины мая «ВИМ-Авиа» начала массово задерживать рейсы и сокращать чартерную программу полетов. Чтобы обеспечить перевозку пассажиров в летний сезон, к разруливанию ситуации подключилось правительство. 7 июня глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что авиакомпания «не рассчитала своих возможностей», и что сейчас работает оперативный штаб с участием «ВИМ-Авиа» и других перевозчиков, которые «подхватывают» рейсы. Кроме того, по поручению вице-премьера Виталия Мутко создана рабочая группа, которая должна «обеспечить доставку на отдых» клиентов «ВИМ-Авиа».

Читайте также

В самой же авиакомпании подтвердили, что ее пилоты уехали работать в Китай, Индию и Вьетнам. Причем причина оттока имеет «экономический характер»: в странах Азии государством созданы условия, благоприятствующие привлечению иностранного летного состава.

С проблемой утечки летчиков столкнулся даже «Аэрофлот». Как подтвердил его директор Виталий Савельев в кулуарах ПМЭФ-2017, «пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5−2 раза выше».

Причем, в перспективе проблема будет только усугубляться. Так, в Китае в 2016 году насчитывалось 50,5 тыс. пилотов, из них — 25,2 тыс. коммерческих (за год их число выросло на 2,3 тыс. человек). И по данным Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по 5,5 тыс. пилотов в год — до 111 тыс. человек к 2035 году.

Это значит, что в скором времени летать на гражданских рейсах в России станет некому. Гастарбайтеров, которые дружно едут к нам из стран Азии, и которые готовы на любую низкоквалифицированную работу, за штурвал самолета не посадишь. В итоге, на российских авиалиниях останутся самые неопытные пилоты с минимальным налетом.

Куда летит гражданская авиация России, как предотвратить массовый отток летных кадров?

— Наши пилоты в мире на хорошем счету — как бы не хаяли российскую летную школу и методику подготовки летчиков, — отмечает заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. — Их с удовольствием берут работать за границей, и это хороший показатель.

Минус в том, что уходят лучшие пилоты, а также летчики, которые оказались «неудобными» для авиакомпаний. Сказалось и решение, которое было принято «наверху» в разгар кризиса 2014 года: сократить число воздушных судов и объем перевозок. Авиакомпании взяли тогда под козырек, и значительно уменьшили масштабы деятельности.

Если подходить к российской гражданской авиации как к большому, государственной важности делу, можно организовать и массовую перевозку пассажиров, и доставку грузов во все уголки России. Но наши авиакомпании привыкли «жировать» — зарабатывать сию минуту и любой ценой, а не работать на перспективу.

Именно в этом, я считаю, главная причина нынешнего положения дел. Менеджмент наших крупнейших авиакомпаний счел за лучшее сохранить высокий уровень своих доходов в условиях сокращения парка воздушных судов и повышения цен на билеты для пассажиров.

«СП»: — Директор «Аэрофлота» рассказал, что пилоты уходят в азиатские авиакомпании потому что зарплата там в 1,5−2 раза выше. Это действительно так?

— Напомню, мы живем в рублевой зоне, и по российским меркам зарплаты у пилотов вполне достойные. Командир воздушного корабля, по моим данным, получает сегодня 200−300 тысяч рублей в месяц. И даже больше — если он выполняет международные рейсы.

Для сравнения: специалист средней руки в Москве зачастую зарабатывает 40−60 тысяч, и при этом ходит каждый день на работу.

Читайте также

Правда, за эти 200−300 тысяч авиакомпании загоняют летный состав в угол. График летчику составляется таким образом, что он практически не вылезает из кабины самолета. Сами понимаете, что тем самым авиакомпании создают ситуацию на грани фола — на грани безопасности полетов.

По сути, авиакомпании выдаивают деньги, откуда только могут: из правительства, пилотов, пассажиров. Неудивительно, что летчики предпочитают азиатские компании, где условия работы гораздо более адекватные.

«СП»: — Мы можем быстро возместить дефицит летных кадров, если он будет нарастать в будущем?

— Дефицит, я считаю, нарастать не будет. У нас достаточно училищ, которые готовят летчиков, и необходимое количество центров, которые сертифицируют летный состав. Плюс к тому, нельзя сбрасывать со счетов военных летчиков. Многие из них, уйдя со службы по выслуге в 40−45 лет, при необходимости спокойно впишутся в гражданские авиакомпании. Так что больших проблем с восполнением летных кадров я не вижу.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня