Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Киев споткнулся о Крымский мост

Украина строчит жалобу в Международную морскую организацию

29178

Украина намерена обратиться в Международную морскую организацию (ИМО -International Maritime Organization) в связи со строительством Россией моста через Керченский пролив. Об этом в среду, 21 июня, заявил замминистра инфраструктуры страны Юрий Лавренюк.

По его словам, ввод Крымского моста в эксплуатацию вызовет «значительное уменьшение судозаходов» в порты Мариуполя и Бердянска, а также «снижение грузооборота этих портов».

Кроме того, Крымский мост, по мнению замминистра, затормозит развитие этих портов, снизит рентабельность металлургических предприятий региона, уменьшит прибыль портовых операторов и филиалов Администрации морских портов Украины. Лавренюк считает это «недопустимым».

«Никакие действия по поводу строительства указанного объекта РФ не согласовала с Украиной», — сказал Лавренюк. Таким образом Россия, по его мнению, нарушила требования Конвенции ООН по морскому праву, Договора между Украиной и РФ о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, а также ряд других международных соглашений и документов.

В связи с этим Мининфраструктуры Украины обратилось в МИД страны с просьбой направить соответствующую ноту в РФ, а также в Международную морскую организацию.

Читайте также

Напомним: в 2014 году Киев уже обращался в ИМО. Поводом послужил приказ Министерства инфраструктуры Украины о закрытии для международного судоходства морских портов Евпатории, Керчи, Феодосии, Ялты и Севастополя. Международная морская организация тогда фактически заняла сторону Киева, и рекомендовала судам иностранных государств не заходить в порты Крыма до момента урегулирования территориального спора между Украиной и РФ. Из-за этого с полноценной эксплуатацией крымских портов у нас возникли затруднения.

Поддержит ли ИМО «незалежную» на этот раз, какие последствия будут иметь действия Киева?

— Главный вопрос, который сразу возникнет при разбирательстве украинской жалобы в международных инстанциях — где был Киев с 2014 года, когда Москва озвучила планы по строительству Керченского моста? — уверен руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Раз Украина считает, что такой проект идет вразрез с ее национальными интересами, надо было еще три года назад заявить об этом, сформировать переговорную группу, и констатировать ущерб, нанесенный Россией украинской стороне.

Но сыр-бор разгорелся только сейчас, причем из-за частного момента. Россия не обсудила с Украиной намерения закрыть Керченский пролив в его судоходной части на 23 дня в августе-сентябре текущего года в связи с установкой арки моста. Замечу, что арочные пролетные строения — самые габаритные элементы моста: протяженность каждого составляет 227 метров. Арки обеспечат пропуск судов шириной 185 и высотой 35 метров.

И теперь Киев считает, по словам Лавренюка, что это закрытие «может нанести значительный ущерб не только безопасности судоходства, но и национальной безопасности Украины в целом».

На деле, Украина может попытаться доказать, что перекрытие на 23 дня Керченского пролива приведет к потерям портов Мариуполя и Бердянска. Проблема, однако, в том, что в точно такой же ситуации оказались международный грузовой порт в российском Ейске, а также порт «Кавказ» — пятый по грузообороту порт РФ и второй по грузообороту порт в Черноморско-Азовском бассейне после Новороссийска. Это значит, Киеву будет крайне трудно доказать, что Москва строительством моста нанесла «незалежной» односторонний ущерб.

«СП»: — Какие рекомендации Международная морская организация может выдать в такой ситуации?

— Она может порекомендовать Киеву сесть за стол переговоров. ИМО может констатировать, что конфликт имеет место, но решение любого конфликта предполагает диалог и выравнивание позиций.

«СП»: — Может ли Украина оценить ущерб от строительства моста и обратиться в международные суды?

— Конечно. В этом случае заключение ИМО будет рассматриваться Киевом в качестве аргумента в свою пользу. Однако, на мой взгляд, серьезных последствий для России при таком сценарии не будет.

Читайте также

В конце концов, судоходство в Керченском проливе будет в полном объеме восстановлено уже в сентябре. Раз так — какие у Киева могут быть проблемы?!

В целом, складывается впечатление, что Киеву изначально не очень хотелось договариваться по строительству моста. «Незалежная» сразу дала понять, что мост ее не слишком волнует. А когда стало понятно, что акваторию временно закроют для судоходства, украинская сторона вдруг спохватилась, уцепилась за повод, и бросилась высчитывать ущерб. Одно это, я считаю, говорит, что Киевом движет не здравый экономический смысл, в политическая конъюнктура.

Что до международного «разбор полетов» в том же Стокгольме, их результат вполне предсказуем. Процесс может длиться годами, но он ничем не закончится. Киев, повторюсь, никогда не выдвигал претензий Москве по вопросу строительства Керченского моста. А молчание даже в международной правовой практике расценивается как согласие.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня