Экономика

Как за «50 тыщ из бюджета» сменять старый «жигуль» на новую «Ладу»

Национальные особенности мировой моды на поддержку родного автопрома

  
98

Сегодня, 26 ноября, в Торгово-промышленной палате России проходит презентация «пилотного» проекта Минпромторга по утилизации старых авто. Министерство предлагает провести в Москве, Санкт-Петербурге и еще в 17 регионах страны эксперимент по замене старых автомобилей на новые.

Эксперимент пройдет с 1 января 2010 года по 1 января 2011 года, список регионов опубликован на сайте Минпромторга. В качестве площадок для осуществления эксперимента были выбраны: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская область, Ростовская область, Республика Башкоркостан, Самарская область, Челябинская область, Республика Татарстан, Нижегородская область, Новосибирская область, Красноярский край, Приморский край, Ленинградская область, Республика Удмуртия, Калининградская область, Ульяновская область и Калужская область.

«Одной из самых острых проблем российского авторынка остается средний возраст эксплуатируемых автомобилей: около 50% парка старше 10 лет. Запуск „пилотного“ проекта позволит, с одной стороны, поддержать производителя, а, с другой, стимулировать обновление автопарка», — пояснил директор департамента автопрома Минпромторга Алексей Рахманов.

При сдаче автомобиля в утиль потребитель получит сертификат номиналом 50 тыс. рублей, который может быть использован только на приобретение нового автомобиля отечественного производства, включая машины, производимые в режиме «промышленной сборки». Перечень производителей и моделей автомобилей, которые можно будет купить со скидкой, Минпромтог утвердит позднее.

«Любой гражданин, который сдаст в утиль свою старую машину возрастом 10 и более лет, получит чек на 50 тыс. рублей и сможет вложить их в покупку нового автомобиля. При этом не важно, какую именно машину он собирается приобрести — отечественной или зарубежной марки, главное, чтобы она была собрана в России», — пояснил премьер-министр Владимир Путин.

Прояснить читателям некоторые моменты этой программы мы попросили директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова.

«СП»: — Так чьего производителя мы все-таки поддерживаем, отечественного или иностранного?

— Все, что собирается в России в полном режиме, либо в режиме промышленной сборки попадало в предыдущую программу по стимулированию автокредитования. По логике это должно попадать и в программу утилизации старых автомобилей. Все это относится к стимулированию автомобильного рынка в России. А насчет поддержки производителей. Во-первых, на заводах, которые производят автомашины у нас в стране, заняты наши рабочие, которым обеспечивается занятость. А во-вторых, иностранные предприятия, которые производят машины у нас в стране, взяли на себя определенные обязательства по локализации производства в течение семи лет — они должны задействовать еще и наших поставщиков продукции.

«СП»: — Это я к тому, что у нас сейчас пытаются поддержать АвтоВАЗ, а если его поставят в равные условия с иностранцами, он не проиграет?

— Есть прямая поддержка правительства российских производителей, таких как «ВАЗ» и «ГАЗ», социально значимых для страны. А есть поддержка всего автомобильного рынка страны — в данном случае речь идет именно о ней — и здесь нельзя ограничиться только отечественными моделями. Российский производитель не будет ущемлен, если отечественный рынок начнет расти, а только наоборот. Именно поэтому стоимость утилизации ограничена 50 тыс. рублей — это касается лишь старых «Жигулей» и «Москвичей». Все старые импортные модели, даже десятилетнего возраста, гораздо дороже и их выгоднее просто продать. А те, у кого еще есть эти старые отечественные автомашины, сдав их вряд ли будут покупать иномарки — у них просто не хватит на это денег.

«СП»: — Говорят, старые машины составляют более половины автопарка России. А большой объем продаж ожидается, по вашим оценкам?

— Конечно, доля старых машин большая. Но на самом деле, далеко не вся она попадает под эту программу. Как я уже говорил, дело в цене утилизации. Очень много машин старше 10 лет стоят дороже 50 тыс. рублей, а значит рассчитывать на слишком большие объемы продаж не стоит. К тому же, они будут ограничены суммой в 10 млрд. рублей, которая заложена в бюджете на эту программу. Из этих денег производителям будут компенсировать сумму, которая заложена в сертификате. По нашим подсчетам, под эту программу могли бы попасть 2,5−3 млн. машин, но на деле — с учетом выделенных средств — получится не более 200 тыс. машин. Именно столько граждан смогут попасть в этот правительственный пилотный проект.

«СП»: — Значит, автовладельцам в регионах уже нужно занимать очередь. И куда бежать?

— Конечно, деньги могут кончится быстрее, чем количество машин, которое могло бы быть утилизировано. Но и существующие мощности по утилизации тоже не справятся с 3 млн. машин в год. Так что гражданам надо ждать появления правил и затем идти к дилерам, которые будут задействованы в программе. Основная масса машин пройдет через них. О том, какие именно дилеры будут работать по программе утилизации, все узнают, когда придет время, поэтому сейчас суетиться нет никакого смысла. Я думаю, что этот список будет очень близок к тому, который работает по программе льготных автокредитов.

«СП»: — И люди смогут войти сразу в обе эти программы — сдать авто и получить льготный кредит?

— Пока это точно неизвестно, но, скорее всего, смогут. Кстати, сегодня в Торгово-промышленной палате будет проходить конференция, посвященная презентации проекта утилизации старых авто, которую будет проводить российская ассоциация автомобильных дилеров. Может быть, там расскажут о каких-то новых деталях осуществления этого проекта.


Из досье «СП»:

Программа по утилизации автомобилей применяется в различных европейских странах. По данным агентства «Автостат», премии автомобилистам за утилизацию старого транспортного средства платят уже в 12 странах ЕС. В частности, такая программа действовала в Германии еще в самом начале кризиса. Жители Германии могли получить 2500 евро, если сдавали на утилизацию автомобиль старше девяти лет. В результате немецкий рынок был фактически единственным рынком, который демонстрировал рост продаж в то время, когда остальные падали.

Для сравнения: во Франции размер доплаты колеблется от 1000 до 5000 евро (в зависимости от уровня выброса вредных веществ в атмосферу) для владельцев транспортных средств старше 10 лет, пожелавших сдать их в утиль и купить новую машину. В Италии программа подобна французской: доплата за сдачу в утиль автомобиля старше девяти лет также зависит от уровня выбросов и колеблется в диапазоне от 1500 до 6500 евро.

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня