Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Куда «Ростех» спрячет изъятые у РЖД полувагоны

Крупнейшей компании оператора полувагонов ФГК станет сложнее контролировать рынок после возврата 27,2 тысяч полувагонов УВЗЛ

2804

Российские предприятия столкнулись с дефицитом вагонов для перевозки грузов по железным дорогам. Проблемы заметны на протяжении нескольких месяцев, но, вопреки мнению ряда аналитиков, ухудшаться ситуация не будет.

Как сообщает «Коммерсант» — «…по результатам проведенного экспертами моделирования дефицит полувагонов на сети ОАО РЖД в октябре составит примерно 16 тыс. полувагонов — при условии сохранения существующих технологий управления парком, объемов порожнего пробега, времени ожидания погрузки и так далее…»

Источники газеты связывают проблему с общей нехваткой вагонов на рынке из-за списания старого парка, а также с возможными проблемами Федеральной грузовой компании («дочка» РЖД), у которой «УВЗ-Логистик» (дочерняя структура «Ростеха») может изъять парк, переданный в аренду в 2015 году.

Причины, по которым рынок грузоперевозок России оказался в критической зависимости от «дочки» РЖД, заслуживают подробного рассмотрения. Равно как и причины резкого скачка ставок на предоставление полувагонов в 2015—2017 годах: всего за пару лет цены для грузоотправителей выросли с 560 до 2000 рублей за один вагон в сутки.

Читайте также

Своя компания

Давайте разберемся, какие компании представлены на рынке грузоперевозок в России.

Одним из лидеров рынка железнодорожных грузоперевозок в нашей стране является «Федеральная грузовая компания» (АО «ФГК»). По итогам I квартала 2017 года она заняла первое место в рейтинге INFOLine RAIL RUSSIA TOP по размеру вагонного парка (156,2 тыс. единиц), объему перевозок (50,4 млн тонн) и грузообороту (104,5 млрд ткм). ФГК примечательна тем, что это крупнейший игрок, основным бизнесом которого является предоставление полувагонов грузоотправителям. Равная ей по размеру «Первая грузовая компания» Владимира Лисина, обслуживает родственные компании и предоставляет на рынок только излишки вагонов. ООО «Газпромтранс», АО «Нефтетранссервис», ООО «Трансойл» — обслуживает грузы нефтяных и газовых гигантов.

На фоне этого привлекают внимание несколько других операторов грузового железнодорожного транспорта, входящих в ТОП-10 крупнейших операторов вагонов, в частности компании «Вектор Рейл» и «СГ-Транс», а вернее их учредители. Собственниками ООО «Вектор Рейл» являются три человека: Алексей Тайчер, — генеральный директор и председатель правления ФГК, а также Тимур и Руслан Бабаевы — сыновья вице-президента РЖД Салмана Бабаева. При этом компания «Вектор Рейл» контролирует 50% АО «СГ-Транс». Данные факты позволяют предположить, что значительная часть рынка железнодорожных грузоперевозок России находится под контролем Алексея Тайчера и семьи Бабаевых.

Аналогичный вывод сделала Федеральная антимонопольная служба. В 2016 году ООО «Вектор Рейл» собиралось выкупить вторую половину АО «СГ-Транс» у АФК «Система». ФАС не согласовала данную сделку, указав, что в противном случае «ОАО РЖД образует с ними [АО «СГ-Транс» и ООО «Вектор Рейл"] «вертикально интегрированную группу», у которой будет возможность контроля предоставления инфраструктуры транспорта операторам. А семья Бабаевых и Алексей Тайчер с учетом их активов и должностей «смогут устанавливать барьеры входа на рынок предоставления вагонов и рынок грузовых железнодорожных перевозок», — сообщал «Коммерсант».

Хроника двухлетнего коллапса

Часть опрошенных «Коммерсантом» экспертов считает, что предпосылки для дефицита вагонов возникли в 2015 году. Правительство сократило предельный срок службы грузовой железнодорожной техники, что привело к списанию 200 тыс. единиц транспорта, более половины из которых пришлись на сегмент полувагонов. Таким образом, значительная часть техники была пущена на металлолом, а операторы крупных вагонных парков смогли завышать цены для грузоотправителей. В 2015—2017 годах ставки на аренду полувагонов выросли с 560 руб. до 2000 руб. за единицу в сутки.

«ФГК первой на рынке подняла цену, операторы следом повышают цену. ФГК увела это в заоблачную сферу. Весь рынок ушел следом. Потом мы удержали рост тарифа на уровне 4%», — сказал в интервью «Коммерсанту» руководитель ФАС Игорь Артемьев.

При этом, с учетом положения «дочки» РЖД на рынке, ей было предписано в течение 15 дней предоставлять экономическое обоснование повышения тарифов в случае, если их планируется увеличить более чем на 8% в квартал. ФГК проигнорировала данное предписание, ФАС возбудила против нее дело об административном правонарушении. По результатам проверки железнодорожникам пришлось заплатить штраф в 300 тыс. рублей, что является ничтожной суммой на фоне прибыли, полученной ФГК и связанными с ней структурами в результате повышения тарифов. Грубый подсчет показывает, что железнодорожники, проигнорировав предписание ФАС, смогли зарабатывать по 288 млн рублей в сутки, а их годовая выручка могла превысить 100 миллиардов рублей.

А что еще?

Одной из причин сложностей на рынке железнодорожных грузоперевозок «Коммерсант» называет конфликт между ФГК и компанией «УВЗ-Логистик». Последняя требует досрочно вернуть более 27 тыс. полувагонов, которые находятся в аренде у ФГК. Почти весь вагонный парк УВЗЛ был передан «дочке» РЖД в 2015 году по заведомо невыгодному контракту. «УВЗ-Логистик» получила вагоны в лизинг, арендная плата от Федеральной грузовой компании даже не покрывала лизинговых платежей. Договор на кабальных условиях был заключен тогдашним гендиректором УВЗЛ Дмитрием Еремеевым, который спустя короткое время перешел на работу в ФГК и стал одним из заместителей Алексея Тайчера. По информации «Коммерсанта», ущерб «УВЗ-Логистик» от действий Дмитрия Еремеева составляет 118 млрд рублей. «Как пояснял „Ъ“ в июле глава УВЗ Александр Потапов, поставлена задача погасить „30 млрд руб. „живых“ денег и 88 млрд руб. поручительств“ за УВЗЛ». Сейчас Дмитрий Еремеев находится в Лондоне и, судя по всему, возвращаться в Россию он не намерен.

В 2017 году, согласно решению президента РФ Владимира Путина, УВЗЛ вместе с «Уралвагонзаводом» была передана под управление госкорпорации «Ростех». Гигантские убытки в результате заведомо невыгодного договора стали причиной масштабного разбирательства в компании, в результате которого «Ростех» и потребовал от «дочки» РЖД вернуть вагонный парк досрочно.

Читайте также

Опрошенные «Коммерсантом» эксперты предположили, что возврат полувагонов УВЗЛ выведет их с рынка коммерческих перевозок. Однако данный вывод вряд ли имеет под собой основания. Во-первых, «УВЗ-Логистик» имеет опыт оперирования полувагонами. Компания создала большой парк подвижного состава и успешно управляла им до момента, пока ее бывший гендиректор не заключил невыгодный договор в интересах ФГК. Во-вторых, «УВЗ-Логистик» заинтересована в использовании вагонов для извлечения прибыли, поэтому вряд ли допустит простаивания вагонов в тупиках. Действия Еремеева, Тайчера и Бабаева могли привести к серьезному противостоянию двух госкорпораций — «Ростеха» и РЖД. Но, судя по всему, Сергей Чемезов повел себя как опытный политик и хозяйственник, сумев договориться с президентом ОАО РЖД о передаче вагонов без громких скандалов и уголовных дел.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня