Экономика / Импортозамещение

Война моторов: Украина дразнит «Вертолеты России»

В «незалежной» уверены, что без их двигателей наши Ми и Ка в воздух не поднимутся

  
38315
На фото: производство авиационных двигателей на заводе "Мотор Сич"
На фото: производство авиационных двигателей на заводе «Мотор Сич» (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

18 октября 2017 года гендиректор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский посетил 150-й калининградский авиационный ремонтный завод, на котором началась реализации программы «Модернизация производственного комплекса с целью оптимизации и обеспечения промышленной безопасности». В рамках этого проекта уже реконструированы станции ремонта и испытаний двигателей ТВ3−117 и АИ-9 В.

Оба движка, как известно, выпускаются на Украине, причем ТВ3−117, разработки российского ОКБ имени В. Я. Климова, считается одним из самых надежных в мире. В общей сложности их изготовлено порядка 25 тысяч — для вертолетов, произведенных российскими заводами.

Ходят слухи, что запорожский моторостроительный гигант выводит некоторые свои послепродажные сервисы в Россию. И делается это для того, чтобы, с одной стороны, сохранить негласные отношения со старым партнером ради «левого дохода». А с другой — умиротворить сорвавшихся с катушек националистов, а также их идеологических наставников — американцев.

В пентагоновском докладе «О мировом рынке военных вертолетов» утверждается, что россияне по-прежнему ежегодно покупают до 400 украинских движков, не только ТВ3−117 и АИ-9 В, но и локализованных в РФ силовых установок ВК-2500 (данные за 2016 год). Если это так, то денежки у «Мотор Сич» имеются, в том числе и на развитие своего производства. Подчеркнем, что ВК-2500 предназначен для замены ТВ3−117, характеризуется высоким уровнем универсальности и может устанавливаться на вертолетах Ми-17, Ка-32, Ми-28, Ка-52 и Ми-35.

Читайте также

Само собой, такие опосредственные украино-российские контракты яростно критикуются в «незалежной», впрочем, и в нашей стране тоже. Правда, менее остро. В Киеве «патриотичные журналисты» считают, что Порошенко закрывает глаза на поставки стратегической продукции врагу, то есть подходит формально к требованиям о прекращении военно-технического сотрудничества с Россией.

У нас же пишут, что «Вертолеты России» фактически поддерживает на плаву будущего конкурента, который нуждается во времени, чтобы в самом ближнем будущем организовать выпуск своих вертолетов. Пусть вначале это будет маленькая семиместная «Надежда» и ударная винтокрылая машина Ми-2МСБ-В со смешным 7,62-миллиметровым пулеметом. Но, как говорится, самое трудное — сделать первые шаги. Дескать, не стоить смотреть свысока на авиационную промышленность соседки, которая хотя и находится в кризисе, тем не менее, имеет самого сильного в мире лоббиста в лице США и не обременена санкциями.

Можно по-разному относиться к вертолетным перспективам «незалежной», однако, напомним, когда Советский Союз строил ЗПОМ «Моторостроитель» (предшественник «Мотор Сич»), в его цеха и конструкторские отделы направлялись лучшие выпускники технических вузов из Москвы, Ленинграда, Новосибирска и так далее. Так что — профессионалы самого высокого уровня и школа там имеются. А руководитель «Мотор Сич», кстати, депутат Верховной Рады Украины Вячеслав Богуслаев, считается дальновидным управленцем, у которого «и волки сыты, и овцы целы».

Надо сказать, что в 2014 году Вашингтон прилагал все усилия, чтобы «перерезать пуповину» между «Вертолетами России» и «Мотор Сич». Соединенные Штаты были уверены, что Москве потребуется, как минимум, 10 лет, чтобы восполнить потерю, связанную с разрушением украино-российской кооперации. Судьба же Запорожского двигателестроительного кластера их вообще не волновала. Будь на то американская воля, янки сравняли бы с землей цеха бывшего ЗПОМ «Моторостроитель». Однако даже «кастрюлеголовые» объявили «Мотор Сич» достоянием республики — во многом благодаря Герою Украины Богуслаеву.

Что касается программы российских вертолетных двигателей, три года назад никто — ни в РФ, ни в США — толком не знал, насколько быстро удастся создать полностью независимое производство ВК-2500, несмотря на ввод в 2014 году первой очереди завода АО «Климов». Заявление политиков с той и с другой стороны, понятно, эксперты в счет не брали. Но уже тогда было ясно, что в России потребуется построить 27 новых крупных производств (по сути заводов), а также ввести в строй 452 высокотехнологических участка, чтобы заменить запорожцев. Плюс к этому где-то найти профессиональные кадры. Именно поэтому изначально проект был рассчитан до 2025 года.

Другими словами, стране предстояло создать целую высокотехнологическую отрасль в самые короткие сроки. Чтобы было понятно, о каких объемах идет речь, приведем кое-какие цифры. Только в 2016 году капиталовложения на модернизацию в компании «Вертолеты России» составили 14,5 млрд. рублей, еще 3 миллиарда ушло на НИОКР. И значительная часть из них, по всей видимости, пришлась на двигателестроительную программу. И вот, судя по словам топ-менеджера АО «Климов» Александра Захарова, в 2018 году предприятие сможет производить 500 двигателей ВК-2500.

Так и хочется крикнуть троекратное «ура». Но возникает вопрос, насколько новое производство является самодостаточным на самом деле? Ведь в отчете корпорации «Вертолеты России» за 2016 год приводятся очень серьезные риски на 2017 год (впрочем, год уже подходит к концу). Причем, самым опасным из них считается зависимость от импорта: «В целях минимизации влияния ограничений поставок импортных комплектующих и оборудования на деятельность предприятий холдинга реализуются мероприятия по организации досрочных поставок требуемых изделий в необходимом количестве (формирование резервов), а также мероприятия в рамках программы импортозамещения».

Читайте также

Между тем, на Украине, судя по всему, есть всё необходимое для самодостаточного производства ТВ3−117 и АИ-9 В. Кстати, если посмотреть отчеты «Мотор Сич» за 2010−2013 годы, то можно увидеть интересную финансовую вещь. Запорожцы продавали нашим заводам авиадвигательной продукции в количестве 40% от своего производственного объема, но имели за это порядка 60% выручки.

Наверное, считалось, что запорожцы экономическими цепями навечно прикованы к «Вертолетам России». Однако глава компании «Мотор Сич» на прошедшей белорусской выставке Milex-2017 язвительно сказал: «Мы желаем успеха России в ее начинаниях… На данный момент мы нашли другие рынки. С очень немногими исключениями, наша продукция используется практически во всех странах мира».

Впрочем, смеется тот, кто смеется последний. Украинские движки ТВ3−117 и АИ-9 В скоро устареют. Эксперты пишут, что вертолетное двигателестроение переходит на принципиально новый технологический уровень. Уже сегодня все усилия разработчиков сосредоточены на силовых установках и трансмиссиях для скоростных вертолетов и конвертопланов (более 500 км в час). Для этого нужно увеличить на 200−300 градусов температуру газа в двигателях с неохлаждаемой горячей частью. То есть буквально через 3−5 лет будут востребованы так называемые «неметаллические двигатели» с высоким уровнем композитов. Это — раз. Второе — зреют условия для отказа от механического привода с использованием коробки передач. Значит, не за горами переход на электроприводы и мощные бортовые электрогенераторы. Третье — придется отказаться от традиционных роторных опор в пользу керамических, газовых и электромагнитных, так как масляная система охлаждения уже не справится с новыми нагрузками. И все это потребует от производителей существенного финансирования фундаментальных научных разработок, которые, кстати, активно введутся в России.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Валерий Кистанов

Руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня