18+
пятница, 26 мая
Экономика

Орлята Якунина учат «Сапсан» летать по России

Немецкую «птицу» будут охранять вооруженные стрелки на снегоходах, квадрациклах и вертолетах

  
245

РЖД собирается применить штрафные санкции к немецким производителям высокоскоростных поездов «Сапсан» за сбои в их работе, сообщил на брифинге в среду президент госкомпании Владимир Якунин. «Некоторые шероховатости, неожиданные для немцев, оказались неожиданными и для нас. Ну, например, двери отрегулировали в теплом депо, а когда „Сапсан“ вышел на низкую температуру, немного забарахлили двери», — передает его слова «Росфинком». И еще в понедельник поезд прибыл в Санкт-Петербург с опозданием в 42 минуты: «Во 2-м вагоне вылетели два конденсатора».

Впрочем, такие накладки в работе немецкой птицы вовсе не удивительны: не родная она здесь, не привыкла к росийским морозам. И немцы здесь не причем, что они ее — в холодильнике должны были испытывать? Ну это не проблема — неполадки немецкие механики живо исправят. Но от этого «Сапсан» не будет смотреться органичнее в русском пленэре: «хайтэковский» немецкий поезд выглядит в привычной грязи московского вокзала, как дорогой японский компьютер на российской помойке. И если к приезду первого рейса из Питера столичная милиция разогнала утреннюю тусовку бомжей с площади «трех вокзалов», то на следующий день она этим заниматься уже не стала — хлопотно это.

Между тем, в контракте с немцами записано, что любой такой сбой автоматически влечет за собой штрафные санкции производителю, «и эти штрафные санкции будут незамедлительно востребованы без всяких судов», заявил президент РЖД, не назвав, однако, конкретной суммы. Однако Якунин признал, что «Сапсан» — «новый продукт, которого в России не было», поэтому «притирка будет происходить», и не исключены «шероховатости» в работе техники и поездной бригады. Но если бы только это — на росийских дорогах за такой птицей надо смотреть в три глаза! Поэтому «главную железнодорожную трассу страны» между Москвой и Петербургом и скоростной поезд «Сапсан» будут охранять вооруженные стрелки на снегоходах. Такие поразительные предложения по безопасности были в среду обнародованы Минтрансом.

Как заявил директор департамента транспортной безопасности Минтранса Геннадий Денисюк, будет организован «круглосуточный мониторинг видеоинформации по всему главному ходу» и оперативные действия «специализированных групп». Для этого будут созданы вдоль трассы «опорные посты охраны», каждый из которых рассчитан на 20 стрелков. Один пост будет охранять участок в 20 км. Представляете, сколько бойцов будет круглосуточно дежурить вдоль трассы под прицелом мониторов? Теперь никакую техногенную катастрофу за терракт выдать уже не получится.

Кроме того, сообщил чиновник, для повышения оперативности действия спецгрупп, они будут укомплектованы летом — квадрациклами, а зимой — снегоходами. Выполнение этой задачи в плане материально-технического обеспечения предлагается возложить на Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», а комплектованием кадров и организацией патрулирования должна заняться железная дорога.

Но и это еще не все, как добавил «чрезвычайный» министр Сергей Шойгу, в ближайшее время вдоль железной дороги Москва — Санкт-Петербург появятся, как минимум, пять вертолетных площадок. Всего же на обеспечение безопасности этой трассы железная дорога планирует потратить 2,5 млрд. рублей. Из них 1 млрд. рублей руководство РЖД собирается получить из бюджета.

Что ж, после двух весьма подозрительных катастроф с «Невским экспрессом» обезопасить «Сапсан» действительно не помешает. Да и сам по себе скоростной поезд, который летит по раздолбанным отечественным дорогам со скоростью 295 км. в час, не внушает чувства безопасности. Конечно, чтобы сверхскоростной поезд мог начать регулярное сообщение, были проведены большие подготовительные работы. Как сообщало РЖД, на перегоне Петербург-Москва ликвидировали переезды, уложили рельсы повышенной прочности, установили скоростные стрелки «с непрерывной поверхностью катания», модернизировали системы связи, энергоснабжения и управления. Но каждый из нас понимает, что все это делалось по-русски, что, как правило, означает — на авось.

Не зря же этим озаботились депутаты Госдумы — и они мыслят так же. В среду, в ходе пленарного заседания Госдумы, депутат-коммунист Николай Коломейцев обратился с протокольным поручением к думскому комитету по транспорту. В нем спрашивалось: «На каком основании запущен высокоскоростной пассажирский поезд „Сапсан“ до принятия технического регламента? В результате, была поставлена под угрозу жизнь премьер-министра Владимира Путина на трассе, где уже произошли две серьёзные аварии». Таким образом, депутаты фактически признали, что и без диверсантов полет «Сапсана» по нашим дорогам может быть смертельно опасен.

Теперь о главном — о деньгах. Производителем высокоскоростного электропоезда серии Velaro RUS «Сапсан» является немецкий концерн Siemens. В апреле 2007 года с немцами был подписан договор техобслуживания поездов в течение 30 лет на 354,1 млн евро. Сам контракт на поставку 8 поездов стоимостью 276 млн евро РЖД и Siemens подписали в 2006 году. В перводе на наши деревянные это будет 15,4 и 12 млрд. рублей соответственно. То есть, на всю программу обеспечения движения только одного (!) поезда доблестное РЖД потратило 27,4 млрд. рублей.

Выступая вчера на итоговом заседании правления РЖД, Якунин сообщил, что 2009 году на обновление подвижного состава потрачено 60 млрд. рублей, что «позволило обеспечить закупку 355 локомотивов, 643 пассажирских вагонов локомотивной тяги, 695 вагонов моторвагонного подвижного состава, а также выполнить значительный объем модернизации подвижного состава».

Делаем вывод: на деньги, которые были потрачены на покупку дорогостоящей немецкой игрушки, неприспособленной к российскому климату и дорогам, можно было закупить как минимум еще 160 локомотивов, и по 300 с лишним пассажирских и товарных вагонов для обновления раздолбанного подвижного состава РЖД, на который смотреть страшно. Ну и на кой ляд было тратиться на эту заморскую птицу, чтобы премьер одни раз попил чайку в ее ресторане? А потом охранять ее всей страной, на квадрациклах и вертолетах. Не дорого ли это для дефицитного российского бюджета, из которого пошла львиная доля этих «евровых» средств? Особенно с учетом того, что сэкономили бюджетные деньги для покупки «Сапсана» на зарплатах учителей и больницах для пенсионеров…


Впечатления очевидца

Опробован был результат российско-германской дружбы под названием САПСАН. Это такая длинная х… ь о 10-ти вагонах, что доставляет страждущих между Питером и Москвой на скорости до 250-ти км/ч за 3 часа 45 минут.

Разрабатывалась и строилась Siemens, стоит как самолет, выглядит футуристично. Поездка не дешева весьма, но учитывая экономию времени и нежелание трансфериться в аэропорт-из аэропорта — стоимость оправдана.

Итак, «птичка» летает и позиционируется как самый фирменный поезд, только вот кто бы объяснил, отчего от 2-х поездок у меня сложилось отнюдь не самое лучшее впечатление?

По дороге туда ничего критичного вроде бы не происходило, но недочеты есть и весьма губительные для имиджа РЖД. К примеру, машинист поезда, который пытался зачитывать транскрипцию приветственного сообщения на «английском» языке. Это просто кошмар и становится стыдно, т.к. поезд просто набит нативно спикующими гражданами других государств. Когда грассирующие Р начали доноситься из динамиков бортовой сети — хохотать начал весь 7-й вагон, я не шучу. «Деар пассенджерс, ве глад то сее юоу…» Мне не передать и не донести, шедевр надо было слышать…

Далее, решив испить кофею, направился в буфет 5-го вагона… И чтобы вкусить, стоял очередь из всего 7-ми человек на протяжении получаса! А отстояв, узнал что сахар, оказывается, закончился… Трындец… 7 человек крутятся на площади в 4 квадратных метра, мешают друг-другу, не знают что и где лежит и постоянно спотыкаются о стоящие в ногах коробки. Организация работы буфета в этом рейсе — ниже плинтуса. Увидев кофемашину, я наивно решил поинтересоваться, что за кофе предлагают служители культа желудка и получил потрясающий ответ: «Заварной!». Блин, что он заварной я и сам вижу, хотелось бы просто знать, можно ли выбрать между «эспрессо» и «американо». Оказывается — нельзя! Кофе мне был налит из термоса, заранее заваренный и уже кисловатый на вкус в связи с давностью заварки. Нахрена там кофемашина, я так и не понял.

В салоне тем временем транслировался какой-то унылый новогодний фильм отечественного жвачкопроизводителя и рекламный ролик о САПСАНах. Временами туда-сюда дефилировал начальник поезда в новой, с иголочки, форме… От остального экипажа его отличали военная выправка и вышитые на рукавах красные цветочки…

Ну и доставила впечатлений кнопка вызова бортпроводника в туалет. Нет, я понимаю зачем она там, но русский мозг сразу рисует непристойные варианты, тем более, что проводницы все как на подбор.

Последний пинок в сторону эргономики поездки — информационное табло, выводящее данные о скорости, температуре за бортом и прочую инфу для пассажиров. Очень, ну просто очень медленная смена информации. Сначала она идет на русском языке, затем на английском, зависая в каждом своем переключении секунд на 20. Пока ты ждешь информацию о текущей скорости — можно уснуть, реально… Что я и проделал — и спящим прибыл в Москву.

От обратной дороги я ожидал всего, но только не той жестянки, что в итоге случилась… Грузимся, располагаемся, слушаем машиниста (английское произношение гораздо лучше, ибо машинист другой). И опять начинаем смотреть унылый «новогодний» фильм… Все средства, видимо, ушли на покупку поездов, на расширение видеотеки их не осталось.

И вот, минут через 10 после начала движения, вырубаются информационные табло и экраны, а чуть спустя в вагон начинает вползать холод. Отправляюсь за согревающим, в баре уже всего 2 человека за стойкой, кофе получаю незамедлительно и узнаю, что оказывается все вспомогательные системы, включая обогрев «залегли» и поезд готовится к ледниковому периоду… Спустя еще некоторое время активно начинает носиться персонал, пассажирам предлагают одеться потеплее и — внимание! — скучковаться в вагонах, дабы обогревать друг-друга и не расходовать тепло попусту… Забортная температура -17, в вагонах +12, примерно… Компания Siemens и РЖД голосом взволнованной начальницы поезда приносят свои скомканные извинения и винят во всем погоду… Сказки можно рассказывать розовым блондинкам, а вот погоду винить в явном техническом косяке — моветон. Обещают 5-ти минутную остановку в Бологое, дабы починиться. Искренне не завидовал мальчику-инженеру, на плечи которого легло исправление косяка, по себе знаю, как неприятно бывает в таких экстренных ситуациях да еще и на новом оборудовании. Поезд плелся какие-то 140−160 км/ч и было понятно, что нам грозит нехилое опоздание. Остановка и вправду была коротенькой, даже покурить не выпустили (кстати, в САПСАНЕ курить нельзя! Нигде! Так что имейте ввиду…). В итоге все починили, экраны запустили и мы, заиндевевшие пассажиры, имели счастие лицезреть на них «Российские Железные Дороги приветствуют Вас!» Почему то, в тот момент, это выглядело как издевательство… Поезд медленно, очень медленно стал отогреваться, меня, к примеру, перестало знобить только на подъездах к Питеру. А радушные проводницы носили и раздавали бесплатные напитки, правильно, холодные! Потом дошло дело и до горячих, но когда подошла моя очередь, поезд был надежно пришвартован к перрону Московского вокзала. С опозданием в 40 минут…

neuromancer_spb


Стоимость проезда в поезде «Сапсан» (с 18.12.2009 по 25.12.2009)

Минимальная цена билета — 2045 руб.

Максимльная — 5806 руб.

Фото [*], [*]

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня