Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Павел Грудинин — путиловцам: «Вы пережили несколько рейдерских атак, мы тоже»

Почему угасла промышленность в Санкт-Петербурге

14482
Материал комментируют:

«Петербургская промышленность успешно развивается!», — рапортуют власти Северной столицы. Приводя в качестве несомненных тому доказательств цифру роста производства в ушедшем 2017-м году на 3,1%, а так называемого оборота — на 5,1%. Эти данные привел вице-губернатор Игорь Албин, выступая не так давно на II Ежегодном инвестиционном форуме.

Ему вторит глава комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин, утверждая, что в городе созданы все необходимые условия для развития инновационных, то есть, передовых, современных проектов. Это и человеческий капитал, и инфраструктура, и научная среда, а также поддержка со стороны городского правительства.

Послушаешь чиновников, и хочется плакать от гордости за них: какие молодцы, сумели в условиях затяжного кризиса, нескончаемый антироссийских санкций навести порядок в промышленности, о бедственном положении которой ещё лет пять назад не кричал у нас разве только самый ленивый. Слёзы действительно наворачиваются, но только по иной причине.

Как раз в то время, когда господа Албин и Мейксин рассказывают горожанам о «заинтересованности власти в развитии инноваций» и т. п., метростроители грозят массовой забастовкой из-за регулярных задержек с выплатами заработной платы. В минувший четверг проходчики СМУ-11, занятые на строительстве станции метро «Театральная площадь», пригласили к себе на объект журналистов, чтобы показать и рассказать, в каких условиях им приходится трудиться. По словам одного из них, Алексея Фалька, уже несколько месяцев зарплату они получают мало того, что с задержкой, так ещё и не полностью. При этом работать приходится нередко сверхурочно, так как поджимают сроки сдачи станции.

— Мы обращались к руководству СМУ-11 за разъяснениями, — сказал Алексей. — Нам обещали вернуть все долги до Нового года. Но денег мы так и не получили. Долги компании перед рабочими составляют на сегодня порядка 76 млн. рублей. Прокуратурой Петербурга начата проверка по данному факту.

Читайте также

Немногим лучше ситуация у строителей жилых домов. Если проехать по городу, в частности, в отдаленных от центра районах, нетрудно заметить застывшие на уровне первых этажей, а то и фундаментов здания. Где-то обанкротился застройщик, в каких-то случаях фирма «взяла паузу», которая затянулась…

Может быть, на основных, фирменных так сказать, производствах ситуация лучше, стабильнее? Скажем, на судостроительных и судоремонтных предприятиях.

Среди старейших в России (основан в 1856 г.) и самых известных в мире — Балтийский завод. Славился он гребными винтами и многим другим. Но с конца 1990-х годов не раз был на краю пропасти. Один из очередных его собственников бизнесмен Сергей Пугачев (сейчас он скрывается от российского правосудия в Лондоне) уверенно ввел его к преднамеренному банкротству.

— На сегодня ситуация более-менее нормальная, — уверил корреспондента «СП» Николай Чалов, председатель территориальной организации Российского профсоюза работников судостроения Петербурга и Ленобласти. — После того, как с помощью президента РФ Владимира Путина завод был национализирован, удалось реорганизовать производство, появились и заказы. В данный момент в работе три современных ледокола.

«СП»: — Но как же, Николай Сергеевич, разве один из этой тройки — «ЛК-25», крупнейший в мире неатомный ледокол «Виктор Черномырдин», который действительно начинал строиться Балтзаводом, не достраивается теперь на «Адмиралтейских верфях»?

— Балтийский завод долгое время в силу известных причин не мог вести нормальной работы. Поэтому «набирает форму» постепенно. Чтобы выполнить весь объём работы на «Викторе Черномырдине», потребовалось бы набрать очень большое количество временного персонала. А что потом с ним делать? Мне кажется, в Объединенной судостроительной корпорации, куда вошел завод, поступили рационально, задействовав свободных сотрудников «Адмиралтейских верфей». В результате получили свободную площадку под строительство другого ледокола, «Сибирь». Ещё один проект головной серии — ледокол «Арктика». С ним немного «застопорилось» из-за того, что Кировский завод задерживает поставку атомного реактора.

«СП»: — По какой причине — известно?

— Не могу сказать, это к руководству…

«СП»: — А сколько человек работает сейчас на предприятии? Во времена СССР численность сотрудников доходила до семи тысяч.

 — На постоянной основе — шестьсот человек. А под каждую конкретную задачу (проект) набираются дополнительные специалисты. Зарплату, я считаю, получают приличную — порядка 60 тысяч рублей в месяц, а то и больше. Не все, конечно, проблемы ещё решены, в частности, внутренние. На восстановления былой мощности нужно время. А то, что работает предприятие в кредит, так это нормально: заказ выполнит и расплатится.

Не столь оптимистичны сами рабочие-балтийцы. Сварщик 4-го разряда 47-летний Андрей Вондрус (фамилия изменена), услышав от вашего корреспондента о зарплате в «60 и более тысяч рублей», аж поперхнулся: «Это у нас, на Балтийском заводе такие зарплаты? Вот не знал!». Получает Андрей, как признается, «в лучшем случае 45 тысяч». Да и то в основном за счет сверхурочных. А те зависят от конкретного заказа и сроков его выполнения.

С зарплатами рабочих и служащих в Петербурге вообще полная неразбериха. По официальным данным, исходящих из профильных комитетов Смольного, она, в среднем по городу в 2017 году составила 42 тысячи рублей. Но это все равно, что температура в среднем по больнице.

— У нас немало работников, получающих на руки 15−25 тысяч рублей в месяц, — озвучил заработки на Канонерском судоремонтном заводе его профсоюзный лидер Евгений Казаков. — А в среднем выходит где-то 33−34 тысячи. Все зависит от заказов. С ними у нас то густо, то пусто. Иногда российская «оборонка» что-то подбрасывает, чаще ищем сами на стороне. Есть проблемы и со специалистами. Ветераны уходят на пенсию, а заменить их зачастую некем. Техникумы, которые готовили кадры для судоремонта, чиновники в свое время «оптимизировали». Скоро вообще работать станет некому. В общем, больше чем на полгода, максимум год, свою рабочую жизнь не загадываем.

Несколько лет назад серьезное противостояние с работодателями выдержали докеры Морского торгового пора Петербурга. Добились многого. Но проблем остается ещё немало.

— Чтобы сократить расходы по зарплате, наша администрация взяла с некоторых пор за правило набирать докеров по договору, для конкретной работы. Приглашают обычно мигрантов. За тот же объем работы, что у штатных докеров, им платят раза в полтора-два меньше. А штатных, опытных постепенно начинают выживать…

Хорошо известен в нашей стране и за рубежом Кировский завод (в городе его еще называют «по старорежимному — Путиловский» — авт.). Он всегда был в числе самых крупных в городе на Неве, и одним из самых богатых. Территорию занимает практически в центре города, это более 200 га с выходом к Финскому заливу. Ещё одна площадка (300 га) — в поселке Горелово, в трех километрах от КАД. Но в последние годы о нем, что ни новость, то со знаком «минус». То «дочки» его банкротятся одна за другой по какой-то внезапной причине, то пожары там вдруг стали полыхать со странной регулярностью. В июле минувшего года пожар разгорелся в одном из цехов тракторного производства на территории в тысячу кв. метров. Взрыва газовых баллонов, хранившихся в помещении вместе с разной автомобильной жидкостью, удалось избежать лишь благодаря самоотверженности огнеборцев.

О чисто производственной ситуации узнать на Кировском практически невозможно. Здесь прежде производились и танки, и тракторы, и разные важные агрегаты для техники. Что и как сейчас? Администрация с журналистами предпочитает не общаться. Профсоюз? Он тут, как мне ответили, «независимый, сам по себе» и отказались от каких-либо комментариев.

Словом, далеко не всё так радужно в развитии питерской промышленности, как нам о том говорят с высоких трибун. Более конкретно могли бы рассказать о ситуации как в целом по городу, так и в частности, на отдельных «производственных точках» депутаты — городские парламентарии. К ним ваш корреспондент и обратилась.

И что же? Лидер питерских «яблочников» Борис Вишневский честно признался, что это не его тема, и он «совершенно не в курсе». Представители самой многочисленной депутатской фракции «Единая Россия» оказались «очень заняты, не до бесед журналистами, извините». Да и там производственников поди поищи, все больше управленцы, отставники, экс-спортсмены, артисты…

Читайте также

В качестве эксперта «СП» согласился выступить и Павел Грудинин, директор подмосковного совхоза им. Ленина, общественный и политический деятель. Будучи на берегах Невы, он побывал на Объединении «Кировский завод», где не один час провел в беседе с руководством и рабочими.

«СП»: — Павел Николаевич, почему во время своего однодневного визита в Петербург вы выбрали для посещения именно этот завод?

— Меня давно сюда приглашали. Данное предприятие решает задачи не только обороноспособности страны, производя необходимую технику, но также и машиностроения. А эту отрасль я считаю наиважнейшей сейчас для России. Негоже, чтобы такая великая страна, как наша, закупала технику и детали для неё за рубежом. Необходима новая индустриализация. На Кировском заводе это хорошо понимают. Я побывал там на тракторном производстве. Знаю, как важно для российского человека пахать на своих родных тракторах. В программе нашей партии записано: поддержать данный сектор экономики, создать такие условия, чтобы производителям было выгодно работать на земле, чтобы сельскохозяйственное машиностроение развивалось здесь, у нас, в России.

«СП»: — В советское время Кировский завод слыл настоящим гигантом во всех смыслах этого слова — по числу работающих на нем, объёму производства, зарплатам рабочих и служащих. А с 1990-х и вплоть до недавнего времени все важнейшие показатели покатились вниз…

— За минувшие после развала СССР годы завод пережил несколько рейдерских захватов. В этом смысле наш совхоз им. Ленина с ним схож — на нас было пять таких атак. Кировцы выстояли, в том числе, благодаря КПРФ. Сейчас они активно взялись за модернизацию производства. Сегодня выпускаемые там тракторы стали реальными конкурентами известных брендов на мировом рынке, особенно в классе тяжелых машин. Мне важно и интересно было пообщаться с руководством предприятия, рабочими.

«СП»: — К слову, о чем спрашивали вас рабочие?

— Интересовались, не планируется ли возвращение в отечественную экономику плановой системы? О проблеме трудоустройства молодых специалистов. Прежде выпускники техникумов, училищ, вузов, получив диплом, уезжали трудиться по распределению. Это было важно, так как гарантировало работу, зарплату, часто и жильё на время обязательной трехлетней «отработки». Сейчас молодые специалисты далеко не всегда находят работу по специальности, лишены возможности проверить свои знания, набраться опыта, проявить себя в профессии.

Последние новости
Цитаты
Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Владимир Букарский

Исполнительный директор молдавского филиала «Изборского клуба», политолог

Евгений Минченко

Директор Международного института политической экспертизы

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня