18+
вторник, 6 декабря
Экономика

Правительство объявило войну импорту народного потребления

Первыми под раздачу попали алкоголь и обувь: пить не бросим, а вот ходить босиком…

  
12

С начала года Федеральная таможенная служба вдвое повысила минимальную таможенную стоимость на ввозимую в Россию обувь. По мнению экспертов, это означает, что кожаная обувь, импортируемая в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья, к весне рискует заметно подорожать. А поскольку своей качественной обуви на 140-миллионное население России делать так и не научились, поэтому поневоле придется покупать заморские калоши втридорога.

Но это еще не все: после введения новых таможенных правил, остановивших импорт алкоголя в Россию, потребители могут остаться без полюбившихся многим зарубежных напитков. Возникает простой вопрос: зачем правительство борется с импортом качественных товаров народного потребления?

Павел Рекунов, аналитик экспертного Центра финансовых проблем:

Правительство решает свои задачи — затыкает дыры в бюджете. Новая минимальная таможенная стоимость однозначно повлияет на увеличение ввозных платежей импортеров. Сейчас таможенная пошлина на обувь составляет 10%, поэтому теперь с каждой пары китайской обуви импортерам придётся платить как минимум 2 доллара, а тем кто привозит европейские или американские «шузы» нужно будет отстегнуть все 3 доллара с пары. Вот такая математика.

Естественно, что это увеличение таможенных платежей будет переложено на кошельки покупателей. Оно обязательно вызовет рост цен на обувном рынке страны. Причем, это вовсе не значит, что цены вырастут на те же самые 2−3 доллара. Ведь импортерам необходимо еще содержать складские помещения — в розницу обувь идет по полной предоплате и, как правило, за сезон полностью не расходится. В общем, как считают многие специалисты, к весне импортная кожаная обувь подорожает, как минимум, на 10−15 процентов. Но россиян это вряд ли остановит: за прошедший год обувные цены в среднем поднялись на 10 процентов, и спрос при этом совсем не упал. Правда, многие «носители» престижных марок перешли на более дешевую обувь — ходить всё-таки в чём-то надо.

То же самое можно сказать и по отношению ко всем остальным товарам, с импортом которых борется правительство. Конечно, оно может декларировать, что поддерживает таким образом отечественного производителя или борется за качество поставляемой продукции. Но качество зарубежных товаров соответствует критериям ВОЗ и не российскому правительству его перепроверять. А отечественного производителя чиновники уже давно задавили налогом на прибыль — НДС, который так и не удосужились заменить налогом с продаж. В итоге, поддерживать нынче некого.

Да и не помогут им пошлины. В свое время в России на импортируемые обувь и одежду таможенные пошлины были достаточно высокими — 25 процентов. Но попытка таким образом поддержать отечественного производителя плодов не принесла.

Нет, я не спорю, защищать отечественного производителя надо. Но вот в чём вопрос, не останется ли Россия из-за этого, в данном случае, разутой? Ведь даже при такой поддержке доля отечественной обуви на российском рынке все равно не вырастет так, чтобы покрыть импорт — сейчас она составляет всего каких-то 10 процентов. Так что эта мера правительства рискует поставить обувной рынок России в очень непростую ситуацию.

С 1 января нового года обувь из Европы и США на таможне не может быть оценена меньше чем в 30 долларов за пару, а из Китая — менее 21 доллара. Эксперты оценивают убытки обувщиков от этих нововведений в 1,25 млн. долларов — это серьезный удар по обувному бизнесу. Правда, участники рынка полагают, что импортеры найдут выход из ситуации — они будут ввозить кожаную обувь под видом менее дешевой синтетической или резиновой.

И все-таки, это создаст проблемы для покупателей. Ведь обувной рынок в России один из самых больших среди потребительских рынков. По данным Российского союза кожевников и обувщиков, емкость внутреннего обувного рынка сейчас достигает 10−12 млрд. долларов. При этом около 90% рынка приходится на импорт. По данным «Национального обувного союза», основными поставщиками обуви на российский рынок являются Китай — 85% рынка, Турция - 9%, Германия и Италия занимают по 5%.

По подсчетам Минпрома, проданные на российском обувном рынке четыре пары обуви из пяти изготовлены в Китае. При этом обувь в Китае закупается по 10−14 долларов за пару и продается в розничной торговле по 50−400 долларов.

На российском рынке обуви специалисты выделяют несколько ценовых сегментов. По информации РИА «Новости», в дешевом сегменте работают такие обувные сети, как «Центр-обувь», «Сити-обувь», «Пешеход», в нижне-среднем и среднем — «Вестфалика», «Терволина», «Эконика», «Монарх», «Карло Пазолини», в дорогом — «Рандеву», No one и «Парад».

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня