Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

ЧМ-2018: Цены вырастут в 50 раз, а страна ничего не получит

Кто нагреется больше всего на предстоящем мундиале и почему не удастся отбить затраты

11811
Материал комментируют:

Чемпионат мира по футболу стартует всего через две недели. Власти уже радостно подсчитывают барыши от 900 тысяч иностранных болельщиков, которые приедут в Россию. Экономический эффект от мундиаля, по официальным подсчетам, составит $13 млрд. По мнению экспертов — намного меньше.

Сколько болельщиков приедет на мундиаль?

Финальная часть чемпионата мира по футболу стартует 14 июня. Он продлится месяц: за это время пройдут 64 матча на 12 стадионах в 11 российских городах (только в Москве их будет два — «Лужники» и «Спартак»).

Оргкомитет предстоящего турнира, который возглавляет бывший вице-премьер Аркадий Дворкович, уже подсчитал экономический эффект от главного спортивного события. В период с 2013 по 2018 годы, когда шло строительство спортивных арен, чемпионат мира добавил 867 млрд. рублей к ВВП России. А в течение ближайших пяти лет «отсроченный» эффект составит от 150 до 210 миллиардов рублей ($2,43−3,40 миллиарда).

Главный позитивный эффект, считают организаторы, будет связан с привлечением дополнительных туристов, готовых оставлять в России немалые деньги. Какое именно количество иностранцев посетит нашу страну, можно судить по статистике продажи билетов на официальном сайте FIFA. К настоящему времени иностранцам досталось уже почти 900 тысяч билетов.

Читайте также

В первую десятку стран, которые проявили интерес к Мундиалю, вошли США (80 тысяч билетов), Бразилия (66 тысяч), Колумбия (60 тысяч), Германия (55 тысяч), Мексика (52 тысячи), Аргентина (45 тысяч), Перу (39 тысяч), Китай (37 тысяч), Австралия (35 тысяч) и Великобритания (31 тысяча). Также ожидается много болельщиков из Израиля, Египта, Индии, Польши. Самыми популярными, конечно, будут матч открытия и финальная игра, которая пройдет на стадионе «Лужники». И официальные продажи еще не завершились.

Напомним, что на чемпионате мира в Бразилии в 2014 году было почти 3,5 миллиона болельщиков, на мундиале-2010 в ЮАР — 3,2 миллиона, а в Германии в 2006 году — почти 3,4 миллиона. Как видно, по этому показателю чемпионат, который проводится у нас, сильно отстает от других.

Победят ли спекулянтов?!

Государственная дума приняла «временные» поправки в КоАП: теперь за спекуляцию билетами на мундиаль физическим лицам грозят штрафы в размере 25-кратной стоимости билета (но не менее чем на 50 тысяч рублей за раз), а юрлица отвалят в доход государства штраф до 1 миллиона рублей.

Правда, гигантские штрафы не останавливают спекулянтов. По словам советника по вопросам защиты бренда FIFA Алексея Швецова, в России были отмечены первые случаи спекуляции с билетами на чемпионат мира — перекупщики пытаются приобрести билеты около официальных «Билетных центров FIFA». По словам Швецова, увеличилось и количество контрафактной продукции (в особенности в городах проведения матчей финального турнира).

Даже на Avito уже полно объявлений о продаже билетов. Появились и сайты-агенты, где также предлагают билеты почти на любой матч — естественно, втридорога. При этом «Паспорт болельщика» (на его основании и можно пройти на стадион) оформляют, естественно, на другое лицо. А ведь введение системы Fan ID преподносили как панацею от подделок и спекуляций. На поверку оказалось — нет!

Кстати, как показывает опыт Кубка конфедераций в 2017 году, через вторичный рынок было распределено почти 40% из 630 тысяч билетов. Так, может быть, и перед мундиалем стоило не запрещать «серый» рынок, а, наоборот, легализовать его?!

Пивовары грозятся… водкой

Почти все, кто связан с туризмом, в преддверии чемпионата мира пытаются хорошенько нагреть руки. Вот лишь один пример. Стоимость номера в одной из гостиниц в Калининграде (которая относится к категории «без звезд») в период проведения игр чемпионата мира по футболу выросла почти в 50 раз! Максимальная стоимость ночевки (регулируется правительством) установлена на уровне 2400 рублей, а вот во время проведения игр эту же комнату предлагали… за рекордные 129 тысяч рублей.

И это не какая-то техническая ошибка! Роспотребнадзор в ходе внеплановых проверок обнаружил по всей стране 738 случаев завышения цен на гостиничное обслуживание (больше всего — в Москве и Ростове-на-Дону). Также в 190 случаях, по данным Роспотребнадзора, у гостиниц отсутствовало свидетельство о прохождении классификации.

По фактам выявленных нарушений возбуждено почти две тысячи административных дел и выдано 239 предостережений. Совокупная сумма наложенных штрафов — более девяти миллионов рублей. Но для отельеров, которые озолотятся во время мундиаля, это что слону дробина.

Неразбериха, похоже, не только на гостиничном рынке — но и с производителями пива, с которым, к сожалению, последние годы стал ассоциироваться футбол. Российские производители пива хотят еще больше денег: они направили письма местным и федеральным чиновникам с призывом не ограничивать продажу алкоголя во время чемпионата.

Дело в том, что региональные власти настаивают на ограничении продажи и потребления пива во время международного футбольного турнира. В ответном письме пивоваренные заводы грозят чиновникам: мол, что если будут введены ограничения, то футбольные болельщики будут вынуждены покупать незаконные и более крепкие напитки.

Богданов: ЧМ-2018 — тупиковый путь для экономики

За комментариями «Свободная пресса» обратилась к нашему постоянному эксперту по туризму, директору одного из крупнейших санаториев в Краснодарском крае Дмитрию Богданову.

— На мой взгляд, чемпионат мира не окажет никакого позитивного экономического эффекта, скорее даже отрицательный. Те средства, которые были потрачены на организацию и проведение ЧМ-2018, можно было бы потратить несравнимо более эффективно для экономики страны. Официально это $13,2 млрд., или примерно по $1,2 млрд на каждый город, где будет проводиться мероприятие…

Читайте по теме

А теперь представьте себе. Чемпионата нет, а эти деньги направлены на запуск прямых авиарейсов в Сочи и другие города из 15 стран (наиболее для нас интересных), плюс целый год идут промо-туры, реклама российских курорта в этих странах, налаживание связей с тамошними туроператорами и турфирмами…

Профессионалы легко подскажут еще сотню способов, как продвинуть наши курорты с небольшими совсем затратами, и не создавая проблем местному бизнесу, которые принесет ЧМ-2018… И государству будет лучше, так как налогов можно собирать в разы больше. Да и для укрепления имиджа России за рубежом как самой гостеприимной и радушной страны во всем мире это был бы несравнимо больший вклад.

Вот смотрите. Турция никак не тратилась на проведение ЧМ на курортах Антальи. Но это не мешает им выиграть конкуренцию у всех других пляжных курортов мира. И «турецкий» путь в этом случае мне кажется гораздо более близким, чем проведение ЧМ-2018.

Новости ЧМ-2018: В Оргкомитете ЧМ-2018 назвали число проданных билетов

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня