Укрощение федералов

Региональные руководители потребительского рынка озвучили пять основных проблем отрасли

  
1979
Укрощение федералов
Фото: Виталий Тимкив/ТАСС

Торговля один из самых развитых секторов экономики — здесь сосредоточены колоссальные денежные ресурсы. По данным Росстата, доля торговли в ВВП насчитывает порядка 16−17%. Показательно и то, что банки даже в кризис кредитовали ритейлеров под низкие проценты. За последние 25 лет именно этот сектор был полностью либерализован и по сути не корректировался со стороны государства. Однако на фоне всеобщей свободы ритейла смежные отрасли, в частности, производство, чувствовали себя все хуже и хуже. Наступил год санкций, пришла риторика об импортозамещении, началось регулирование торговли со стороны законодателей. И тут выяснилось, что в России есть потенциал, есть все условия, в том числе рабочие ресурсы для производства натуральных продуктов питания и других товаров.

Особенная любовь к местной продукции чувствовалась в регионах — в отдельных частях России все эти годы велась борьба за сохранение местных предприятий. Проблемы торговли и производства — двух важнейших направлений, которые не могут существовать друг без друга — обсудили в ходе стратегической сессии «Ритейлеры и производители: региональный взгляд».

Пять нерешенных проблем

Самая большая проблема потребительского рынка регионов — взаимодействие местных производителей и федеральных сетей, определили участники сессии — представители более 60 регионов России. Например, в Рязанской области в некоторых крупных сетях доля местной продукции насчитывает от 2 до 5%. В Курской области ситуация еще плачевнее: там местной продукции практически нет на полках федеральных ритейлеров (0,1%). А ведь честный производитель — это не только натуральные и полезные продукты для жителей, это продукция, изготовленная из своего сырья, это создание рабочих мест, в том числе высококвалифицированных, это созидательное направление, которое крайне важно для менталитета российского народа. В ситуации, когда региональная розница сокращается, а на место ей приходят федеральные сети — пятерочки, магниты, метро и другие — в части регионов крупные ритейлеры становятся чуть ли не единственным каналом сбыта. Если такие магазины не будут брать на свои полки местную продукцию, то никакого производства на местах не будет.

Также острыми для регионов России остается проблема сокращения числа рынков и других малых форматов торговли, проблема доставки продуктов в труднодоступные населенные пункты региона, проблема поддержки малого бизнеса, в частности НТО (нестационарный торговый объект), а также проблема социальной ответственности ритейла.

«Федеральные сети требуют низких цен в ущерб качеству»

Представители регионов, прибывшие на стратегическую сессию, полностью подтвердили выявленные пять проблем. По словам Льва Марченкова, замминистра конкурентной политики Калужской области, федеральные сети буквально душат региональную торговлю. «Региональные сети разоряются, торговли малого формата тоже все меньше. Федеральные сети требуют низких цен, неважно, какого качества, и местным производителям некуда податься», — поделился он, высказав мнение, что решать эту проблему следует уже на уровне государства. «Можно, например, ставить перед сетями задачи через 3−4 года после открытия отдавать 50 квадратных метров площади магазина местным производителям. Если государство хочет поддерживать местных производителей, оно должно уже вырабатывать такую политику», — добавил он.

Впрочем, в Калужской области уже работает подобный проект под названием «Магазин в магазине». Проект предоставляет возможность местным производителям продавать свою продукцию в федеральных сетях. Пока по такому принципу работают 27 магазинов в сетях «Магнит» и «Пятерочка».

Читайте также

Региональные бренды в тренде и диктуют условия сетям

В Вологодской области сами жители не желают покупать продукты, которые предлагают федеральные ритейлеры. Они буквально бойкотируют полки с продукцией транснациональных компаний — и сетям приходится закрывать магазины. Об этом рассказал замначальника департамента экономического развития Вологодской области Дмитрий Антонов. А помогло воспитать такие настроения вологодское масло — национальный продукт, бренд региона, да и всей России. Так, 15 лет назад для борьбы с фальсификацией региональной продукции власти создали проект бренда «Настоящий Вологодский продукт» — сейчас это уже более 70 предприятий и около 4 тысяч продуктов маркированы таким знаком. «Мы воспитали в вологжанах потребительский патриотизм, наши продукты есть во всех магазинах и именно они востребованы, а те розничные компании, кто отказывается работать с местными производителями, просто вынуждены закрываться. Поэтому я предлагаю совместными усилиями развивать региональные бренды», — рассказал Антонов.

Производители в Вологодской области также не лыком сшиты. В частности, сеть «Пятерочка» много лет билась с одним из местных молкомбинатов, который отказывался работать с федеральной сетью. «Люди ценят качество и свою продукцию», — объяснил Дмитрий Антонов позицию молокозавода, подразумевая, что сотрудничество с сетью неминуемо привело бы к снижению качества, а значит, и потерю доверия покупателей. В итоге через пять лет «битвы» впервые федеральная сеть была вынуждена пойти на беспрецедентный шаг — заключить контракт на поставку на условиях производителя.

ФАС не говорит «фас»

Региональные руководители потребрынка напомнили, что в России уже есть меры регулирования федеральных сетей, по которым сеть не должна превышать 25%-й порог присутствия в регионе. Тему контролирует Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Но уже по многим муниципальным образованиям это цифра превышена в разы. Так, в Вологодской области есть небольшие населенные пункты, где федеральная сеть намного превышает порог в 25%.

Подобная ситуация и в Рязани. По словам Нины Соломоновой, заместителя министра экономического развития и торговли Рязанской области, в отдельных городках федеральные сети заняли до 80% рынка. «У нас в Путятино на центральной площади два магазина „Дикси“ стоят друг против друга, и на эти магазины приходится 82% товарооборота», — пояснила она.

Кто превышает — пусть сворачивают бизнес, закрывают магазин, — зал поддержал идею Рязани.

Региональный ритейл в одной лодке с производителем

В общей массе регионы не видят врага в региональных сетях, в основном нарекания обрушиваются на головы федеральных ритейлеров. Региональные сети, как правило, охотно берут на полки местную продукцию — она хорошо продается, ее знают и любят жители региона. Показателен здесь опыт Сахалина — в регионе нет ни одной федеральной сети. Нет федералов — нет проблем, — порадовались за коллег регионы. Сахалин не стал спорить. «Наши местные ритейлеры открыты для местных товаропроизводителей и уже 14 лет ставка делается на продвижение региональной продукции. Сетевики идут и в сельскую местность», — рассказала Инна Павленко, министр торговли и продовольствия Сахалинской области. По ее словам, в регионе нет и никогда не было острой проблемы вхождения в сети — никогда не было ретро бонусов или чего-то подобного.

В свою очередь представитель регионального ритейла, владелец торгового дома «Семья» (Калининград) Олег Пономарев отметил, что сегодня средние производители — самый уязвимый сегмент торговли, поэтому они должны находить свое лицо и «держаться за своих производителей, понимать, что они в одной лодке».

Видимо, другую лодку предпочитают федералы. По словам Владимира Гончаревича, представителя сети «Дикси», федеральный ритейл законопослушно исполняет все федеральные нововведения. Маркировка, онлайн-кассы, готовность к «Меркурию» — к сетям нет претензий по этим вопросам. А что касаемо местных производителей, по словам Гончаревича, «надо обсуждать оптимальную модель сотрудничества в том или другом регионе, надо открыто говорить об опасениях, которые есть у региональных производителей».

Психотерапевтический аспект выступления представителя федеральной сети разгорячил фермера, председателя общественного движения «Федеральный сельсовет» Василия Мельниченко, который буквально «взорвал» зал с первых слов.

«Российское село — это 38 млн. покупателей и все что просроченное, на чем не успели переклеить этикетки, все везут в село. Мы большие помощники для нашего ритейла», — начал Мельниченко. И перешел на более высокие ноты.

«Нам предлагают цифровизацию, но наше правительство давно уже всех нас цифрами кормит». Мельниченко считает, что и сейчас в глубинке идет ликвидация любого вида производственной деятельности. Кто мог предвидеть скачок цен на дизтопливо на 7 рублей?!

— Хватит жаловаться на жизнь, ведь правительство нас жить не заставляет, — фраза буквально «взорвала» зал, смех сроднил всех.

Мельниченко высказал и инициативы: «зашла федеральная сеть в регион, будьте добры обеспечить 30−40% на полках местной продукции. Хочешь торговать на этой территории — давай развитие и местному производству». Он призвал производителей создавать кооперацию вместе с торговлей. А если диалог не будет найден, Мельниченко предложил «субсидировать из госбюджета покупку сельским жителям билета до Москвы, где много непроданного жилья и где можно поговорить с Путиным».

Также Мельниченко посетовал о том, что «весной этого года нам на 7−12 рублей понизили закупочную цену на молоко. Вы теперь ждете натуральное молоко в сетях?».

В тоже время представитель Минпромторга России выразил четкую позицию федерального регулятора, которая звучала в унисон стратегии развития федеральных сетей. «В чем смысл государства? Глобального рынка? Если разрешить в Рязани размещать на полке 30% рязанской продукции, то что тогда в Москву поедет? Так подходить нельзя. Это средневековые меры. Это навредит собственным производителям — они не смогут выйти на другие рынки. Так делать неправильно», — заявил Никита Кузнецов, заместитель директора Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции.

А что же вы предлагаете? — спросили из зала регионы.

— Мы сами губим своих производителей, не даем им источники сбыта. Поэтому нужны ярмарки, рынки, это и выглядит красиво, — резюмировал Никита Кузнецов.

Резюме от регионов: на местах виднее

Несмотря на позицию Минпромторга о том, что рынок все отрегулирует, руководители на местах хотят видеть местную продукцию на полках сетей в собственном регионе. Примеров решения этой проблемы масса. Так, в Сургуте создана специальная рабочая группа, которая вызывает к себе на разговор представителей торговых сетей — в итоге местная продукция есть в сетях. В Ярославской области создают «торговые галереи», четко обозначая, что «наших производителей там будет не менее 50%». В Алтайском крае делают ставку на развитие региональных сетей, которые сами заинтересованы продавать местную продукцию. В Липецкой области давно внедрили интернет-площадку «КООП48.РФ»: теперь производители успешно реализовывают продукцию через интернет. На Оренбуржье создают Центр поддержки производителей при ТПП, посредством которого будет оказываться помощь, в том числе для попадания в сеть. В Рязанской области каждый месяц проводятся закупочные сессии, на которые приглашаются представители сетей. Таким образом, производители не только попадают в сети, но и на РЦ (распределительный центр).

Однако это все усилия конкретных людей, борьба личностей с системой. К сожалению, общей государственной риторики о честном производстве продуктов питания в России и всяческой поддержке такого труда пока нет. Фальсификат обнаруживается с ужасающей периодичностью как Роскачеством, так и другими институтами контроля — Роспотребнадзором и Россельхознадзором. Представители регионов убеждены, — надо поддерживать честные местные производства, и именно такая продукция должна быть на полках сетей, в том числе федеральных.

Читайте также

2018 год в России: бабушки морозят хлеб и сушат сухари

В России торговля, например, федеральные сети, идут туда, где выгодно. Но Россия большая, и есть области, где в отдаленных местах, в деревнях живут пара десятков или даже несколько человек. И это наши люди. Такие места ритейлеры считают гиблыми — туда они не идут.

А вот зарисовка нашего времени, о которой рассказала Ирина Бажанова, министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области. «До чего дожили! Малые магазины закрылись и 16 деревень остались без них. Алкоголем невозможно торговать — нет интернета, а декларацию нужно вести за 100 км (ред. — причина закрытия магазинов система ЕГАИС). Раз в неделю в эти деревни завозят хлеб. Зимой бабушкам приходится его морозить или сушить на сухари». Бажанова предложила ввести компенсацию затрат по доставке товаров первой необходимости в отдаленные населенные пункты, а также предусмотреть социальную нагрузку на торговые сети в части снабжения отдаленных населенных пунктов товарами первой необходимости. «Вариант!», — поддержали регионы. Кстати, в самой Архангельской области такая работа налажена: областной закон позволяет компенсировать часть затрат на доставку продуктов в удаленные населенные пункты из средств областного и муниципального бюджета. «Сегодня мы выделяем 5 млн. рублей в год из бюджета и этого достаточно, чтобы эта доставка производилась», — уточнила Ирина Бажанова, призвав также поддерживать потребкооперацию, о которой сейчас никто не говорит, и она медленно умирает. «Мы готовы помогать. Нужны автолавки — давайте субсидируем их покупку или выдадим льготный кредит под низкий процент», — предложила она.

Отметим, что основные проблемы потребрынка регионов, а также предложения по преодолению негативных тенденций будут объединены в резолюции по итогам проведения стратегической сессии и направлены в правительство РФ.


Бизнес в России: Агентство Bloomberg назвало самого богатого человека России

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня