Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Туризм
26 июля 2018 12:34

Нефтяную державу Россию пересаживают на скрипучую телегу

Летать по стране становится слишком дорогим удовольствием

15864

Россиян ожидает очередной ценовой сюрприз. Авиакомпании, видимо, вспомнили о весеннем скачке цен на керосин и решили переложить его в стоимость билетов.

С 26 июля непопулярную меру вводит группа «Аэрофлот», которая уже предупредила о повышении топливного сбора и вряд ли другие авиаперевозчики заставят себя ждать. Мало того, они поспешат, пока еще россияне планируют летние отпуска.

Пока же генеральный директор интернет-сервиса для путешественников Biletix Александр Сизинцев подтвердил «СП», что они получили соответствующее письмо от «Аэрофлота».

— Согласно письму, с сегодняшнего дня стоимость топливных сборов на авиабилеты по внутренним направлениям за один сегмент вырастет на 200 рублей для классов Эконом и Комфорт, и на 400 рублей — для класса Бизнес. Ценовая политика Biletix при этом не изменится: мы не будем компенсировать увеличение стоимости топливного сбора за счет своего дохода, и цены в нашем канале вырастут на указанные вами суммы для соответствующих классов обслуживания. Этим летом, по данным Biletix, средняя стоимость авиаперелетов в эконом-классе в обе стороны по России составляет 9 758 рублей. Таким образом, при росте стоимости билета туда-обратно на 400 рублей средний рост стоимости поездки может составить около 4%, — сообщил Сизинцев.

Читайте также

Сложившаяся с билетами ситуация уже обеспокоила депутатов Государственной Думы и Совета Федерации. Так, представитель фракции Справедливая Россия Михаил Емельянов, считает, что это негативно скажется и на туризме, и на россиянах, которые вынуждены путешествовать самолетом. Впрочем, по его мнению, объективные основания для роста цен, наверное, есть.

— Повышение цен на билеты — это следствие той непродуманной акцизной политики, которую проводило правительство в предыдущие годы, когда активно повышали акцизы: очень резко выросли цены на топливо, в том числе, на керосин, — заявил депутат журналистам.

Однако он заметил, что наши авиакомпании пользуются значительной государственной поддержкой, у них есть резервы и такое резкое повышение цен на билеты вряд ли оправдано.

В свою очередь, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков рассказал «Парламентской газете», что повышение цен на топливо — это просчёт правительства, так как снижение пошлин стимулировало больший экспорт нефти и нефтепродуктов за рубеж.

— Очевидно, чем больше уходит за рубеж, тем меньше остаётся на внутреннем рынке. Внутренние цены, по теории, равны внешним ценам минус пошлины. Если пошлины снижаются, значит, внутренние цены приближаются к общемировым, — цитирует Аксакова издание.

Между тем, любое повышение цен, по мнению Исполнительного директора Ассоциации туроператоров (АТОР) Майи Ломидзе, неприятно для потребителя.

— Казалось бы, на первый взгляд, это должно привести к каким-то серьезным изменениям, потому что у людей денег по-прежнему не очень много, и повышение даже на 100 рублей, так или иначе потребитель ощущает. Но поскольку ожидания туристов, бизнеса в связи с подорожанием керосина, что билеты повысятся в цене, зреют уже довольно давно, то сейчас шоковой терапии не получится. Рынок просядет на какое-то время оценочно на 5−10%. Меньше, чем ожидалось бы, но это несущественно, — считает она.

По ее словам, большинство путешественников купили билеты заранее, поэтому им беспокоится не о чем. А вот зима, как полагает Ломидзе, «просядет». И хотя, по данным экспертов туристического рынка зимний сезон и не ожидался высоким, но подорожание авиабилетов, с большой долей вероятности, сделает его еще ниже.

— Что касается дальнейшего повышения цены, то каждое последующее будет по чуть-чуть сокращать потребительский спрос. Но мы надеемся, что с ценами на керосин что-то сделают, потому что ровно такая же проблема не только с авиацией, а еще и с теплоходами, с речным туризмом. И там ситуации намного серьезнее. Там альтернативы нет. Там нет лоукостеров, - подчеркнула она.

Повышение топливного сбора скажется и на въездном туризме, так что болельщики, которые имеют паспорт Чемпионата мира и о безвизе для которых до конца этого года сейчас хлопочут депутаты, принимая в срочном порядке соответствующий закон, также окажутся в незавидном положении. И хотя Майя Ломидзе считает эту инициативу правильной, но иллюзий относительно возможностей гостей повторить вояж не питает.

— Болельщики из стран Латинской Америки, которых было очень много, понятно, что они не приедут даже с безвизовым въездом. Нет прямого авиасообщения, и перелет в принципе далекий и дорогой. Повышение цен окончательно убило надежду на этот сегмент рынка. Частично безвизом воспользуются болельщики и стран Европы и Азии. Но, конечно, они тоже считают деньги, поэтому здесь тоже возможно влияние, хотя не очень существенное, — полагает исполнительный директор АТОР.

Майя Ломидзе выразила надежду, что дальнейшего повышения цен на топливо не произойдет. При этом она напомнила, что регулярные перелеты на Дальний Восток субсидируются и для определённых категорий, как например, студенты, люди пенсионного возраста цены ниже.

Кстати, 25 июля Росавиация на своем сайте сообщила о дофинансировании субсидируемых маршрутов с Дальнего Востока в центральную часть России и обратно за счет образовавшейся экономии средств еще на 152 млн рублей.

«С учетом ранее принятого решения о направлении 473 млн рублей на дальневосточные направления, общая сумма дополнительного финансирования составит 625 млн рублей. За счет этих средств будут просубсидированы самые востребованные маршруты — из Магадана, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Хабаровска, Благовещенска, Якутска и Владивостока в Москву. Таким образом, российские авиакомпании, и прежде всего, „Аэрофлот-российские авиалинии“, смогут дополнительно выставить в продажу по специальному тарифу около 70 тысяч билетов со значительной скидкой в цене (в одну сторону)», — говорится в сообщении.

За этими благостными заявлениями пока есть только бесконечный рост цены на перелеты, а Дальний Восток становится все более оторванным от страны.

При этом Минтранс планирует субсидировать из федерального бюджета и перелеты в Горно-Алтайск в первоочередном порядке. По словам сенатора Владимира Полетаева, достигнута договоренность о включении Республики Алтай в перечень удаленных и труднодоступных территорий.

Как сообщил «СП» сенатор Полетаев, в связи с информацией о росте цен на авиабилеты, он уже сделал соответствующие запросы в авиакомпании.

— На последнем пленарном заседании Валентина Ивановна Матвиенко дала поручение, чтобы промониторили эту ситуацию, и осенью мы вернемся к этому вопросу, - добавил он.

Мониторит ситуацию, судя по всему, и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), тем более, что с просьбой изучить ситуацию в связи со значительным ростом цен на авиабилеты уже обратились власти Ставропольского края.

Как сообщает «Интерфакс», со ссылкой на главу краевого Минэкономразвития Валерия Сизова, в июле цены на авиабилеты в экономклассе из региональных аэропортов выросли в 4−5 раз.

Еще раньше, 31 мая, свою обеспокоенность ростом цен на авиатопливо во втором квартале этого года выразила заместителю председателя правительства РФ Максиму Акимову Pоссийская Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). В своем письме организация указала, что авиационный керосин в 2017 году оказался одним из наиболее подорожавших видов топлива в России.

«В первом квартале 2018 года „взлет“ ценовых индексов на авиационный керосин был прерван. Но при этом следует отметить, что, в соответствии с данными АО „СПбМТСБ“: - средневзвешенное значение индекса МАУ в 1-м квартале 2018 года было на 2,4% выше, чем в 4-м квартале 2017 года, и на 20,1% выше, чем в 1 -м квартале 2017 года», — отмечается в письме.

Читайте также

АЭВТ попросила Акимова дать указание ФАС проанализировать ситуацию на рынке авиатопливообеспечения. В полученном ответе заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин сообщил, что на рост цен повлияли динамика мировых цен, рост отраслевых издержек, сезонный спрос на нефтепродукты, общие инфляционные процессы в стране, а также налоги, в частности, «налоговый маневр» в нефтяной отрасли.

При этом в ФАС заверили, что ведется ежедневный мониторинг цен и объем продаж нефтепродуктов на бирже, выдаются соответствующие предписания нарушителям.

Насколько предпринятые меры окажутся эффективными очень скоро поймут те, кто планирует в ближайшее время авиаперелеты. Ну, а осенью, цифры должны оказаться и у тех, кто по долгу службы мониторит ситуацию с ценами на авиабилеты. Вот только путешественникам в любом случае придется раскошелиться.

Новости экономики: Госдума оперативно приняла закон о повышении НДС

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня