Экономика

Почем «черный опиум» для народа

Чтобы Россия не занимала деньги за рубежом, цена нефти должна быть не меньше 107 долларов за бочку

  
60

Россия подошла к «потолку» доходов и расходов, поэтому даже при цене нефти на уровне 70 долларов за «бочку» у нас не будет достаточных доходов для того, чтобы обеспечить бюджетные расходы, заявил, выступая в Совете Федерации руководитель аппарата правительства Сергей Собянин. По его словам, российский бюджет будет оставаться дефицитным ближайшие два-три года.

Это заявление Собянина не стало новостью. В кулуарах экономического форума в Давосе первый вице-премьер Алексей Кудрин заявил, что даже при цене 70 долларов за баррель Россия будет занимать на мировом рынке как минимум по 20 млрд. долларов не три, а все пять лет. То есть, по его мнению, все эти годы бюджет будет дефицитным.

В общем, можно сделать вывод, что времена бюджетного профицита прошли. Резервный фонд убывает по 7 млрд. долларов в месяц, и такими темпами к весне нынешнего года закончится, а вторую «копилку» — Фонд национального благосостояния, Кудрин, судя по всему, решил «скроить» на всякий случай. Не зря же его называют самым экономным министром финансов, благодаря бережливости которого нам было на что кушать в кризисный год. Правда, если бы все нефтедоллары, которые Кудрин собирал в Резервном фонде, были в свое время пущены на модернизацию отечественной экономики, то никакого бюджетного дефицита у России вовсе бы не было, но это уже другая тема.

Нас же интересует, почему, например, при цене нефти в 30 долларов за баррель в 2000 году России хватало на бюджетные расходы, а при 70 долларах в 2010 году придется занимать деньги у иностранцев?

— Начнем с того, что нельзя сравнивать номинальную цену нефти 2000 года с нынешней, ее нужно пересчитать в реальный показатель, — поясняет эксперт Центра финансовых проблем Павел Рекунов. — Не берусь подсчитать с точностью до доллара, но с учетом инфляции за десять лет, потери покупательной способности американской валюты и других макроэкономических факторов, нефть в 2000 году в пересчете на современные цены стоила гораздо более сотни долларов за баррель. Это первое.

Второе: бюджетные расходы за эти десять лет в реальном выражении тоже выросли многократно. Достаточно вспомнить, сколько раз индексировались зарплаты бюджетников и пенсии. К этому нужно добавить и нынешнюю рекордную индексацию базовой части пенсии на 46 процентов. Если бы пенсионеру в 2000 году сказали, что он будет получать 8 тыс. рублей пенсии, я думаю, его тут же хватил бы инфаркт. Но все эти повышения расходов нужно компенсировать доходами.

Бюджетные расходы в 2010 году выросли во многом за счет статей по трем основным разделам:

«правоохранительные органы» — на 56 млрд. рублей

«национальная оборона» — на 41 млрд. рублей

«пенсионное обеспечение» — на 17 млрд. рублей

Кроме того, правительство заложило в бюджет:

резерв — 80 млрд. рублей

льготные кредиты на моногорода — 10 млрд. рублей

программы по поддержке занятости — 43 млрд. рублей

на капитализацию банков — 250 млрд. рублей

субсидия «РЖД» — 25 млрд. рублей

Расходы федерального бюджета в 2010 году заложены в сумме 9,822 трлн. рублей или 23,2% ВВП, а доходы прогнозируются в размере всего лишь 6,636 трлн. рублей или 15,7% ВВП. В итоге дефицит федерального бюджета составил 3,187 трлн. рублей или 7,5% ВВП.

Теперь посмотрим на показетели 2000 года: доходы федерального бюджета составили 1,127 трлн. рублей, а его расходы — всего 954 млрд. рублей. Профицит бюджета составил 173 млрд. рублей. Конечно, номинальные цифры не показатель, их нужно умножать на уровень десятилетней инфляции. Но гораздо наглядней сравнить цифры расходов с ВВП в процентном отношении: анализ Минфина основных характеристик федерального бюджета свидетельствует о резком снижении удельного веса расходов федерального бюджета в объеме ВВП в те годы. Если в 1996 году он составлял 18,6 процента ВВП, то в 1998 году — 17,2, а в 2000 году — 13,5 процента. Разница впечатляющая.

Конечно, неплохо, что бюджет 2010 года гораздо более социальный, хорошо что правительство не забывает про поддержку экономики, еще не вышедшей из кризиса. Плохо другое: из года в год, начиная с начала нового тысячелетия, растут расходы на содержание чиновников. И хотя административная реформа начала века была призвана сократить бюрократический аппарат за счет объединения ряда министерств в одно ведомство, но им на замену появилось столько федеральных агентств, что общее число чиновников в стране только увеличилось. А сейчас некоторые министерства, например, Минпромэнерго, снова разделили, то есть — восстановили в прежнем виде.

В результате, по данным ФБК, расходы по статье на госуправление на федеральном уровне выросли на 16,4 процента, до 131,5 млрд. рублей. Расходы на функционирование президента выросли на 22 процента — до 3,65 млрд. рублей, аппарата правительства — на 37,9 процента — до 1,4 млрд. рублей, судебной власти — на 17,8 процента — до 4,1 млрд. рублей. Минфин объяснил этот рост затрат на содержание тем, что осенью прошлого года зарплаты чиновников были проиндексированы на 9 процентов, и валютными выплатами работникам посольств — ведь доллар и евро подорожали из-за девальвации.

Но, может, еще не все потеряно, ведь, как говорят некоторые зарубежные эксперты, справедливая цена нефти сейчас должна быть не меньше 100 долларов за «бочку»? Пускай мы смирились с тем, что плотно «сидим на нефтяной игле», но вот интересно, сколько должен стоить на мировом рынке этот «черный опиум», чтобы российскому народу жилось «без ломок»?

—  Мы проводили расчеты и пришли к выводу, что конкретно в этом году, для того, чтобы иметь сбалансированный бюджет, нам нужна мировая цена нефти в 107−108 долларов за баррель, — рассказывает ведущий эксперт института «Центр развития» ГУ-ВШЭ Андрей Чернявский. — Причина в том, что в нынешнем году в бюджет заложены очень большие расходы, кроме того, мы пока не поднимаем размер страховых взносов и продолжаем поддерживать антикризисные меры. И хотя достоверных расчетов по ценам на нефть никто не делает, но по прогнозам авторитетных международных агентств, в этом году они будут в районе 70−80 долларов за баррель. Можно, конечно, заменить зарубежные займы деньгами суверенных фондов — Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, но, с другой стороны, деньги фондов хотелось бы и поберечь. То есть, вопрос в том, за счет каких источников — внешних или внутренних, покрывать бюджетный дефицит.

Мне кажется, здесь Минфин проводит правильную политику, выходя с займами на внешний рынок. Во-первых, мы очень долго не занимали за рубежом, и 20 млрд. долларов в год — не такая уж большая сумма для страны. Главное, чтобы выйти на рынок и взять займы по разумным процентам, на наших условиях, а если поторопимся, придется занимать очень дорого. Кстати, есть такой вариант, что мы можем прожить этот год с дефицитным бюджетом, и не выходить на внешние рынки, обойдясь внутренними займами. Или занять за рубежом вдвое меньше обозначенной Минфином суммы — 10 млрд. долларов. Но многое здесь зависит от расходной политики правительства, которая и формирует этот бюджетный дефицит.

Однако, как сообщил на экономическом форуме Алексей Кудрин, Россия выйдет на рынок внешних заимствований уже в ближайшие месяцы и сразу наберет займов на 18,7 млрд. долларов. Так что внутренними резервами, как надеются наши эксперты, дело явно не обойдется. А раз будем брать много и сразу, значит — на условиях зарубежных кредиторов, то есть, дорого.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Семен Багдасаров

Политический деятель

Сергей Марков

Политолог

Сергей Жаворонков

Старший научный сотрудник Института экономической политики

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня