Лукашенко меняет Россию на Прибалтику

Минск активно пробивает «окно в Европу» через Латвию

  
10167
На фото: президент Белоруссии Александр Лукашенко
На фото: президент Белоруссии Александр Лукашенко (Фото: Михаил Метцель/ТАСС)
Материал комментируют:

В Белоруссии надеются на то, что стране с помощью Латвии удастся получить «беспрепятственный нормальный выход к морю». Об этом во вторник, 18 сентября, ставя задачу перед новым послом в Риге Василием Марковичем, сказал президент Александр Лукашенко.

Белорусский лидер подчеркнул, что у Минска и Риги имеется большой потенциал в развитии сотрудничества. «Вы понимаете, что выхода к морю у нас нет, и если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью», — заявил он. «Мы люди порядочные, обязательные, они это знают. И если они пойдут нам навстречу по многим вопросам, которые мы им предложим, они будут иметь определенный (и немалый) эффект».

«Они понимают, что с Беларусью надо не просто мирно жить, а нужно сотрудничать. Потому что слишком многое нас связывает. И экономика Латвии завязана на экономику Беларуси. И там нам нужно разбираться во всем этом, и нужен такой хозяйственный человек», — отметил Лукашенко.

Он также высказал мысль, что в Риге «почувствовали, что не все решается в Брюсселе».

«Да, хорошо, наверное, им в Евросоюзе. Но не все можно решить. Евросоюз поддержит какое-то время, а потом надо зарабатывать самим. И вместе мы можем заработать. И, самое главное для нас, через Латвию мы можем обеспечить беспрепятственный нормальный выход к морю с выгодой для себя. И в этом направлении мы должны работать», — подчеркнул президент.

Из слов Лукашенко выходит, что Белоруссии выгодней сотрудничать со странами Прибалтики, чем с Россией — членом ЕАЭС и участником Союзного государства, страной, у которой масса морских портов. Почему? Об этом мы спросили наших экспертов.

Читайте также

— Белоруссии есть что вывозить, — подчеркивает политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.

— Это, в первую очередь, нефтепродукты. В 2017 году Белоруссия продала европейским потребителям 12 миллионов тонн нефтепродуктов. Причем именно через латвийские и литовские порты этот экспорт в основном и проходил. Важно при этом помнить, что белорусские НПЗ работают на нефти, которую Белоруссия покупает в России по ценам ниже рыночных. Это форма поддержки Россией экономики дружественной страны. В первом полугодии 2018 года Россия экспортировала в Беларусь около 9 миллионов тонн нефти в среднем по 50 долларов за баррель. Рыночная цена барреля составляет 68 долларов. Вот такая арифметика.

«СП»: — По словам Лукашенко, «если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию». Почему не хочет Литва?

— Отношения между Литвой и Белоруссией зашли в тупик по причине строительства Белорусской АЭС, первый энергоблок которой будет запущен в 2019 году. Станция возводится «Росатомом» и расположена возле города Островец в Гродненской области. Это всего в 50 километрах от Вильнюса. В Литве заявляют об угрозе ядерного заражения местности.

«СП»: — Получается, что через Латвию проще добиться выхода к морю, чем договориться с Россией?

— Через Литву и Латвию до моря ближе. Порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области находятся подальше. Другое дело, что Российские железные дороги в 2018 году снизили на 50% цену на перевозку для белорусских производителей. Не берусь утверждать точно, но мне кажется, что транспортные расходы практически уравнялись. И политических рисков никаких. Цены на перевалку в портах тоже, по-моему, сравнимы. Мне кажется, все эти разговоры — это способ давления с целью получить наиболее выгодное предложение. Лукашенко знает, что литовские и латвийские порты заинтересованы в белорусском экспорте, потому что Россия посадила их на голодный паек, построив собственные нефтеналивные терминалы в Ленинградской области.

«СП»: — Как сотрудничество с прибалтийскими странами отразится на наших отношениях с Минском? Как Москва должна смотреть на подобные заявления и телодвижения?

— Это сотрудничество, как я уже сказал, и раньше осуществлялось Белоруссией, и, думаю, будет продолжаться с той или иной степенью интенсивности. Не думаю, что Россия будет подталкивать Белоруссию к конфликтам с прибалтийскими соседями. Лукашенко сам найдет, о чем поспорить. И с Россией, и с Прибалтикой.

— Минск старается использовать все доступные ему возможности для проведения максимально независимой политики, включая и экономические вопросы, — считает политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.

— Белоруссия, разумеется, не отказывается и не откажется от тех преференций, которые даёт членство в интеграционных процессах с участием России. Собственно, условия нахождения в этих процессах весьма широки и не эксклюзивны, то есть не предполагают отказа или значимого снижения кооперации с государствами, не входящими в ЕАЭС и Союзное государство. Москве, очевидно, было бы комфортнее, будь она единственным партнёром Минска в морском транзите. Минску же комфортнее проводить многовекторную политику, подчёркивающую белорусский суверенитет, который порой ставится под сомнение критиками.

«СП»: — Почему Вильнюс не хочет больше сотрудничать с Минском?

— Вильнюс через Брюссель препятствует строительству Белорусской АЭС, которое идёт на северо-западной границе страны. Хотя формально протесты Литвы связаны с вопросами экологической безопасности, некоторые заявления официальных лиц страны говорят о том, что дело не только в этом. Так, несколько месяцев назад глава МИД Литвы высказался в том духе, что Белоруссия обладает ограниченным суверенитетом. Предполагается, что речь идёт о некоей зависимости от Москвы. А если эта зависимость, что бы под ней ни понималось, будет устранена, то исчезнут и претензии Литвы к проекту БелАЭС.

Следует также отметить, что, если для наблюдателя из России три бывшие советские прибалтийские республики воспринимаются как единое целое, с общими политическими установками, то изнутри дела воспринимаются иначе. В этой связи смена партнёра с Вильнюса на Ригу — не обмен шила на мыло.

«СП»: — Лукашенко отметил, что у Минска и Риги имеется большой потенциал в развитии сотрудничества. В чем, например?

— Страны граничат друг с другом, для Минска Латвия — ещё и дополнительное «окно в Европу» для белорусских товаров и туристического потока. Расширение взаимодействия между странами по этим и иным направлениям — задача нового белорусского посла в Риге Василия Марковича.

Белорусским экспортёрам нефтепродуктов или удобрений дополнительный торговый путь будет, как минимум, полезен.

Читайте также

«СП»: — А как нам смотреть на усиление партнёрства Минска со страной, проводящей по отношению к России откровенно враждебную политику?

— Смотреть спокойно, а комментировать по-дружески, всегда подчёркивая, что российские порты открыты для Белоруссии, а Россия приветствует развитие добрососедских отношений союзного Москве Минска с государствами балтийского региона. Следует подчёркивать уважение суверенитета Белоруссии и именно в этом контексте трактовать историю с ухудшением отношений Минска и Вильнюса. Первый, очевидно, захотел сыграть с Белоруссией в детскую игру «чем докажешь, что ты независим от России?», но Минск его переиграл, просто предпочтя строить прагматические отношения с Ригой. В конце концов, если брать взаимодействие Белоруссии и Европейского союза, то здесь для Белоруссии свет не сошёлся клином на Литве.

В контексте же принципиальных для нас белорусско-российских отношений следует действовать не ситуативно («хотите порты? нате!»), но планомерно и с осознанием главной перспективы — строительства не союза государств, что по факту сейчас имеется между Минском и Москвой, но Союзного государства в настоящем смысле слова и в единственном числе. Следует снова на экспертном уровне поднять обсуждение референдума по принятию в Белоруссии и в России Конституционного акта Союзного государства — своего рода «предконституции», в соответствии с которой будут вноситься изменения в конституции РФ и РБ перед тем, как провести референдум, собственн, о по объединению в одну политическую общность. Напомню, что разговоры о Конституционном акте на самом высоком уровне шли ещё с 2001 года, а сам текст проекта акта висит на сайте Постоянного комитета Союзного государства с 2005 года. Надо отметить, что это очень простой и компактный документ, не бином Ньютона и не договор об ассоциации Украины и ЕС.

Существуют скептики, утверждающие, что ещё не пришло время, не созрела ситуация, что это настолько сложный вопрос, что его нельзя просто брать — и выносить на референдум (читай: нельзя гражданам двух стран решать принципиальный вопрос своего общего будущего). Получается парадокс: в начале «нулевых» время уже пришло, и ситуация созрела, а сегодня — «ещё не пришло». Почему граждане Великобритании могут решать такой «экспертный» вопрос, как отношения своей страны с Европейским союзом, а русские и белорусы решить свои отношения на референдуме «не доросли»?


Новости Прибалтики: В Риге проходит массовая манифестация в защиту русских школ

Постсоветское пространство: Денег нет: Европе надоели попрошайки из Латвии

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня