Вчера в Челябинске стартовал VIII Уральский инвестиционный форум, и корреспондент «Свободной прессы» на нем присутствовал.
Формально форум был посвящен теме привлечения инвестиций, но фактически бизнесмены и политики региона обменивались плохими новостями: кто обанкротился, кто разорился, у кого больше увольнений и что делать в совершенно провальном первом квартале следующего года.
Прослушав доклад вице-губернатора области Юрия Клепова, участники форума принялись его осуждать уже в кулуарах и пришли к очень неутешительным для себя выводам. Хитами стали известия об уходе с Южного Урала крупнейшего инвестора Олега Дерипаски, очередная ссора мэра Челябинска и областных властей по вопросу приходящей в город торговой сети «Ашан», а также — решение ЦБ России об отзыве лицензии у «Тюменьэнергобанка».
Еще один банк погорел на кредитах
Последняя новость буквально передавалась из уст в уста шепотом, прямо во время доклада Клепова. Еще бы, ведь впервые регион испытал столь крайнюю меру воздействия! Как говорят банкиры, ее применили в связи с неспособностью кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения.
ЦБ России совместно с Агентством по страхованию вкладов проведена оценка финансового положения «Тюменьэнергобанка», ее результаты установили отсутствие экономических возможностей и интересов инвесторов к государственному участию в предупреждении банкротства кредитной организации.
Демарш Дерипаски
Не менее горячо обсуждалась и печальная новость о демарше Дерипаски. Как не пытался губернатор области Петр Сумин договориться с олигархом, ничего не получилось — Дерипаска к Южному Уралу симпатий не питает, а в период кризиса не мешкая пожертвовал своими челябинскими активами.
Остановлена, например, деятельность единственного на Урале завода по производству автогрейдеров. ЗАО «Челябинские дорожно-строительные машины» (бывший завод имени Колющенко) входит в холдинг «Базовый элемент». На предприятии объясняют это резким снижением платежеспособного спроса на спецтехнику и утверждают, что ситуация исправится по окончании финансового кризиса. Однако точные сроки возобновления работы завода не называются.
Присутствующий на форуме экс-владелец завода Сергей Бухдруккер поделился с корреспондентом «СП» собственной версией остановки завода. По его мнению, к падению спроса на продукцию привел неграмотный менеджмент, и сегодняшнее руководство изначально преследовало цель не развивать производство, а удержать его до «удобного времени». Как раз финансовый кризис и стал поводом для закрытия предприятия. Теперь на месте завода может появиться коммерческая недвижимость, считает бывший его собственник.
— Действительно, спрос на дорожно-строительную технику начал падать, но совсем недавно и в меньших объемах, — сказал журналистам замгубернатора Юрий Клепов. — Несмотря на это не все предприятия идут на подобные шаги. ЧТЗ и «Уралтрак», например, продолжают работать.
При этом замгубернатора отметил, что остановка производства на ЧСДМ не вызовет серьезных последствий. По словам Юрия Клепова, проблемы появились не только у челябинского завода дорожно-строительных машин, но и у всей группы ГАЗ.
Бывший завод имени Колющенко — старейшее предприятие Челябинска, основанное еще в 1899 году. Оно занимает исключительно выгодное географическое положение — в самом центре города, рядом с вокзалом и транспортными развязками. И на инвестиционном форуме бизнесмены тут же принялись делить территорию завода. Если дела у «Базового элемента» не наладятся, то через три года в центре Челябинска, возможно, появится еще один торговый комплекс.
Магазин раздора
…Завершился первый день Уральского инвестиционного форума небольшим скандалом. Опять областные и городские власти не смогли поделить иностранного инвестора. О своих видах на южноуральскую столицу давно заявляли представители крупной торговой сети «Ашан». Вначале планировалось, что магазин разместится в огромном торгово-досуговом комплексе «Родничок», который, как говорят, принадлежит мэру Челябинска Михаилу Юревичу. Поэтому заявление французов о недовольстве мэром, как бизнес-партнером, прозвучало на форуме, будто гром среди ясного неба.
— Я последние полтора года регулярно приезжаю в Челябинск, пытаюсь реализовать проект по строительству крупного торгового комплекса, но из-за отсутствия земли дело до конкретики не доходит, — пожаловался Эрнест Елизаров, региональный менеджер по развитию «Ашан». — Хотя наша компания готова уже сейчас вложить в проект 200−250 миллионов долларов, создать 800 рабочих мест, платить налоги в местный бюджет… Своему коллеге вторил коммерческий директор французской строительной компании «Винси конструкшн грандс проджектс» Жан Зиоло:
— Мы планируем на инвестиционном форуме найти местного партнера для реализации проектов, самим это сделать сложно. Хотим построить в Челябинске несколько торговых центров, — сообщил он.
Последующие высказывания представителей иностранных компаний, связывающих свое развитие с Челябинском, были в том же духе.
Французов поспешил успокоить первый вице-губернатор области Андрей Косилов. Он заявил, что иностранным инвесторам нужно обращаться не в мэрию, там они землю под свои проекты никогда не получат. Зато областные власти готовы хоть сейчас предоставить «Ашану» два прекрасных земельных участка прямо в центре Челябинска. Представители мэрии Челябинска от комментариев отказались.